Валерий Штыров 3Троица и сенсорные системы 1.Ржачка напала инд. мин    2 Счастье итд мин  4 Смычка любви к себе и воровства. инд. мин  5. Касания. Родитель и ребенок. 6. Игры Берна 7.Вытеснение 8. Язык эмоций

Дерево сайта
Главная страница FrameSh

00

01

Блог

02

 

03

Темы:

стр

Психоэнергетика

01

Миниатюры

02

Заметки дурака

03

Семинары доктора Марцинкевича

04

Приёмы мышления Аристотеля

05

Реальность логики

06

Реальность языка

07

Психология жизни

08

НЛП
заметки на полях страниц

09

Философия программирования

10

Физиология, психология

10

Типов теории

11

Варлам Шаламов

12

Письма

13

Психи

14

Странные рассказы

15

Странные рассказы

16

 Гостевая книга

Рассылки Subscribe.Ru
Новости сайта http://shtirov.narod.ru

 

 

л80  Язык эмоций

   Вводное замечание
   Ради свободы изложения мной вносится в текст "управляемый беспорядок". Беспорядок относится к произвольности расположения материала, управляемость беспорядком осуществляется посредством сносок. Это связано с тем, что в процессе работы возникают новые вопросы, которые требуют если не освещения, то хотя бы указания на них. Жесткий порядок может относиться к уже известному материалу. Но там, где всё зыбко, как зыбучий песок, и порядок, и содержание могут изменяться. Логика появляется там, где всё определено. Там, где работа связана с  неопределенностью, она представляет собой путь к логике.

   Музыка.
    Язык музыки
   Конструирование
   Перекодировки
   Чувства и эмоции
   Литература

    Мы, с вами, наконец, "докатились" до того, что заинтересовались чувственной стороной жизнедеятельности человека. Но область чувств - это по преимуществу актуально-динамическая сфера, отражающая отношения человека с внешней средой, и эту динамику ведь нужно как-то отражать. А это значит, что необходимо то, что существует в виде временной последовательности представить в качестве вещи пространственной, в которой все компоненты, разворачивающиеся во времени, были бы представлены пространственно, параллельно. А как это  можно сделать иначе, как  не обозначив чувства (=эмоции) в виде множества сравнительно элементарных объектов, которые во времени сосуществуют,  образуя  своеобразный оркестр
   И тогда перед нами возникает вопрос о свойствах, которым подчиняются эти элементарные вещи.

   Как обычно в подобного рода случаях, когда приходится начинать с ноля, задаёмся вопросом: какого рода известные вещи стоят всего ближе к эмоциональной сфере. И отвечаем: конечно, музыка. Значит, стоит попытаться в качестве основания, от которого будем отталкиваться, взять язык музыки и приспособить его к выражению эмоциональной сферы.

Музыка

     Эмоции и музыка имеют между собой много общего, что связано, кажется, с тем, что существует много общего между звуком и эмоцией. Кажется, что характеристики звука соответствуют  определенным эмоциональным состояниям, во всяком случае, способны вызывать их. Сами по себе звуки - это частотные воздействия. Но человеческий организм, в свою очередь, является машиной, которая вырабатывает всевозможные частоты, посредством которых им осуществляется самоуправление. Поэтому внешние частотные воздействия не могут так или иначе не влиять на него. Организму приходится приспосабливаться к внешним частотным воздействиям, как защищаясь от них, так и используя. Поэтому не может не существовать глубочайшая интимная связь между музыкой и психоэмоциональными состояниями человека. Однако нельзя отождествлять музыку с эмоциями хотя бы уже потому, что музыка - это внешний субъекту объект, который оказывает влияние на субъект, вызывая в нём тем или иные эмоционально-чувственные реактивные состояния. Поэтому эмоции - это не музыка, а реакция на музыку.
   Но ведь и обратно. Можно говорить, что человек производит музыки. Композитор это делает произвольно, на уровне сознания, то есть он способен объективировать, материализовать музыку своей души. У простого человека в душе играет своя, непроизвольная музыка, которая находит соответствующее ей содержание и тем самым осознание в музыкальный произведениях композиторов.
   Можно говорить о различном воздействии на человека классической и популярной музыки. Первая по преимущество воспринимается интеллектуально, т.ск., на корковом уровне. И поэтому для её понимания необходимо соответствующее развитие коры. Популярная музыка воздействует на чувства человека непосредственно, и человек воспринимает её ради переживания выражаемых музыкой чувств. И в этом случае можно говорить о подкорковом уровне.

   Т.о., разумеется, разные мелодии разыгрываются в душе человека, но нашей целью не являются ни музыка, ни мелодии души как музыкальные мелодии. Нашей целью является психофизиологический вопрос о взаимодействии эмоций как феноменологических психофизиологических объектах. Нас интересует, как всё это происходит "внутри", как одно превращается, переходит в другое. Т.о. язык эмоций и мелодия эмоций нас интересует не с субъективной стороны, не со стороны чувств, а с объективной стороны, связанной с отношениями субъекта с его внешней средой. Нам нужно объективировать эти вещи, то есть представить как внешний идеальный объект в виде каких-то знаков, читая которые мы могли бы читать динамику психоэмоциональных состояний. И для этого нам нужен подходящий язык, и так как его не существует, его нужно создать из чего - нибудь подходящего. И в качестве такого подходящего нам и видится язык музыки,  попытку приспособить который к нашим целям мы и предпринимает.

Язык музыки

    Настоящая глава является сугубо технической. В ней нам нужно сообразить, как мы можем воспользоваться языком музыки. Для этого, очевидно, мы должны начать с того, что станем соотносить свойства объектов музыки - звуков - со свойствами эмоций.

Конструирование

     Важной в этом подходе является открывающаяся возможность конструирования всевозможных мелодий эмоций. Это позволит создавать проверенные схемы успешных реагирований в тех или иных обстоятельствах.

Перекодировки

    Существует специальный механизм, перекодирующий внешние раздражители в феноменологические эмоциональные объекты. Существует эта необходимая связь между внешними раздражениями и их воздействиями на нас и субъективным отражением этих воздействий и формированием отношений к ним.

Эмоции и чувства

    Чувства и эмоции образуют единую сферу отношения и реагирования. Тогда, когда речь идёт о ней, термины "чувство" и "эмоции" могут употребляться как равнозначные, поскольку каждая из сторон предполагает другую.

 Чувство – это в себе; человек переживает чувства в себе, эмоции выплескиваются наружу. Т.о. эмоции и чувства – это две стороны одного и того же явления. Человек может переживать эмоциональные чувства в себе в сфере мышления, то есть эмоциональные чувства в форме представления о них посредством их словесного мысленного выражения. Например, человек говорит про себя о ком-то, может быть, а самом себе: «А ты, оказывается, сволочь». Эти его слова являются выражением его эмоционального чувства. Эмоция может рассматриваться как разряд чувства. То же самое он может сделать и реально, разрядив своё чувство на объект.
   Чувство определяет (выражает) себя через эмоцию. Актуально чувство существует в форме эмоции. Чувство, выраженное в форме эмоции может направляться эмоцией либо на разрядку, либо на усиление чувства.

   Павлов рассматривал эмоции как подкорковые реакции, чувства - как сложные корковые образования. Подход Павлоа чрезвычайно ценен физиологичностью.

   А.Г.Маклаков указывал на ориентировочную компоненту, входящую в эмоцию. А также на определенный и неопределенный, смутный характер чувств как консервативного отношения к объекту; чувства осознаются, эмоции носят бессознательный, насильственный характер. Эмоции кратковременны, неустойчивы, чувственное отношение устойчиво.

   Замечу от себя, что эмоция черпает себя из чувств. Кратковременность эмоции обусловлена её актуальным характером, она всегда некоторый разряд. Чувство есть напряжение. Чувство может разряжаться эмоцией, но и заряжаться ею. Заряд чувства эмоцией опосредуется мыслью. Восприятие эмоционального воздействия порождает мысль относительно его значения и формирует напряжение чувства. Чувство характеризуется напряжением и содержащейся в нём энергией. Эмоция характеризуется разрядным или зарядным током. Следует различать в эмоциональных отношениях две стороны - стороны, эмоционально реагирующую и сторону, воспринимающую эмоцию. Также эмоциональное реагирование имеет своего адресата. В качестве такого адресата может быть как внешний объект, так и субъект. Кроме того, эмоция характеризуется целью разряда или заряда. Эмоции разряжают чувства и эмоции же заряжают их. Важнейшим в этом отношении является положение об эмоциональном взаимодействии. Эмоциональное взаимодействие имеет ввиду восприятие чувственно-эмоционального отношения человека к вам и важность для вас этого отношения. Другими словами, за любым воздействием на вас вы ищете чувственно-эмоциональное, субъективное  отношение к вам, оценка вас  другим человеком  и по преимуществу реагируете именно на это его отношение к вам. Им обусловливается ваша стратегия отношений с другим человеком.

Литература

    1.Е.П.Ильин. Эмоции и чувства. Питер, 2007