главная страница
темы
л76. Стихийность и сознательность
1. Рассуждения и чувства
2. Чувства и жизнь
3. Непроизвольные высказывания и реальность
4. Опыт вытеснения чувств и самодостаточность.
5. Парадоксальность реакций сознания и бессознательного.
6. Плен слов.
7. Функция юмора
8. Время жизни истины
9. Стихийность.
10. Ленин о стихийности и сознательности
11. О доступе к стихийности
Сначала что-то было замечено. Нет, это было еще раньше, когда я сказал, что
наша мысль, наше
рассуждение, наши выводы ничего не стоят, если они не переходят, может быть,
сначала в план чувств, которые следует пережить, а затем в их актуализацию, в их
практическую реализацию, в превращение их в материальный результат, в
котором они исчезают. Чувства возникают в результате наших отношений с
реальностью, и чувства же исчезают в ней, изменив её.
Чувства реализованные изменяют нашу чувственную материальную реальность.
Чувства же, которые затормаживаются, бесконечно обращают на себя наше внимание,
превращаясь в вечный объект наших мыслей, который закрывает нам путь в
реальность и который тем более лишает нас возможности что-либо изменить в
ней, просто потому, что мы ничего не умеет делать, потому что только чувства
есть способ, посредством которого мы соединяемся с реальностью и изменяем её,
а если мы их отрицаем как несущественное и, более того - глупое, то тем самым мы
отчуждаем себя от реальности. И тогда что остаётся делать чувствам, как не превратиться
в рефлекс, который действует на нас независимо от нас, который мучает нас и от
которого мы не можем избавиться. Потому что чувства - это способ нашей жизни. А
когда мы отвергаем чувства, мы отвергаем от себя жизнь. И потом сами же
обижаемся на то, что не живём. Эта мысль явилась мне
тогда просто как непроизвольное высказывание, а ведь содержание
непроизвольных высказываний воспринимается нами как откровение, как чудо,
как то, что соответствует реальности. И в качестве откровения непроизвольные
высказывания не требуют для себя доказательств: они представляются нам в виде
истины уже в силу своего существования.
Ощущение этой их роли формирует рефлекс погони за непроизвольными
высказываниями. Позже, когда приходит пора размышления над непроизвольными
высказываниями и соотнесения их с реальностью, оказывается, что они легко
укладываются в реальность, и ты удивляешься, как это ты не замечал этого раньше
и как ты мог подобные вещи ощущать как почти божественное откровение, настолько
простым всё это оказывается. Эта извечная погоня за чудом... Все
наши замечательные мысли о мире ничего не стоят, если они не переходят в
соответствующие им чувства и их реализацию. Так я подумал. Я, который по жизни
всегда отрицал чувства и превозносил мысли и знания, который всегда возмущался
чувствами и кричал, истошно, до истерики, что чувства - это животность, это
непроизвольность, это рабство и скотство. И, наверное, для этого были основания.
Все мы преодолеваем в себе что-то, и, наверное, речь шла о том, что чувства мои
мстили мне за то, что я их отрицал. Я слишком возносился ввысь, слишком был
высокомерен, чтобы опуститься до чувств. И чувства мстили мне за моё
высокомерное отношение к ним тем, что превращали меня в их раба, были для меня
действующей на меня независимой от меня силой, превращая меня в марионетку,
которую за ниточки внешние раздражители.
Отсюда, наверное, возникло
моё "да-нет", о котором говорила Зинаида Николаевна и в связи с которым Николай
Михайлович называл меня "психом ненормальным". Но я не понимал, о чём они
говорят. Я никогда не любил шуточек с собой, то есть
не обладал чувством юмора. И люди с чувством юмора, пытавшиеся испытать его силу
на мне, делали это не более одного раза. Впрочем, я и не припоминаю подобного
рода попыток, за исключением двух случаев. Один случай был с Лёшей Яковлевым.
Что-то там было, какая-то ситуация, взбудоражившая меня, и Лёша, человек
самолюбивый и уязвительный, захотел оторваться на мне и что-то такое сказал. В
ответ он узнал о себе много нового и по полной программе: что он... и он... и
он... Я высказал всё это залпом в течение полусекунды, и, разумеется, на
чистом русском языке, известном краткостью и силой выражений, и тут же забыл об
этом случае. Наступило время перерыва. Я говорю: "Лёша, пошли в столовую". В
ответ Лёша ничего не ответил, заковавшись в панцирь обиды. И долго дулся "и идею
копил". Может быть, в душе и посейчас дуется. Но это уже не моя, а его проблема.
Второй случай был с Сашей Волковым. Женя Бурковский в ужасе: "Как же вы будете
вместе работать?!" Но Саша Волков был человеком трезвым, и реагировать на мои
слова никак не стал, но и шуток со мной больше себе не позволял.
Словом, я вытеснил из сферы своих отношений с людьми чувства, и научился
вполне самодостаточно реагировать на возможные чувственные воздействия на
себя, и, кажется, вполне был доволен созданным мной положением вещей и ощущал
себя самодостаточным. Но вот что, может быть, любопытно: Я всегда считал,
что не следует на человека давить. Что человек свободен и может делать то, что
считает нужным. Но это всё теоретически. Практически же я заставлял человека
делать то, что считал нужным, не останавливаясь ни перед чем, и это в конечном
счете переросло в своего рода спорт - победить во что бы то ни стало, додавить
любой ценой. И т.о. требования объективной необходимости незаметно переросли в
субъективную страсть идти до конца, уже не сообразуясь с объективностью, так что
это стало мешать, ограничивать. Возникла своего рода непререкаемая логика
"да-нет", в западне которой я оказался, основанная на абсолютизации чувства
противоречия: если нечто сказано, значит, оно должно быть выполнено. Если ты
что-то сказал, то должен выполнить сказанное несмотря ни на что. Возникла
абсолютизация слов: слова начали восприниматься буквально: если что-то мне
сказали, то на этом я фиксировался, я рассматривал это как то, что есть, и
соответствующим образом реагировал. Если я что-то сказал, то хотя бы я и думал и
чувствовал иначе, я должен был следовать сказанному. Я оказался в плену слов. Я
оказался отчужден от самого себя. Я оказался в плену слов и не знал, что с
этим делать. Это отношение выступало в качестве непререкаемого закона моего
поведения, и любые отклонения по жизни от этого закона вызывали во мне неприятие
тех явлений, которые в этот закон не вписывались, и это вовсе не потому, что я
считал, что так должно быть, а потому, что возникла сила, которой я не мог
противостоять и которая заставляла меня следовать формуле "да-нет"
И вот как-то в очередной раз, когда рефлекторная схема реагирования
требовала осуществления определенных действий, явилась непроизвольная
мысль: "А почему бы не отнестись к этому с юмором?" Так я в то мгновение
подумал, и я не знал, как я поступлю на самом деле, но это избавило меня
от излишней напряженности. Сама мысль об отношении к чему-то с юмором
была непроизвольной, была некоей установкой, но в чем заключался её смысл? В чем
вообще значение юмора? Значение юмора - в расфиксации относительно объекта. Что
такое фиксация на объекте - это установление рефлекторной - читайте -
необходимой реактивной связи с объектом. Юмор же говорит: можно не обращать на
это внимания, можно не реагировать на это. И тем самым юмор позволяет
объективироваться по отношению к объекту, рассматривать его объективные свойства
и вырабатывать произвольно способы ответных воздействий, основанных на
свойствах объкта, а не на нашем субъективном его восприятии. А потом,
вечером 31, я делал оливье, и переключил телевизор, и случайно попал на "Иронию
судьбы", на её последнюю треть, и обратил внимание на то, что делают её герои,
что они говорят, И вдруг обнаружил поразительную вещь, которую можно назвать
временем жизни истины слов подобно тому, как в Buildere C++ есть время жизни
переменных в блоках, в которых они определяются. И как в Buildere С++ есть
множество разных блоков, входящих друг в друга, таких, что приоритет выполнения
переменной, если только это специально не оговорено, принадлежит блоку, в
котором она
определена, так что она формируется в данном блоке, и разрушается при
выходе из блока, точно то же самое делают герои фильма. Еще пару дней назад я
сказал бы, что это - "низкая чувственность, которая не знает логики", и всё это
вызвало бы во мне высокомерное чувство. Но, может быть, в том числе и мысль о
том, что фильм, которому уже бесконечное множество лет, из года в года смотрится
миллионами зрителей как своеобразный
новогодний талисман, и то, что я, думая, что уже видел этот фильм и
сейчас переключусь на другой канал, не сделал этого, показал, что, значит, есть
же в этом фильме какая-то глубочайшая истина искусства, если он настолько
завораживающе действует, и это притом, что он определяется как новогодняя
сказка. И тут я понял, в чем дело. В этом фильме налицо единство
духовности и чувства, налицо это отношение между двумя противоположными
сторонами, в которых одна сторона определяет себя как познающая и регулирующая и
управляющая процессом, и это сторона духовности, и другая сторона реализующая
себя в поведении героев, и это сторона чувственности. Духовность и чувство
оказались гармонически соединены, и эта их соединенность определена тем временем
истины чувства в блоке, в котором оно образовано и при выходе из которого
разрушается, поскольку истина текущей формы чувства преодолела свою собственную
реальность тем, что изменила реальность и истощилась в этом её изменении. Мы
имеем дело с дискретно-непрерывным жизненным процессом, в котором чувство
непосредственно, неотрывно замкнуто на реальность, и в этом выражается его
непрерывность. Действия чувства преобразуют текущие реальности во всё новые
ситуации, чем определяется дискретно-непрерывный характер процесса. Характер
процесса характеризуется доминированием чувства в том смысле, в каком доминируют
бесконечно малые в высшей математике: Ведь чем грубее истина чувства, тем более
она превращается в заранее заданную установку, в то, что можно и чего нельзя,
что должно быть и чего быть не должно, и тем сильнее отрыв от реальности и
ожидания от неё определенных результатов, которые рассматриваются как
единственно истинные, тем в большей степени процесс превращается в
целесообразный, то есть в процесс, результат которого заранее предсказан, и
осуществляется отбор событий и схем поведения, ведущих к результату. Поведение
становится произвольным, не допускающим ничего случайного. И, напротив, при
стремлении жизни истины чувств к бесконечно малым, ситуация начинает развиваться
в соответствии с реальностью участвующих в ней сторон и ситуаций, а не с
отражением с заранее приготовленными схемами поведения в реальности.
Важность и противоположность, которую заключает в себе этот процесс, состоит
в двух полярных отношениях к реальности: актуальным отношением, когда реакции
определяются непосредственно актуальной чувственной реальностью (правое
полушарие), при котором доминируют данные чувства и реакции определяются не
рассудком, не мыслью, а чувством, тем, что называют реакциями сердца. И
реакциями рассудочной целесообразности, когда от внешности требуется её
соответствие рассудку (левое полушарие) и во внешности реализуется рассудочный
интерес человека. Эти две противоположные стороны проявляют себя в мысли
как единстве рассудочного и сердечного чувств (ведь содержание рассудка - это
также некоторое отчужденное чувство). Весь вопрос в том, что в чувстве
доминирует - настоящее или прошлое, чем определяются реакции - текущей
актуальной ситуацией или рассудком, представляющем фиксации, обусловленные
прошлым опытом.
Так вот в чем причина моего ощущения, почему мне
вечно чего-то не хватает и меня не покидает чувства, что чего-то я
не понимаю и не умею, что во мне нет того, что есть в других
"естественных" людях и что делает их более приспособленными к реальности. Одно
дело - отталкивать реальность, воздействующую на тебя, и другое дело -
чувствовать реальность и быть в реальности. Меня всегда сопровождало
ощущение, что я существую вне реальности, что реальность существует сама по
себе, а я - сам по себе. Я общался с реальностью при посредстве понятий,
переводил чувства, которые вызывала во мне реальность, в понятия и отвечал на
уровне понятий, а не чувств. И всегда ощущал голод по тому, что отрицал, голод
по чувствам. Значит, следует формировать реакции на ситуацию без
заранее заявленных шаблонов поведения относительно ситуации; реагировать на
текущую истину, а не на истины, заимствованные из прошлого. На
интимном уровне люди взаимодействуют друг с другом на уровне чувств, и это и
есть жизнь. Там, где возникает идея целесообразности, там возникает также и идея
отчужденности от реальности. Мы видим, как взаимодействуют между людьми
чувства, а не рассудочные категории, и эти чувства и есть единственно жизнь. Всё
же остальное - это наши представления о жизни
-Гм, гм.
Послушайте, а не кажется ли вам, что вы сейчас выступаете с позиций
стихийности, против которой решительно выступал Ленин в начале еще прошлого
века. -Ничуть. Ленин в "Беседе с защитниками экономизма" писал: "Они
путаются в вопросе о взаимоотношении между "матерьяльными" (стихийными)
эементами движения и идеологическими (сознательными, действующими "по
плану").Они не понимают,что "идеолог" только тогда и заслуживает названия
идеолога, когда идёт впереди стихийного движения, указывая ему путь,
когда он умеет разрешать все теоретические, политические, тактическое и
организационные вопросы, на которые "материальные элементы" движения стихийно
наталкиваются. Чтобы действительно "считаться с материальными элементами
движения", надо критически относиться к ним, надо уметь указывать опасности и
недостатки стихийного движения , надо уметь поднимать стихийность до
сознательности. Говорить же, что идеологи (то есть сознательные руководители) не
могут совлечь движения с пути, определяемого взаимодействием среды и элементов -
это значит забывать ту азбучную истину, что сознательность участвует в
этом взаимодействии и в этом определении. Дело в том, что стихийный
подъём и рабочей массы и других общественных слоёв происходит в последние годы с
поразительной быстротой. "Материальные элементы" выросли гигантски, но
сознательные руководители отстают от этого роста. Массовому (стихийному)
движению недостаёт руководителей, обладающих широким политическим кругозором."
Речь в тексте идёт как раз о таком "сознательном руководителе",
который потерял связь со "стихийным движением", и перед ним вопрос стоит уже не
о том, чтобы руководить им, но о самом доступе к материальному
движению.
03.01.12 г.
|