Игры Берна
Игры Берна важны в качестве описанных схем стереотипных способов общения
людей как средства удовлетворения инстинктивно-рефлекторных схем поведения.
В играх Берна нас интересует рефлекторный аспект. Поведение,
рассматриваемое человеком как игра, представляет собой осознанный и
применяемый человеком стереотип. В основании любой осознанности лежит лежат
какие-то инстинктивные импульсы. Другими словами, в сознании человека нет
ничего, чего раньше не было бы в его инстинкте как вещи, которая связана с
субъективностью, индивидуальностью человека, то есть когда точка его отсчета
находится не вне его, а в нём. Берн описывает игры как данность. Не
менее важным является механизм формирования игр, их вариативность, динамика
их изменения. В обыденной жизни игры формируются либо на основе отражения
(подражания), либо бессознательно. За спиной реализации любой игры
стоит некоторая эмоциональная мысль, то есть мысль, выражающая некоторую
эмоцию. Эмоция связана с рассогласованием. Отношение между эмоцией и мыслью
очень важно. Эмоция, перешедшая в мысль, превращает инстинктивную реакцию на
воздействие в сознательное реальное ответное воздействие. И во всех случаях
игра выполняет активную компенсаторную роль.
Когда рассматриваются
игры, то, в общем теоретическом случае мы имеем дело с бесконечным числом
вариантов, так что те или иные факторы могут направить игру по разным
руслам. В реальности, однако, всё зависит от набора игр, которыми владеет
человек, а так же их взаимной связи в его сознании или бессознательном. В
этом смысле, если задан конечный набор игр, которыми владеет субъект, и дано
отношение между играми (функциональное значение каждой из игр для субъекта),
то поведение субъекта может быть формализовано.
Без комментариев - ."..Маленький
мальчик с восторгом смотрит на птиц, слушая их пение. Вдруг
приходит "хороший" отец. Он чувствует необходимость принять
участие в развлечениях сына и начинает его "развивать". Отец
говорит: "Это поет сойка, а сейчас чирикает воробей". Однако,
как только мальчик пытается различать птиц, он перестает их
видеть и слышать их пение. Теперь он должен видеть и слышать
только то, чего хочет его отец. Позиция отца, впрочем, вполне
оправданна, так как он понимает, что сын не будет всю жизнь
только слушать пение птиц. Чем раньше мальчик начнет свое
"образование", тем лучше. Может быть, он станет орнитологом,
когда вырастет. Однако лишь немногие люди
могут сохранить свою детскую способность видеть и слышать.
Hаверное, поэтому большинство представителей человеческого рода
навсегда утрачивают возможность стать живописцами, поэтами или
музыкантами, так как они очень рано теряют способность
непосредственно видеть или слышать. Это происходит из-за того,
что они получают всё из вторых рук."
- " К четвертой категории относятся люди, "включенные" в
окружающее, которые никуда не торопятся, потому что живут в
настоящем, как бы в гармонии со всем окружающим их миром, небом,
деревьями и ощущением движения. Торопиться - значит пренебрегать
этим миром и думать только о том, чего еще не видно за поворотом
дороги, или о самых обыкновенных препятствиях, или исключительно
о себе. Как-то один китаец спешил на электричку. А
сопровождающий его европеец заметил, что они могут сэкономить
двадцать минут, если сядут на экспресс. Они так и сделали. Когда
они сошли у Центрального парка, человек, спешивший на
электричку, к большому удивлению своего друга, уселся на скамью.
"Если мы сэкономили двадцать минут, - объяснил он, - то можем
позволить себе посидеть эти двадцать минут здесь, наслаждаясь
пейзажем". Человек, "включенный" в окружающее, знает, что он
чувствует, где находится и какое сейчас время. Он знает, что
после его смерти деревья будут расти, как и прежде, но он их уже
не увидит, поэтому он хочет увидеть их сейчас со всей остротой,
на которую способен."
- "Спонтанность" означает возможность выбора, возможность
свободно самому решать, какие чувства (Родителя, Взрослого или
Ребенка) испытывать и каким образом их выражать. "Спонтанность
означает освобождение от принуждения играть в игры и владеть
только теми чувствами, которые были воспитаны.
|
|