Дерево сайта
Главная страница
FrameSh
Валерий Штыров

 

  
01
Блог 02
  03
Спецкурс психологики стр
Лекция 1 01
Лекция 2 02
Лекция3 03
Лекция 4 04
Лекция 5 05
Лекция 6 06
Лекция 7 07
Лекция 8 08
Лекция 9 09
Лекция 10 10
Лекция 11 11
Лекция 12 12
Лекция 13 13
Лекция 14 14
Лекция 15 15
Лекция 16 16
Лекция 17 17
Лекция 18 18
Лекция 19 19
Лекция 20 20
 Гостевая книга
Рассылки Subscribe.Ru
Психология http://shtirov.narod.ru
 
Рассылки Subscribe.Ru
Литература
Рассылка 'Литература'
Рассылка 'Психология'

О чём говорили Сократ, Теэтет и ...

Как Сократ определяет то, чем он занимается

    Человеку и самому себе сложно сказать правду, и делает он это, как правило, только тогда, когда, пытаясь себя обмануть, он перепробовал столько уже всевозможных неправд, и ни одна из них ему не помогла, что он смиряется, опускает руки и соглашается с тем, что ему говорит правда. Человеку свойственно дистанцироваться от правды, противопоставлять себя ей, ибо этим он испытывает меру своей свободы. Потому что ведь если он отождествит себя с правдой, то он исчезнет, и останется одна правда. И правда уничтожит, поглотит человека. Ведь человек - это свобода, а, отдавшись правде, человек лишается свободы. Поэтому человек всеми силами противостоит правде, и в этом противостоянии обретает себя как человека, то есть в качестве существа свободного.

   А если человек самому себе боится сказать правду, чтобы не потерять, не уничтожить себя, то тем более он не скажет правды окружающим. И более того, если бы ему как-нибудь и удалось сказать правду, потому де, что этого требует от него общество, то общество, услышав правду, возмутится и скажет, что высказанное - не правда, а ложь. Потому что общество боится правды, может быть, еще в большей мере, чем индивид. Правда никому не нужна. Люди обретают свободу во лжи. Отрицая правду, они достигают истины для себя во лжи.
   И поэтому когда Сократ высказывает нечто, не стоит так уж на слово верить ему: то, о чем говорит Сократ - это способ удовлетворения им жажды. И поэтому высказывания Сократа вовсе не означают, что он и действительно так думает, потому что то, что он высказывает, существует само по себе. Скажем, корова даёт молоко. Молоко - это продукт жизнедеятельности коровы. Мысли, которые высказывает Сократ - это продукт жизнедеятельности его мозга, в котором нет ничего личного от Сократа. Мысли Сократа - это такой же продукт жизнедеятельности, как молоко коровы. И, как корова, производя молоко, должна получать удовлетворение от своей жизнедеятельности, точно такое же удовлетворение от своей жизнедеятельности должен получать и Сократ.
   То, что производится мыслью человека,  вовсе не означает, что положение вещей именно таково, как об этом говорит мысль. Мысль является, и она есть, и она - такая какая есть, независимо от того, что по её поводу думает человек. Мысль, поскольку она произведена, есть объективная реальность.

   Сократ сравнивает себя с Артемидой. Тем самым  рождение мысли объективно рассматривается им как такой же естественный, природный процесс, как и процесс производства коровой молока. Артемида - девственница, помогающая женщинам при родах. В качестве точно такого же девственника рассматривает себя Сократ, когда говорит, что сам он к рождению мысли неспособен, но способен, подобно Артемиде, споспешествовать рождению мысли и оценить её качество.
   Артемида допускала к служению повитухами лишь женщин рожавших, следовательно, имевших опыт в собственно деле рождения. Не рожавших же к ремеслу повитух Артемида не допускала. Однако допускала она к повитушьему делу лишь тех из рожавших, которые эту способность потерялм.  Себя  Сократ рассматривает как не рожавшего мысли, и в этом отношении он является девственником. Сократ, т.о., отождествляет себя с Атемидой. Артемида - богиня женского целомудрия. Значит, налицо противопоставление: с одной стороны, собственное целомудрие, с другой стороны - содействие роженицам. И то же утверждает о себе Сократ, поскольку речь идет о производстве знания. Значит, производство знания и отношение к знанию - это не одно и то же, это - разные вещи. Производящие знания и знание знания - это разные вещи. Производящий знание тождественен со знанием, неразделим с ним, как неразделимы роженица и её плод, который она не способна оценить объективно.

   НЛП возникло как объективирование практик выдающихся психотерапевтов, которые умели добиваться положительных результатов, но не отдавали себе отчёта, как именно они это делают. Теоретическая объективация была осуществлена "девственниками" - Гриндером и Бендлером. Дело определяется самим делом, природой дела. Человек деятельности находится внутри деятельности, и любые попытки её объективирования (изучения, исследования), естественно, уничтожают саму эту деятельность. Поэтому для единства дела и его объективирования ( с целью получения знания о нём)  должно выполняться отношение двойственности: должно быть дело и это дело должно быть объектом другого дела. Никакой процесс не может исследовать сам себя. Для этого должен существовать другой, наблюдающий его процесс. Этим обеспечивается единство дела и знания.

   Но также и допуск Артемидой к делу повитух женщин, преодолевших рубеж способности к родам, говорит о том, что беременность и роды и повитушье дело - это противоположные, вытесняющие друг друга формы деятельности. В одном случае налицо непосредственная чувственная деятельность, во втором случае - деятельность, направленная на эту деятельность, то есть деятельность деятельности. И это связано с разными способностями, связанными с сексуальностью. Сексуальность сама по себе - это бегущая сороконожка. Сексуальность сексуальности - это сороконожка, задумавшаяся о том, как она бежит.