Ситуация меняется только тогда, когда вам становится нечего терять.
Только тогда вы спокойно и бестрепетно входите в черную воду неизвестности.
Человек стремится сохранить то, что у него есть, следуя поговорке "лучше
синица в руках, чем журавль в небе" У человека существует инстинктивная
блокировка выхода из этого процесса. У человека что-то с мозгами, и он
оказывается не в состоянии изменить это положение вещей. Он оказывается не в
состоянии изменить свои мозги. Что же является непосредственным следствием
этого? Непосредственным следствием из этого является то, что человек
оказывается рабом своей судьбы, или, что то же, своих жизненных
обстоятельств. Он оказывается неспособен их изменить. Если человек сам
неспособен войти в воду, то вода приходит к нему. Обстоятельства жизни
бросают его в ту или иную реальность, а так как сам он ходит по кругу, то он
инстинктивно формирует круги в любой реальности, в которой он оказывается.
Он приспосабливается к реальности, отождествляя себя с ней и не может
существовать без этого отождествления. И поэтому он ищет реальности, с
которыми мог ты отождествлять себя. Он способен воспроизводить законы
реальностей, но сам он никакой реальности не создает. Он всегда - отражение
чего-то, и это отражение является границами его существования, за которые он
выйти не может. Он словно ищет для себя границы. Он - законопослушный,
добропорядочный гражданин. Есть в библии место, в котором
говорится, что богу ближе раскаявшийся грешник, чем человек, всю жизнь
исполняющий его заповеди. Если оставить в стороне религиозную составляющую
этого высказывания, то в нём содержится глубокий смысл. Ведь получается так,
что грешник, который раскаялся, по своему качеству выше человека, не
пережившегося раскаяния, но и выше не раскаявшегося грешника. Но не
раскаявшийся грешник может раскаяться, у него есть какая-никакая
перспектива. Тогда как у законопослушного гражданина такой перспективы нет,
потому что ему не в чем каяться. Но что значит грешник сравнительно с
человеком, не знающим греха? Это человек, который пережил грех, познал его
сущность и познал тем самым истинность тех границ, которых не знал прежде.
Он вывел свою теорему. Он что-то сделал сам. Перевернем это
высказывание и зададим себе вопрос: что значит человек, не знающий греха,
сравнительно с грешником? Это человек, который ищет изначально безопасные
границы для своего поведения. Эти границы позволяют ему так или иначе
существовать. И это его существование рассматривается им как высшие цель и
награда. А если так, то такой человек ничего не делает сам по себе. Всё то,
что он делает, ему задано. Это всё равно, что знать множество теорем,
пожалуй, также и множество существующих их доказательств. Но этот человек не
открыл ни одного положения и не нашелни для чего доказательства. Это
человек, который страшится заглядывать за границы. А что такое
грешник? Ведь его поведение принципиально иное. Он именно и выходит за
границы. Он преступает их. И он, хочет он этого или не хочет, берет на себя
весь грех своего пре-ступления в смысле выхода за поставленные перед ним
границы. Другими словами, это - люди, которые существуют в антимире, за
пределами границ, которых придерживаются законопослушные граждане. Значит,
если человек живет в антимире, то он на мир смотрит из антимира, со стороны.
Он объективирован по отношению к существующим законам социальной реальности.
Он стоит вне закона. И, очевидно, что качество психологии такого человека
отлично от психологии стандартного человека социума так же, как отлична
дворовая собака от домашней болонки. Такой человек отличается от
законопослушного человека именно в том отношении, что он не знает закона, а
законопослушный человек знает. И он смотрит на мир через призму закона. Как
высказался один юрист: возникает какой-то импульс что-то сделать - и
перед глазами вырастает соответствующая статья. Разумеется, человек,
не признающий закона, опасен, и не случайно в этой связи в библии говорится
не о грешнике, а о раскаявшемся грешник. Грешник чувствует себя свободным,
отвязанным. Законопослушный гражданин тоже чувствует себя свободным, но...
на территории, огороженной колючей проволокой. Вот так и получается, что он,
чувствуя себя свободным, не свободен, а осужденный преступник, будучи
несвободным, был свободен по крайней мере какое-то мгновение. Т.о. и
получается, что инстинкт законопослушного человека не позволяет ему
выйти из круга, в котором он вращается. А что есть внутренний закон
для законопослушного человека? Совесть? К чему мы
пришли? К тому, что для того, чтобы познать истину, нужно преступить её.
Человек, изначально придерживающийся тех или иных положений, подобен
бессознательной рефлекторной машине, характеризующейся верой. Парадокс
заключается в том, что не согрешив перед истиной, не покаешься, а не
покаявшись, не познаешь истину. Милтон Эриксон как-то рассказал
такую историю. В одном городке жил-был отвязанный парень. Тут тебе и драки,
и воровство. И приглянулась ему одна девушка. И он спросил её, не пойдет ли
она с ним на танцы. И девушка сказала: "Да, если ты - джентльмен". Было
сказано всего лишь одно слово, а парень через через несколько лет стал мэром
этого городка. Вот видишь, парень стал. А мне хоть какие слова говори, я всё
равно буду как тот медведь, который отказался выходить из клетки.
03.10.09 г. |