Касания. Родитель и ребенок.
Улица, тротуар, по тротуару идет девочка. Из волос у неё торчит какая-то
длиннющая палка, и у меня ощущение, что палка попадет мне в глаз. Я
вытаскиваю эту палку у неё из волос и отдаю ей в руки. На лице девочки
появляется обиженное выражение. Я коротко ласково обнимаю её со словами: "Я
же тебе ничего не сказал". На лице девочки появляется успокоенное выражение.
Мы расходимся, а во мне возникает неприятное ощущение себя. Ощущение лжи: я
импульс агрессии прикрыл импульсом ласки, и в результате возникло
ощущение горькой сладости.
Невольно вспомнился
монолог Жванецкого. На "дежурном по стране" он что-то говорил, потом сел. И
вдруг у него вырвалось: "И он сел с самодовольным видом". Затем подумал и
сказал: "Когда у человека что-то не получается, он садится с самодовольным
лицом. Я чувствую, что у меня не сложилась концовка, и появился
самодовольный вид" как компенсатор неудачной концовки. Замечу, что это -
субъективное ощущение в модели Жванецкого. Объективность может быть иной.
Вообще же чувствуется, что публика пошла не та, публика пошла чувствующая,
но не мыслящая, не та, которая была в "почтовых ящиках"; а так как эта
публика платит деньги, то Жванецкому приходится приспосабливаться к ней,
наклоняться, а это ему не интересно. Эта публика даже не воспринимает пауз,
которые ему приходится делать для того, чтобы до неё дошло, до неё всё равно
ничего не доходит, и ему приходится добавлять: "что, нужно делать паузу?" И
публика начинает смеяться. Но смеется она не потому, что поняла, о чем он
говорит, ей просто указали на то, где нужно смеяться, а так как у неё
потребность смеяться, то ей нужен какой угодно раздражитель, чтобы вызвать у
неё смех. Ради этого она сюда и пришла. Покажи ей палец - и она тоже начнет
смеяться. И поэтому Жванецкому становится не интересно. И возникает чувство
ненужности. Некому открывать глаза, потому что глаз у людей нету. Это в
особенности проявилось при чтении им монолога озабоченного гражданина.
Публику резануло выражение "у нас дикая женщина", и женщины немедленно
почувствовали себя обиженными, и в аудитории нависла напряженная тишина,
которую, в свою очередь, почувствовал Жванецкий. И снова им овладело это
чувство скуки, безнадежности и собственной ненужности, и у него
непроизвольно-торопливо-досадливо вырвалось: "я сейчас заканчиваю". А
монолог хорош. Только ребятам это не нужно. "А нам всё равно, а нам всё
равно"- это формула ребят. Ребята в этой жизни ничего не ищут, кроме
хлеба и зрелищ. Всякая власть создает свой народ, формируя массы под
себя способами, соответствующими природе власти и с целями, чтобы массы
удовлетворяли потребностям власти. Одна власть формирует людей почтовых
ящиков, другая власть формирует людей толпы.
Эрик Берн:
"Представляет интерес то, что происходит, когда в процессе нормального роста
ребенок постепенно отдаляется от матери. После того, как период близости с
матерью завершен, индивид сталкивается с социальными, физиологическими и
биологическими факторами, препятствующими продолжению физической близости
того типа, которую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек
постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится
довольствоваться символическими формами физической близости".
В
этом высказывании есть две стороны: сторона характера близости с
матерью, определяемого отношением матери к нему. Здесь, в этом отношении,
формируется существенным образом основная канва, основная формула характера
будущих отношений ребенка к окружающим, определяемая другой стороной
высказывания, связанного с психологическим законом отражения.
Психологические процессы во многом напоминают конденсатор, который
сначала чем-то заряжается, а затем отдает свой заряд. Те ощущения от матери,
которые ребенок испытывал в качестве принимающего чувствующего
существа, в последующей жизни познающего существа оборачиваются
смыслом действий его матери по отношению к нему в его отношениях с
окружающими. В этом проявляется отражение действия. Внутренние ощущения,
являющиеся отражением воздействий на нас, отражаются затем точно такими же
ответными действиями. Если ты, попав в армию, бываешь избит старослужащими в
качестве превентивной меры воспитания, то это избиение выстреливает из тебя,
когда ты становишься старослужащим: как старики избивали тебя, молодого, так
теперь ты, став стариком, избиваешь прибывающих молодых. И воспринимаешь эти
отношения как закон, как то, что есть, как реальность, а не как то, чего не
должно быть. Твоя жажда отмщения за себя не даст тебе относиться к
существующим отношениям как к тем, которые должны быть уничтожены. Злость и
ненависть нескончаемо порождают ответные злость и ненависть.
Завод. Цех по сборке подшипников. Две женщины - сборщицы. Подходит
наладчик, входит в программу контролера и что-то тс ней делает.
Одна из женщин начинает привычно канючить: "Молодой человек, вы
сделаете, чтобы нам было легче работать?" В её лице нечто
подобострастно-прилипчивое. У наладчика возникает ощущение, что
к нему прилип банный лист. Чтобы он отстал, он говорит: "Мне это не нужно. Я
такой же работник, как и вы. Я делаю свою работу". Работница гаснет. Вторая
работница: "Этим сволочам ничего не нужно". Наладчик касается её рукой: "Что
ты такая возбужденная?" Работница, как будто её ударили током, отскакивает в
сторону: "Не прикасайся ко мне!"- раздается её буквально вопль. Для неё
прикосновение наладчика - это прикосновение гада. И вообще все гады. Её кожа
постоянно раздражена, потому что всё, что её ни окружает, живое и мертвое -
это всё гады. И своё чувство, что её окружают гады, она изливает на
окружающих при каждом удобном случае, и от этого получает временное
удовлетворение. Но через минуту удовлетворение прошло, и она снова ищет
раздражитель, на который можно излить свою ненависть. Её обходят, и тем
самым поддерживают её в этом её консервативном состоянии. Однажды какой-то
рабочий дал ей в рожу, и это облегчило её состояние. С тех пор она с ним
ласкова до самоуничтожения, и ему достаточно зыркнуть на неё, чтобы она
испытала чувство, сходное с оргазмом.
Берн: "Эксперимент на крысах
показал, что физический контакт благоприятно влиял не только на физическое и
эмоциональное развитие, но также на биохимию мозга и даже на
сопротивляемость при лейкемии. Существенным обстоятельством явилось то, что
ласковое обращение и болезненный электрошок оказались одинаково
эффективным средством поддержания здоровья крыс"
Приведенный эпизод с женщинами
указывает на формулу тождества процесса удовлетворения в сенсорном общении:
делай то же для того, чтобы сенсорный голод объекта был удовлетворен (это
совсем не означает, что вы также будете удовлетворены): действуй в
соответствии с эмоциональной схемой объекта, делай то, что он делает.
Канючат - канючь, оскорбляют - оскорбляй.
Группа студентов,
юношей и девушек. Один из парней дружески кладет руку на плечо девушки.
Другой студент видит это; он смотрит на девушку и в лице его появляется
презрительное выражение. В его раннем детстве не было таких дружеских
контактов, и он воспринимает руку юноши на плече девушки как что-то грязное,
и у него возникает чувство презрения к девушке. Сам он никогда никого не
касается, и он избегает прикосновений к себе. Он вся и всех держит на
расстоянии от себя. Он испытывает сенсорный голод, но не способен его
преодолеть. В нём отсутствует соответствующий детский опыт.
Когда сенсорный голод не
удовлетворяется, он прорывается в своём непосредственно физиологическом
аспекте - сексуальности. Что бы мы ни делали, в основании любых наших
действий лежит сексуальная энергия. Сексуальность является двигателем всех
наших действий. Занимаемся ли мы наукой, слесарим, воюем, укачиваем ребенка
- за всем этим стоит сексуальное напряжение, обеспечивающее наши действия.
Но все наши действия имеют тот смысл, который они имеют -
именно, занятий наукой, слесарной работы, военных действий, укачивания
ребенка. Сексуальность во всех этих вещах снята. В этом случае даже сам
процесс сексуальности не выступает в форме похоти. Но как только вы, увидев
женщину, прелюбодействовали с ней в душе своей (мысль Л.Н.Толстого),
отношения переворачиваются. Сексуальность, которая до этого была снята,
превращается в положенность, и вы уже не можете смотреть на женщину иначе,
как мысленно не прелюбодействуя с ней, и вы не можете уже дружески положить
ей руку на плечо, потому что это ваше движение уже не может означать
дружеского отношения, но является выражением вашей похоти. Словом, вы
превращаетесь в "похотливого козла", и мысль ваша оказывается внутри вашей
похоти и не в состоянии выбраться из неё. И, таким образом презрительное
выражение на лице студента говорит о том, что он уже не может смотреть на
женщину иначе, как только через призму похоти, но у него дружеское и
похотливое разделены, противопоставлены друг другу, у него дружеское
отношение и похоть не отождествляются, не переходят друг в друга, не
отражаются друг в друге и друг друга не обусловливают: сознание и
чувственность у него разорваны, они отрицают друг друга. У него отсутствуют
выборы: его рука не способна произвольно выразить дружеское чувство к
женщине, "хотя и хочет", потому что тут же является сознание со своим "это
похоть" - и тем самым блокирует дружеское движение чувства, которое
управляло рукой.
-
Что стоит за отношением "родителя" и "ребенка". Отношение родителя - это
отношение познающей и познавшей части человека, а отношение ребенка - это
чувственное отношение. Вспомним Джемса с его познающей и познаваемой частями
личности. Но на деле познаваемая часть - это часть, представляющая собой
жизненную реальность человека, это разворачивающаяся его жизнь. Познающая
часть накладывает на жизненный процесс схемы, в которых жизненный процесс
реализует себя. Эти налагаемые схемы называются культурой человека. Культура
- это всегда искусственное, которому человек себя подчиняет и в рамках и
через посредство которого, рассматривая его в качестве узды, налагаемой на
него, или в качестве средства, которое он применяет, реализует
свою жизнь.
- Когда мы говорим о желудке, то на внешнем уровне это проявляется как
вещизм, непроизвольное притяжение человеком к себе вещей. В этом смысле это
- сексуальное отношение к вещам. И этим отличается социальная реальность от
биологической. Сексуальный голод - это форма голода, и в этом смысле он
ничем не отличается от пищевого голода. И, соответственно, для того, чтобы
голод - сексуальный или пищевой или какой угодно - мог быть удовлетворен,
нужны объекты удовлетворения. Необходимо обладание объектами удовлетворения.
То есть существование как бы частной собственности на объекты
удовлетворения. Хотя бы на какое-то время. Т.о. каждый человек является
вещью, и в то же самое время рассматривает других людей как вещи.
Поляризация же этих двух сторон заключается в том, что на одном полюсе мы
имеем дело с людьми, которые чувствуют себя по преимуществу вещами и ведут
себя как вещи. И на другой стороне люди, которые чувствуют себя как хозяева,
владельцы вещей, но сами не являются вещью. Человек-вещь не ощущает себя
хозяином вещи, в том числе и такой вещи, каковой является он сам. Можно
выделить подкласс людей, которые относятся к себе как к вещи и в то же
самое время относятся к себе как к хозяину этой вещи. В таком человеке
противоположности совпадают.
- Ребенок характеризуется тем, что замкнут на себя: его
поведение определяется его чувствами. Это можно представить себе таким
образом, что ребенок во всём видит только самого себя, управляется
только своими собственными чувствами. В целом же в человеке можно видеть
два отношения: отношение к себе и отношение к окружающему, и им ищутся
варианты поддержания равновесия между этими двумя отношениями, в
которых, с одной стороны, он должен удовлетворять требованиям
окружающего его мира, и с другой стороны, удовлетворять потребности
своего чувственного Я. (Когда речь идет о двойственности,
противоречивости Я, то эта его двойственность характеризуется
противоположностью чувственного Я как отрицательного по отношению
к внешности Я и положительного Я, содержанием которого являются
требования, предъявляемые к нему его внешней средой. Т.о. Я человека
есть единство (сумма) его положительного и отрицательного Я : Я =
(-Я) +(+Я) . Родитель - это человек, стоящий на объективной точке
зрения. (У Берна это взрослый. Ребенок - это управляемый. Родитель - это
управляющий. И то и другое отношение - импульсивное. Взрослый же - это
по сути своей рассудок, противостоящий непосредственным импульсам и
формирующий произвольные импульсы в соответствии с объективными данными,
и в этом смысле взрослый противостоит и ребенку, и родителю как
импульсивным образованиям.)
- Для определения того, что в вас доминирует - ребенок или родитель,
обратите внимание на ваши сексуальные фантазии. Если в них вы выступаете
обычно с чувствами ребенка, значит, в вас в том числе и в реальных
отношениях регулятором поведения является ребенок. Если же вы выступаете
в роли папаши или мамаши, значит, в вас доминирует родитель.
- Сексуальность - это энергетика, это движущая сила, т. ск., энергия в
чистом виде.
- Непосредственно - чувственное (детское) отношение - это отношение
гипнотика. Непосредственное отношение - это также и мышление гипнотика,
которое характеризуется верой: всему сказанному гипнотик верит, то есть
принимает любое сказанное, каким бы оно ни было. Это существенно черта
русского характера, характеризующаяся гипнабельностью в отличие от
западноевропейского, который характеризуется познающим отношением к
действительности и тем самым отношением гипнотизера. В этом смысле можно
говорить о том, что люди делятся на гипнотиков и гипнотизёров. или,
иначе, поляризация людей характеризуется полюсом абсолютных гипнотиков и
абсолютных гипнотизеров. Но подобного рода поляризация есть идеализация
реальности,
- Что происходит в случае неожиданного события? То, что человек теряет
контакт со своим контекстом: он забывает, где он, что он. Для него
исчезает и окружающее и он сам. И т.о. человек ощущает себя оказавшимся
в нигде, в котором и он никто. И тогда-то человек и начинает
воспринимать информацию и выполнять команды извне как то, что на
самом деле имеет место и себя как машину по исполнению команд. Самый
первый момент, связанный с гипнозом - это потеря контекста, то есть того
мира (точнее, модели мира), в котором человек существует. И человек
таким образом может оказаться в каком угодно мире ( в какой угодно
модели мира) с какими угодно контекстами и с какими угодно
законами этих контекстов.
- Имея дело с человеком, нужно определять, насколько он является
родителем и насколько он является ребенком. Нужно установит,
насколько он является сознательным и насколько он является
бессознательным и насколько он объективирован и насколько он
субъективирован и, следовательно, насколько он самоуправляем и насколько
он не самоуправляем и, соответственно, насколько внешние раздражители
вызывают в нём непосредственные, непроизвольные и насколько -
опосредованные, произвольные реакции. И, следовательно, насколько он
принадлежит и насколько не принадлежит себе.
- В целом же в этих отношениях доминирует два отношения - отношение
зависимости, желания зависимости (отношение ребёнка) и управляющее
окружающим отношение, отношение доминирования. Зависимые
позиционируют своё положение внизу, что демонстрируют особенностью
своего поведения, которую можно назвать готовностью подставиться.
Независимые позиционируют своё положение сверху, что выражается в
поведении "собаки сверху".
- Так как ребенок и родитель - это противоположности, то одна сторона
использует другую в качестве средства. Доминирующая сторона
противоположности называется положенной, подчиненная сторона называется
снятой. Положенной стороной определяются цели, снятая сторона
используется положенной в качестве средства. Например, родитель может
играть роль ребенка и тем самым манипулировать родительской составляющей
окружающих. О привычке же детей играть роль родителей и говорить не
приходится. Громадные массы взрослых детей тупо и самодовольно
разыгрывают из себя родителей.
- Итак, человек существует в каких-то постоянных контекстах, которые
существеннейшим образом ограничивают его. Но ограниченное и безграничное
связаны между собой. Путь в безграничное идет через ограничения.
Невозможно достичь безграничного, ибо мера безграничного определяется
через ограничение. Не существует безграничного вне ограничения.
Безграничное открывается через ограниченное и в ограниченном.
Безграничное является в ограниченном. Непосредственно же безграничное
есть ничто.
- Человек контекста ограничен контекстом, и это ограничение
воспринимает в виде чувства несвободы. Тогда как вырывание из
контекста воспринимается им как освобождение от наложенных на него
ограничений. Например, поездка человека в отпуск на отдых воспринимается
им как освобождение от ограничений, и, попав в другой контекст, человек
чувствует себя свободным от ограничений этого другого контекста и ведет
себя в соответствии с законом разрядки заторможенных, не реализованных
в нём импульсов. Человек в отпуске ощущает себя свободным от каких бы то
ни было контекстов.
- Между противоположностями должно быть притяжение. Родитель
притягивается к ребенку, ребенок притягивается к родителю. Но родитель
от родителя и ребенок от ребенка отталкиваются. В реальности человек
представляет собой меру того и другого, родителя и ребенка. Здесь
совпадением одинаковых полюсов обусловливаются силы отталкивания, и,
соответственно, противоположными полюсами двух людей обусловливаются
силы притяжения. Таким образом, силы притяжения и отталкивания, симпатии
и антипатии двух человек обусловлены соотношением в них мер
родителя и ребенка. Ребенок в одном человеке будет притягиваться к
соответствующему значению родителя в другом человеке, и родитель будет
притягиваться к соответствующему значению ребенка в другом человеке. И в
самом этом отношении должна выполняться мера, соответствие этих
противоположностей. (Здесь действует та же универсальная схема отношения
противоположностей, которую применил в "Поле и характере" Отто
Венингер.) Если, например, в человеке А имеет место мера ро(дитель) =05
и ре(бёнок)=0,5, и другой человек характеризуется такой же точно мерой,
то между этими людьми установится гармония: они не только будут
соответствовать друг другу, но они будут также и достаточны друг для
друга, им будет хватать друг друга. Если А(ро=0,9, ре=0,1) и В(ро=0,9,
ре=0,1) или (ре=0,9, ро=0,1) и В(ре=0,9, ро=0,1), то такие люди будут
отталкиваться друг от друга, так как ребенку одного будет слишком много
родителя другого, а родителю другого будет слишком мало ребенка первого.
Поэтому такая связь не может быть прочной. Если (ро=0,9, ре=0,1) и
В(ро=0,1, ре=0,9), то мы снова получаем гармоничную связь,
когда каждой из противоположностей одного соответствует такая же
противоположность другого. Т.о., равенством противоположных
значений обусловливается достаточность связи. В случае же неравенства
соответствующих сторон противоположности возникают силы напряжения, так
как одна сторона оказывается неспособна полностью удовлетворить другую.
- Ребенок и родитель - это суть одно и то же. Ребенок и родитель
характеризуются объективным положением человека, определяющем его
социальную функцию в качестве воспитываемого или воспитателя.
-
Ребенок и родитель – это две противоположные стороны в том смысле,
что ребенок – это система, настроенная на восприятие, ощущения,
подражания, обучения. Родитель – это система, которая настроена на
отреагирование, на действия, на то, чтобы учить, а не учиться.
Добавления
- БГ, основатели НЛП, говорят: мы не говорим правды. Всё то, что мы
говорим, это враки. Им следовало бы сказать, что они не говорят
правды, но они не говорят и неправды. Они говорят о том, что работает.
- Невозможно одновременно быть внутри объекта и вне его, наблюдать
объект и жить в нём. Невозможно в одно и то же время и в одном и том же
отношении быть теоретиком и деятелем, невозможно в одно и то же время и
в одном и том же отношении жить и наблюдать жизнь.
-
Что такое секс? – это ответ на раздражение внутри себя и
способ снятия этого раздражения.
| 11.11.09 г. |