главная страница
темы
л75. Жизнь в сказке или Сказочная жизнь
Помните: "И тут застыла я от горьких слов", ну, а я застыл от удивления перед
мыслью, что удовольствие мы получаем отнюдь не от реальности, а от воображения.
Вот вы кем-то восхищаетесь, человек вам представляется необыкновенным - и вдруг
в какой-то момент хлоп - и всё восхищение прошло, хотя человек, которым вы перед
этим восхищались, ничуть не изменился, и с качествами его, которыми вы перед
этим восхищались, ничего не произошло, а восхищения нет, и на его месте ничего
нет, просто ничего. Вы пытаетесь вызвать к человеку чувства, а их нет. Пусто.
Пустота. Это одно. Или вот возьмите супругов. Пьяница, каких только свет
не видывал, и она его, может быть, и побивает, это уже не говоря о разных
словах, которыми она его потчует. А в душе у неё он Ванечка-замечательный, лучше
которого на свете нет. А я, вот такой необыкновенный и замечательный,
положительный и удивительный, я для неё - пустое место. Вот и говорите
после этого, что не дура. Значит, в Ване она видит что-то, что превращает его в
сказочное существо, а во мне ничего этого не видит. Нет, правда, ну, видит же
она в нём что-то, какую-то реальность, которой во мне нет. И ведь не только
видит, но и удовлетворяется ею! Так что это не пустой звук, не фу-фу
какое-нибудь. Только не нужно мне рассказывать о том, что всё это - её
собственная проекция, что это всего лишь она сама и её воображение.
Воображение воображением, но вот ведь не цепляется же её воображение за
меня, а за Ваньку уцепилось. Значит, есть что-то в ней такое, чем она за Ивана
зацепилась и для чего я - полный ноль. Так что, конечно, здесь есть много
чего от неё, но и от Ивана тоже. А вот помните эпизод из "Бабника", когда
Ширвинд, в смысле, его роль, с женщиной в квартире с беспорядочно
нагроможденными вещами, и всё это для любви мало располагает, и он ей говорит:
"А ты вообрази..." И они это воображают, и всё получается еще гораздо лучше, чем
в каком-нибудь там необыкновенном дворце. То есть вот есть реальность. А ты
вообрази другую реальность, и то, что заставляло уши вянуть, превращается в то,
что вызывает в них торжествующее розовение. А то не надо даже воображать
другую реальность, а просто вообрази необыкновенный смысл существующей
реальности, и всё изменится как по мановению волшебной палочки. Я хочу сказать,
что в людях, конечно, всё это есть, я имею ввиду, потребности, но они требуют
для своего удовлетворения подходящих условий. Но достаточно вообразить
себе эти условия, и этого оказывается достаточно для того, чтобы испытывать
чувства необыкновенные. А то ведь не секрет, что вот ведь и условия вроде
все налицо, а они не действуют. И тут мне, как животному из семейства
жлобов-необыкновенных, приходит замечательная мысль: а никаких условий создавать
и не надо. Достаточно вообразить себе эти условия. Всякие там букашки-таракашки
давно это сообразили, и стали своим возлюбленным дарить не всякие съестные
шарики, а просто шарики из глины: мол, а ты вообрази. И это действует у них даже
лучше, чем съестные шарики, потому что съестной шарик, это, понятно, еда, это
понятно, что такое, и поэтому воображение оказывается связанным. А вот если
шарик из глины, то это уже знак в чистом виде, так что воображать подруга может
всё, что ей ни заблагорассудится. Потому и получается, что ты, там,
напрягаешься, всё тащишь в дом, а в твоё отсутствие твоя жена с
Серегой-крановщиком, и на бракоразводном процессе еще и заявляет, что она, мол,
нашла Человека. А я, значит, не человек, что из кожи лез ради неё. А всё почему?
- потому что он зацепил её воображение, и она увидела в нем невидимое.
Т.о., что получается, что такое любовь, например. Любовь - это когда ты
воображаешь о человеке нечто такое, что невозможно увидеть в нём невооруженным
глазом, что невозможно пощупать, но что является двигателем наших поступков, чем
определяется то, ради чего мы живём, что является, если хотите, смыслом нашей
жизни. Пока мы любим - мы живём. Но вот мы увидели человека таким, какой он есть
- и куда девалась вся наша любовь. И жизнь превратилась в существование.
Сказка кончилась, и мы нуждаемся в новой сказке. Вот и получается, что любить
можно только воображаемое. Нет воображения - нет и любви. Действительно лишь то,
что есть в нашем воображении. Эта мысль насчет "а ты вообрази" -
показалась мне отрадной. А что, вообразил, там, себя Александром
Македонским, и уже чувствуешь себя Александром Македонским, и уже и ходишь как
Александр Македонский, или, там, говоришь "Чего изволите", а воображаешь, что
берешь его за глотку. Ну, оно и приятно, и приятен самому себе, и нравишься
самому себе. Потому что вот ведь какой герой, какая необыкновенная личность.
Нет, правда, смех смехом, а хвост, как говорится, на бок. Потому что это
воображение себя кем-то и разыгрывание некоей роли - это закон нашей жизни. Всё
начинается с того, что человек кем-то себя вообразит и потом действует в
соответствии со своим воображением. Солженицын вообразил себя совестью
нации, и это его воображение определило всю его жизнь, потому что всю свою жизнь
он разыгрывал эту одну-единственную роль и выскочить из неё уже никак не мог.
Или возьмите Горбачёва, который однажды разродился "новым мышлением". Не знаю,
но, кажется, подобного рода фантазиями только мы способны грешить - я имею
ввиду, вообразить нечто и при этом считать, что весь мир поэтому
должен руководствоваться нашим воображением. То есть вообразил - значит, это так
и есть. Скажете, это сумасшествие? Нет, это
сказочничество. Люди сочиняют сказки. А потом эти сказки сталкиваются с
реальностью, и Советский Союз летит в тар-тарары. Или возьмите Ельцина. Ведь всё
от желания, чтобы потребность в испытываемом им чувстве необыкновенности нашла
своё признание "в умах и сердцах народных" и никак не меньше того. И вот
наш герой ездит в трамвае, как простой смертный, а его "внук моет машины", и вот
борьба с привилегиями, и вот партийный билет на столе. Главное - порезче
движения, потому что чем более резкие движения - тем более необыкновенным
кажешься. И, конечно, всё это сталкивается с реальностью, и потом Путину
достаются объедки со стола отпировавших сказочников. "А что, а мы
такие!"- любуйтесь на нас. И весь "цивилизованный" мир помирает со смеху, глядя
на нас. И то правда - где еще увидишь подобное представление. И громко нам
аплодирует. А мы и рады. Да, что ни говорите, а ничего нет лучше сказки.
Ведь есть сказка - и всё дозволено. Широк русский человек и свободен в душе
своей, и реальность для него - это "так". И потому что уж там Ельцин или
кто бы там ни было. Все мы в подавляющей массе своей такие, и поэтому не любим
иных. Убиваем Пушкина руками Дантеса, Лермонтова руками Мартынова, и потом
плачем над ними, потому что они, так мешающие нам при жизни, превращаются в
сказку для нас после смерти. Нет у нас пророков в нашем отечестве, потому что
пророки невыносимы своей реальностью. А нам реальность не нужна. Нам "сказку
подавай". Дорогие друзья! Поздравим всех нас с наступающим Новым 2010
годом и пожелаем нам новых прекрасных сказок!
31.12.09 г.
В
тему текста у
Анжелики:
"...И поцелуй тает в кромешной тьме пустых снов и неоправданных слов.
Где сказка не смогла найти свое преткновение. Всё мираж... Алым рисуешь
любовь... Мираж...
Губы... На них остается лишь привкус сладко-горьких слез. С горечью
несбывшихся мечтаний, со сладостью утонченности желания. Так привычно, но так не
приемлемо тобой.
А ты веришь... Бездна вкуса у этой веры, которая потом и отравляет, как
смертельный яд. Или нет?
Ты упиваешься иллюзиями, как снотворным, выбрасывающим тебя из бытия
снова всё в ту же, обычную для тебя, пустоту снов. Где сказка найдет свое
отражение. Мираж...
Так хочется выйти из этой надоевшей до боли плоскости.
Эти руки, которые ласкают тебя, а ты мечтаешь скорее вырваться из них.
Потому что там небо рисует твоим любимым цветом... Мираж?...
Алое на вкус, алое на слух, алое на ощупь..."
За этим
текстом стоит человеческая потребность в определенном сенсорном удовлетворении.
На одной, человеческой стороне потребность в определенных чувственных
воздействиях, на другой стороне - реальность с её чувственными воздействиями,
которые в чём-то не соответствуют чувственным потребностям человека. В этом
отношении человек тем отличается от животного, что прилагает усилия к созданию
потребной ему чувственной реальности, тогда как животное окружающей его
чувственной реальностью приводится в соответствие с ней. Это последнее
высказывание связано не с природными данными, отличающими человека и животное,
а с их интеллектуальными и физическими возможностями изменения внешней среды.
Если вынести эту разницу за скобки, то человеческое поведение ничем не
отличается от животного.
01.01.10 г..
|