Дерево сайта
Главная страница
FrameSh
Валерий Штыров

 

  
01
Блог 02
  03
Спецкурс психологики стр
Лекция 1 01
Лекция 2 Теэтет 02
Лекция3 03
Лекция 4 04
Лекция 5 05
Лекция 6 06
Лекция 7 07
Лекция 8 08
Лекция 9 09
Лекция 10 10
Лекция 11 11
Лекция 12 12
Лекция 13 13
Лекция 14 14
Лекция 15 15
Лекция 16 16
Лекция 17 17
Лекция 18 18
Лекция 19 19
Лекция 20 20
 Гостевая книга
Рассылки Subscribe.Ru
Психология http://shtirov.narod.ru
 
Рассылки Subscribe.Ru
Литература
Рассылка 'Литература'
Рассылка 'Психология'

skPL_2 Теэтэт

1.Знание - естественный процесс. 1.1 Знание рождается. Рождению знания способствуют специалисты, подобные повитухам. Они же способны определять качество рожденного знания, ибо рожденное знание может быть действительным знанием или его призраком.

   1.2Всякое порожденное знание должно испытываться на весах его истинности.

    2. Знание и чувственное восприятие. 2.1 Знающий что-то ощущает то, что знает, и поэтому знание - это не что иное, как ощущение . Но сводится ли знание к ощущению? Во всяком случае, если знание - это ощущение, то 2.2 по  получаем в соответствии с Протагором: «Мера всех вещей - человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».  2.3 Он говорит тем самым, что-де какой мне кажется каждая вещь, такова она для меня и есть, а какой тебе, такова же она в свою очередь для тебя. Ведь человек - это ты или я, не так ли?  2.4 Разве
не бывает иной раз, что дует один и тот же ветер, а кто-то мерзнет при этом, кто-то - нет? И кто-то не слишком, а кто-то - сильно?
2.5 Так скажем ли мы, что ветер сам по себе холодный или нет, или поверим Протагору, что для мерзнущего он холодный, а для немерзнущего - нет? Не существует ветра самого по себе холодного или теплого. Он является таковым по отношению к чему-то. Если мы измеряем температуру воздуха посредством физических приборов, измеряющих температуру воздуха на основании единого принципа, и принимаем их показания в качестве всеобщих, то мы можем говорить об объективной температуре воздуха и субъективном её восприятии различными субъектами. Но субъективное восприятие есть тот же самый прибор, измеряющий температуру воздуха, но это измерение отягощено субъективностью, то есть завязано на состояние целостной системы субъекта. Холодный, теплый - это не только показатель температуры воздуха, но и значение этой температуры для субъекта, это тем самым и способ переживания температуры воздуха субъектом.

    3 Ощущение и кажимость 3.1 Так скажем ли мы, что ветер сам по себе холодный или нет, или поверим Протагору, что для мерзнущего он холодный, а для немерзнущего - нет? Ветер сам по себе не может быть ни холодным, ни тёплым; быть холодным или теплым - это способ переживания температуры ветра субъектом. 3.2 То, что ветер тёплый или холодный - это кажется всякому субъекту. И, значит, кажется - это и есть ощущение Налицо отождествление кажимости и ощущений, что неверно. Ощущения - это непосредственные чувственные данные. Они таковы, каковы есть. Кажимость - это интерпретация ощущений. Вообще кажимость возникает всюду, где имеет место рассогласование между чувственными данными и их рационализацией. Когда говорят о кажимости, то речь идет о восприятии ощущений и о неопределенности этих восприятий. В этом случае мы имеем дело с ощущениями на уровне предсознания: человек уже чувствует существующее нечто, но с уверенностью о нём высказаться не может. Это как бы беременность ощущениями, которые еще нужно родить, а родить - это значит поднять на уровень сознания то, что уже есть в бессознательном содержании человека и что стремится к выходу на уровень сознания. Кажимость - это непроявленность бессознательного в сознании и отсюда - недостаточность, незаполненность сознания чувственным содержанием, следовательно, противоречие, переживаемое сознанием вследствие давления на него исподволь бессознательного. 3.2.1  Пусть есть ветер некоторой температуры. Как для разных людей, так и для одного и того же человека в разное время и при разных его состояниях температура воздуха будет ощущаться различно. Человек, перешедший из тёплого  помещения в прохладное, будет ощущать холод, человек, перешедший их холодного помещения в прохладное, будет ощущать тепло. Замерзший человек, начав работу, согреется.и т.д. Т.о., то, как человек воспринимает температуру воздуха, определяется его собственной «разогретостью», температурой его собственного тела
    Если для человека с некоторым фиксированным состоянием его разогретости изменять температуру воздуха, то вектор изменения температуры им будет определен правильно. Человек, который ощущает ветер как холодный, встретив более холодный ветер, будет ощущать теперь уже его как холодный, возвращаясь же к предыдущей температуре ветра, будет ощущать его как тёплый сравнительно с предыдущим. Обобщая, можно сказать, что всякое изменение некоторых условий взвешивается на основе критериев предыдущих состояний человека. Здесь же налицо и два способа восприятия - качественный и количественный. Качественный состоит в простой, абсолютизирующей характеристике свойств объекта, характеристики в отсутствие меры: воздух может быть либо холодным, либо теплым. При этом воздух рассматривается сам по себе, и его свойство рассматривается как абсолютно принадлежащее ему свойство. Если человек перешел из теплого помещения в прохладное, он и определит его как прохладное. Через некоторое время он уже не будет ощущать прохлады помещения, что связано с осуществившимися процессами приспособления организма к новой температуре, которая, поскольку приспособление свершилось, стала для него нормой, и возвращение в теплое помещение вызовет в нём ощущение духоты. Опять на время приспособления организма к изменившейся среде. Значит, за процессами восприятия свойств внешней среды стоят процессы приспособления организма к ним. Точка нормы связана с приспособившимся организмом, и, соответственно, отклонения от нормы будут вести к ощущениям рассогласования, дискомфорта.
   Количественное же измерение вводит понятие "более" и "менее". Для того, чтобы могло возникнуть количественное изменение, должна возникнуть память ощущений, то есть должен возникнуть устойчивый, стереотипный образец, по отношению к которому осуществляются измерения. До тех пор, пока господствует "либо-либо", мы имеем дело с актуальными ощущениями, с ощущениями, относительно которых не формируются стереотипы. Когда мы высказываемся о чем-либо и даем ему оценку, мы осуществляем сравнение чего-то с чем то, например, предшествующего состояния с последующим. В условиях "либо-либо" мы не осознаем примеряемых нами критериев, и поэтому приписываем объекту свойства как присущие ему объективно. Лишь в условиях осознания критерия возникает возможность количественного измерения явлений благодаря постоянству применяемых критериев. Для того же, чтобы неосознаваемый критерий был осознан и тем самым мог стать постоянным, он должен быть описан, так как описанием его обеспечивается путь к нему, его воспроизводство.

3.3 Стало быть, то, что кажется, и ощущение - одно и то же, во всяком случае когда дело касается тепла и тому подобного. Каким каждый человек ощущает нечто, таким, скорее всего, оно и будет для каждого. 3.4 Выходит, ощущение - это всегда ощущение бытия, и как знание оно непогрешимо.
    3.5 О покое и движении [Протагор утверждает], будто ничто само по себе не есть одно, ибо тут не скажешь ни что оно есть, ни каково оно; ведь если ты назовешь это большим, оно может показаться и малым, если назовешь тяжелым - легким и так далее, поскольку-де ничто одно не существует как что-то или как какое-то, но из порыва, движения и смешения одного с другим возникают все те вещи, про которые мы говорим, что они существуют, хотя и говорим неверно, ибо ничто никогда не есть, но всегда становится. И в этом по очереди сходились все мудрецы, кроме Парменида : и Протагор, и Гераклит, и Эмпедокл, а из поэтов - величайшие в каждом роде поэзии: в комедии - Энихарм, в трагедии - Гомер, который, упоминая «...отца бессмертных Океана и матерь Тефису», объявляет все порождением потока и движения.  3.5.1Человек есть процесс, реализуемых соответствующей программой жизни и смерти. Реализация процесса жизни сопровождается непрерывным изменением критериев, постоянных организма, посредством которых он измеряет свойства объектов. Это ведет к тому, что для человека значение воспринимаемых им объектов непрерывно изменяется, будучи определенным задачами, которые решаются организмом на каждом текущем этапе его бытия. И поэтому объекты в восприятии  человека постоянно изменяются. Вследствие проекций изменение критериев бессознательно объективируется, и т.о. в качестве постоянно изменяющихся предстают вне человека существующие объекты (что, разумеется, не является основанием для утверждения постоянства, неизменности объектов, что следует уже из переменчивости критериев, применяемых человеком как процессом, ведь человек - это всего лишь объект в ряду других объектов). 3.6 Осуществляется переход от понятия ставшего, постоянного к понятию становления, причем, одно противопоставляется другому, и не допускается мысли о возможном единстве этих двух сторон. Впечатление существования и становления производится движением, напротив, покой делает всё несуществующим и мертвым. Если взять наше тело? Разве не расстраивают его состояние покой и бездействие, тогда как упражнение и движение - укрепляют? А душевное состояние? Разве душа не укрепляется и не улучшается, обогащаясь науками во время прилежного обучения, поскольку оно есть движение, - тогда как от покоя, то есть от беспечности и нерадивости, и новому не обучается, да и выученное забывает? Стало быть, движение, будь то в душе или в теле, благо, а покой - наоборот?

    4 4.1 Прежде всего, что касается наших глаз: ведь то, что ты называешь белым цветом, не есть что-то инородное, вне твоих глаз, но ведь и в глазах его тоже нет, и ты не назначишь ему какого-либо определенного места, ибо тогда, оказавшись как бы в строю, оно пребывало бы на месте, а не оказывалось бы в становлении.
   4.2 Будем исходить из того недавнего рассуждения, что ничто не существует само по себе как одно, - и тогда черное, белое и любой другой цвет представится нам возникающим благодаря тому, что глаз обращается на приближающееся движение, а все то, что мы называем цветом, не есть ни обращающееся, ни предмет обращения, - это нечто особое, возникающее посредине между тем и другим.  Другими словами, есть воздействующий объект, и есть система его восприятия, т.е. субъект. Один и тот же объект в силу разных критериев субъектами будет восприниматься различно. Но следует при этом добавить, что невозможно абсолютизировать различия, ибо при всех различиях существует общее: воспринимаемые формы субъективно могут различаться, но общий контур, как правило, оказывается тождественен для разных восприятий, и то же относительно другого. Отсюда следует: в различном содержится тождественное. Если бы мы измерили или потрогали что-то и оно оказалось бы большим, или белым, или теплым, то, попав к кому-либо другому, оно не стало бы другим, во всяком случае если бы само не изменилось. А с другой стороны, если бы то, что мы измерили и потрогали, действительно было бы всем этим, то оно не становилось бы другим от приближения другой вещи или от каких-либо ее изменений, поскольку само не претерпело никаких изменений.

    5 Переход от одной стороны противоположности к другой, от стороны, связанной с закономерностями чувственного восприятия к стороне, связанной с рационализациями, или, в терминологии Джемса, от объекта к познающему объект. С этим переходом все принципы рассмотрения, в соответствии с законом отношений между противоположностями, становятся противоположными относительно других. Осуществляется переход от становления, текучести, характерных для чувственного отношения с внешней средой, к дискретности, постоянству, поскольку теперь объекты конструируются, и в качестве таковых они не могут изменяться.
    5.1 Ничто не становится ни больше, ни меньше, будь то объемом или числом, пока оно остается равным самому себе. Очевидно, что это высказывание представляет собой постулат. Другое дело, что оно соответствует соответствующим сторонам опыта. Но в качестве постулата он тем самым абсолютизируется. И мы приходим тем самым к противоположному способу рассуждения.  5.2 Во-вторых, то, к чему ничего не прибавляли и от чего ничего не отнимали, никогда не увеличивается и не уменьшается, но всегда остается равным себе. 5.3  Стало быть, в-третьих, мы примем, что чего не было раньше и что появилось уже позднее, то не может существовать, минуя возникновение и становление? 5.4 Вот эти три допущения и сталкиваются друг с другом в нашей душе, когда мы толкуем об игральных костях или когда говорим, что я в своем возрасте, когда уже не растут ни вверх ни вниз, в какой-то год то был выше тебя, то вскоре стал ниже, причем от моего с роста ничего не убавилось, просто ты вырос. Ведь получается, что я стал позже тем, чем не был раньше, пропустив становление. А поскольку нельзя стать не становясь, то, не потеряв ничего от своего роста, я не смог бы стать меньше. И с тысячью тысяч прочих вещей дело обстоит так же, коль скоро мы примем эти допущения. Это субъективное противоречие является отражением объективной поляризации полушарий большого мозга, когда доминирующее полушарие отрицает противоположное вытесненное снятое. На этом зиждется вообще противоположность принципов чувственного и рационального отношения к миру и борьба между двумя способами бытия человека в реальности, когда они оказываеются разорваны относительно друг друга, что вообще характерно для всякой специализации (дифференциации) = анализа, не дополняемой уравновешивающими их процессами интеграции = синтеза.
   5.5   Есть люди, которые согласны признать существующим лишь то, за что они могут цепко ухватиться руками, действиям же или становлениям, как и всему незримому, они не отводят доли в бытии. Парменид и др. говорят о становлении как непосредственной реальности, но при этом говорят в терминах языка, и оказываются, что они средствами языка не могут выразить становления, вплоть до того, что им остаётся только указывать на изменяющееся пальцем. Они говорят, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку, другие же говорят, что это невозможно сделать и один раз. При этом они имеют ввиду не реку, а частицы воды. Но река - это постоянное в изменяющемся. Однако вследствие поляризации полушарий они способны иметь дело столько с единичным, только с текучим фактом. Им не удается подняться до общего, поскольку постоянного в изменчивом нет в их осознаваемыми чувственных данных вследствие вытесненности соответствующего полушария, а вытеснено оно  в силу соответствующей установки на отрицание его данных. В свою очередь это явления является отражением приспособления  организма к способу бытия человека, физиологической основой  чего является то обстоятельство, что возбуждение одних частей нервной системы ведет к торможению реципрокных им других частей нервной системы. Торможение же последних выполняет функции не пассивные, но активные, поскольку именно благодаря торможению формируется структура, механизм реализации возбужденной части. Т.о., возбужденная часть существует в качестве активной части до тех пор, пока ею обеспечивается система торможения. И поэтому ею вытесняется всё, что так или иначе угрожает системе торможения, обеспечивающей её деятельность как определенного механизма.
    5.6   Все это, как мы и толковали, движется, и движению этому присуща быстрота и медленность. Поэтому то, что движется медленно, движется на одном месте или в направлении к близлежащим вещам, то же, что возникает от этого, получается более медленным. А что движется быстро, движется в направлении к удаленным вещам, и то, что от этого возникает, получается более быстрым. Ибо оно несется, и в этом порыве заключается природа его движения. Поэтому как только глаз, приблизившись к чему-то ему соответствующему, порождает белизну и сродное ей ощущение - чего никогда не произошло бы, если бы каждое из них сошлось с тем, что ему не соответствует, - тотчас же они несутся в разные стороны: зрение - к глазам, а белизна - к цвету соучастника этого рождения. Глаз наполняется зрением и видит, становясь не просто зрением, но видящим глазом, что же касается второго родителя, то он, наполнившись белизной, уже становится в свою очередь не белизной, но белым предметом - будь то дерево, камень или любая вещь, выкрашенная в этот цвет. Так же и прочее: жесткое, теплое и все остальное, коль скоро мы будем понимать это таким же образом, не может существовать само по себе, о чем мы в свое время уже говорили, но