на главную страницу

0268.389 Профессор Глюк

(Извлечения из дневника племянника Глюка)

-II-

  назад

   Март 2063 года
    Это удивительно. Раневская говорила: бывает, на никудышнего человека сядет талант, как прыщ. Вот у дяди такой прыщ - его идея. Если его послушать, да еще и поверить, что это - возможно, то волосы дыбом встанут. Это точно: наверное, у каждого человека, а у человека способного в особенности, есть такой прыщ, который заслоняет ему весь свет. И, что главное - он эту свою идею стремится реализовать правдами и неправдами и не задумывается над тем, что он делает. Ему все равно, чем всё закончится. Вернее, он считает, что это исторически необходимый путь развития всего живого на земле, что другого пути для развития жизни просто нет.
    У меня как-то в пылу спора вырвалось: "Да ведь это преступление!" Я думал, что дядя возмутится тем, что я сказал. Но дядя не возмутился. Вот уж воистину правду мама говорит, что дядя - циник. Я ему сказал, что то, о чем он говорит, это преступление, и услышал в ответ: "Мальчик, да ведь вся наука - преступление. И знаешь почему? Потому что она сначала должна разобрать свой объект, то есть разрушить, убить, уничтожить его, чтобы  разобраться, из чего он состоит, потому что это - единственный способ, обеспечивающий возможность   воссоздания  его. Что такое физика атома, как не сплошное преступление? Что такое психиатрия, с её лоботомиями, с её операциями по превращению личностей в растения, как не бесконечное, сплошное преступление. Наука по определению есть преступление, потому что она преступает границы. Ученый не может быть человеколюбив, потому что любое человеколюбие, любая гуманность связывает ученому руки.
    Сегодняшнее время характеризуется тем, что наука в существующей области исчерпала себя, человеческий разум задыхается, ему необходимы новые, невиданные поля исследования, и единственным таким полем исследования является жизнь. Человек знает только различные формы жизни. Но этого недостаточно. Человек должен овладеть законом жизни вообще, а для этого существует один путь - путь сталкивания различных форма жизни друг с другом  и исследование тех явлений и, в особенности, психологических явлений, которые возникают в результате подобного рода столкновений. 
    -Так что же, собакам вторые головы пришивать и наблюдать, что из этого получится?
    Профессор приблизил своё лицо ко мне, и я увидел близко блестящие глаза его: "Этого мало, этого недостаточно". "Достаточно пришивать головы кошек лошадям?"-съязвил я. "Да, это кое-что, это представляет  известный интерес, но и этого совершенно недостаточно. Для того, чтобы создать новый мир, мир новых, неизвестных доселе существ и мир новых немыслимых форм жизни, мы должны перейти к человеку" - "Как, - закричал я, - вы хотели бы лошади пересадить голову человека, а человеку - голову лошади? Вы этого хотели бы?!" -"Да,- закричал профессор.- Именно этого я и хотел бы. Потому что именно на этом пути открываются необычайные возможности для возникновения новых форм жизни. На этом пути стоят громадные трудности, но некоторые из них наука уже преодолела, и это является залогом того, что она преодолеет и все другие трудности. Для науки не существует преград, потому что для неё не существует закона. Она - сама себе закон. Она - выше любого другого, и уж тем более любого человеческого закона." - "А если вам отрежут голову и пришьют собаке, а вашему телу пришьют собачью голову?" - "Что же тут такого? Наука требует жертв!"
    Да, с дядей на подобные темы говорить - всё равно, что хину пить. Это он на словах может говорить: "Наука требует жертв", хотел бы я увидеть, как бы он заговорил, если бы это с ним произошло на самом деле. "А, может быть, и увижу"- сгоряча со злости подумал я, и невольно  пощупал собственную шею: точно ли, что еще моя голова не отделена от моего туловища.
    Дядя, между тем, никак не мог уняться: "Ты только представь себе мир, в котором уже нет человека, который захвачен существами совершенно иного рода, мир разнообразнейший..." Наши разговоры с дядей заканчиваются одним: у меня начинает болеть голова, и я перестаю его слушать. Так и теперь. Но я не только перестал его слушать, я перестал его и слышать. Внезапно, как озарение, блеснула мысль: а ведь он не любит людей, и при этом не осознает этого. Что-то произошло в его жизни, что изменило его отношение к человеку. А ведь не любить людей - это значит не любить себя, это значит отрицать самого себя. И снова неизвестно откуда явившаяся мысль, даже не мысль, а просто предложение, высказывание: "родовая травма".
    Кажется, чему-то дядя меня всё-таки научил, а именно, не задумываться над тем, умна мысль или глупа, не задумываться над мыслью, а просто идти по пути, который она открывает. И я спросил у мамы, какими были роды дяди. "Какими были роды, таким он и получился.-сказала мама.-Трудными были роды. Родами он едва не отправил на тот свет маму."  В отличие от дяди, я, мне кажется, более последователен, потому что дядя мысль, которая не отрицается явно, прямо принимает за истину. Я этого не делаю. Во всяком случае, то, что сказала мама, я не принял в качестве причины, почему дядя не любит людей. Да и то, что дядя не любит людей, это тоже для меня так и осталось предположением. Во всяком случае, я не стал заостряться  на этом.

   15 августа 2061 года 
    В институте ЧП - пала лошадь с кошачьей головой. Началось долгое расследование, и, как всегда, во всем обвинили стрелочника, я имею ввиду, служителя: де тот вовремя не вводил ей физраствор. Руководитель проекта Сидоренко метал громы и молнии. Якобы выяснилось, что от служителя ушла жена, и он на работе пребывал в состоянии хронического запоя, причиной чего и явился падеж животного вследствие истощения. Правда, согласно другим данным, состояние хронического запоя было связно не с уходом жены, а с его собственными переживаниями относительно "несчастного животного", и что причиной ухода жены явилось его постоянное депрессивное состояние, которое хронический запой смягчал и поэтому был ему полезен, а не вреден.
    Сам "виновник" в гибели животного свою вину решительно отрицал, утверждал, что он смотрел за ним,  "как за своим ребенком", и в доказательство указывал на упитанный вид падшего животного. На что получил ответ Сидоренко: "Упитанный вид ни о чем еще не говорит". "Да как же не говорит"- у служителя глаза округлились от возмущения. Дядя кривил лицо и всё останавливал служителя: мол, не надо, что уж так ты сопротивляешься. В конце концов служитель понял, что падеж надо на кого-то списать, а списать проще всего на то, что он,  служитель недоглядел, но "заслуживает снисхождения" по причине случившегося с ним несчастья в личной жизни, а именно, уходом жены, которым было вызвано его хроническое алкогольное состояние, последствием которого явилось то, что служитель не вводил вовремя физраствор, и от этого животное пало. Служитель, поняв, что терять ему больше нечего, заявил: "Профессора называются. Это же нужно быть такими дураками - На этом месте Сидоренко взвился, но дядин взгляд остановил его: мол, пусть бедолага говорит, что хочет, душу отведет, а с вами я еще разберусь -  чтобы пришить голову кошки лошади. Ведь и у животного тоже душа есть. Как же, если лошадь хочет травку пощипать, чем она это будет делать? Ведь у кошки зубы для этого не приспособлены, травку щипать. А бедная кошка? Ей захочется мышь поймать, а как она сможет это сделать? Лошадиным копытом? Так лошадиное копыто  не приспособлено для этого, для этого дела нужны когти. Или захочет на дерево влезть? И не от голода пало животное, а от тоски. Потому что жизни у него не было. Ведь это подумать только: каждое животное приспособлено к своей жизни: у кошки когти и лапы, у лошади зубы для срезания травки. Ведь это всё от божьего соизволения, а вы, изверги, над божественным соизволением надругались. Вот увидите, накажет вас бог, и придет конец света, и всем людям придется за вас одних ответ держать"
    Тут научная общественность увидела, что выслушивать дальше тупые высказывания служителя нечего. Дядя сложил руки и слабо похлопал, и вслед за ним  научная общественность. Услышав хлопки, служитель застеснялся и покинул трибуну.
    Разрешилось всё дело тем, что  служитель был по приказу уволен. Но так как дядя был крайне заинтересован в том, чтобы ничто не вышло за стены института, реально служитель оставался на своем месте и, как только шумиха с падежом животного улеглась, был восстановлен в своей должности, в том числе и потому, что, несмотря на известную слабость к алкоголю, "вызванную страданиями  животного" и "невозможностью это переносить", обязанности свои  выполнял старательно.  Забавная вещь: при увольнении служителю была выписана довольно крупная денежная помощь за, как выразился  дядя, понесенный им моральный ущерб.

    1 сентября 2061 года
   История с падением кошачьей лошади или лошадиной кошки, не знаю, как правильно, для дяди не прошла даром. Дядя задумался.
    У дяди, скорее всего, из подражания Павлову, свои среды, на которых обсуждаются институтские проблемы. Разумеется, институтские проблемы дядя со мной не обсуждает, хотя тоже не без того. Но тут перед дядей встал философский вопрос, а в подобных  случаях я для дяди выступаю чем-то в роде боксерской груши, на которой он отрабатывает свои удары, я имею ввиду, мысли, чтобы позже высказать их на своих средах. Вот и вчера он вызвал меня к себе в кабинет, де, "поговорить надо". Предупредил секретаршу, что его ни для кого нет. Я смотрел на дядю, отрешенно расхаживающего по кабинету, и думал: любопытно, даже когда он молчит, ему нужен слушатель. Ему нужен слушатель, которому он может доверить свои мысли.
    "Коротка человеческая жизнь, коротка. Медленно протекают процессы эволюции, медленно. Не может человек за свою человеческую жизнь проследить их. Прав Пономоренко (служитель). Ведь, действительно, что представляет собой наше тело, как не способ приспособления жизни к внешней среде. Наши мышцы, формы частей тела - всё это неразрывно связано с внешней средой и определяется ею. Жизнь приспосабливается к внешней среде. Так или иначе. Я хочу сказать: жизнь универсальна. В связи с изменениями внешней среды она изменяет свои формы, обеспечивая выживание в ней. Однажды земноводные вышли их воды, и вместо жабр появились легкие. Если представить себе миллионы лет, в течение которых суша постепенно уходит под воду, мы наверняка получим  противоположный процесс - появление жабр, изменений форм тела на  приспособленные к жизни в воде. Всё превращается во всё, и теоретически комар эволюционно может превратиться в человека." - "Это если предположить, что и комар, и человек бессмертны,- заметил я.- Но и человек и комар смертны. И если условия изменятся, они просто вымрут, только и всего"-"Я не об этом говорю. Смертность ничего не меняет в сути дела. Я говорю о медленных, постепенных изменениях. В идеале любая форма жизни может быть преобразована в любую. - дядя резко остановился - и именно это нужно доказать. Нужны средства ускорения этого процесса, чтобы их можно было их наблюдать. Миллионы, миллиарды лет нужно сократить до нескольких лет, нескольких месяцев, дней, часов.  Вот что нужно сделать. Нужно иметь возможность физически наблюдать то, что является только теорией. Возьми штамм вируса гриппа: мы находим препарат, убивающий вирус. Но в результате возникает новый штамм, на который препарат уже не действует. Что это, как не эволюция на глазах - изменилась внешняя среда таким образом, что вирус в ней не может существовать - и вирус изменяется." - "Он не изменяется. Он погибает"- сказал я. "Да, он погибает. Этот, конкретный вирус погибает." - "Значит, мы имеем дело с массовым явлением" - сказал я. "С множествами вирусов? С передачей информации?"- "Должно существовать что-то третье, что изменяет существующие вирусы" - сказал я. "Что же это третье? Бог?"- усмехнулся дядя. "А что такое бог? - сказал я - это, может быть, какое-то физическое поле жизни, в котором мы все существуем и существование наше в котором изменяет наши свойства, а наши свойства изменяют его" - "И, конечно, поле характеризуется сознанием, единственным или множественным.- усмехнулся дядя.  - Нет, это - слишком далеко. Подобного рода вещь мы не может на сегодняшний день проверить, так что нечего об этом и говорит. А если предположить гораздо более простую вещь. Ведь не все же вирусы  погибают от препарата. Какие-то из них схватили недостаточную для их уничтожения дозу, и выжили. И в результате у них сформировался иммунитет на эту дозу. В следующий раз они схватят большую дозу, но не смертельную, и так в конечном счете у них выработается иммунитет на препарат. А это и есть пример эволюционного процесса:  внешняя среда вируса изменилась - изменился и вирус, он выработал у себя новые качества. Всё определяется величиной скачка в изменении внешней среды. Для обеспечения эволюционного процесса  необходимо, чтобы скорость изменения внешней среды была меньше скорости способности  приспособления живой системы к ней. Почему русские начали вымирать в конце прошлого - начале настоящего  века?- потому что шоковой терапией была обеспечена такая скорость  изменений во внешней социальной среде, при которой  скорость   приспособления к новым условиям  русских на порядки отставала от неё. Профессор Брик как - то заметил, что через столетие на месте, где жили русские, будут жить уже совсем другие народы. И все это потому, что однажды пришли на их территорию серые волки и сожрали наивных, доверчивых овец, привыкших жить "по правде". В его шутке содержится большая доля истины. Сталинизм был  по сути тем барьером, который защищал русских от волков. Сталинизм был разрушен, и овцы оказались их легкой добычей. Достаточно было разрушить сталинизм, чтобы всё произошло. Собственно, пример с вымиранием русских - это процесс, совершенно аналогичный процессам, которые претерпевают вирусы, когда по отношению к ним находят очередной  "дуст ДДТ". Закономерности совершенно одни и те же.

   14 сентября 2061 года
    На очередной среде профессор Глюк сказал, что  "мы прошли этап, когда нам важно было доказать нашу технологическую способность производить "совмещенных животных" без того, чтобы последствием не стало  отторжение тканей. Гибель лошади - кошки поставила перед институтом  следующую проблему, связанную теперь уже с психологической несовместимостью частей физически совмещенных частей животных". Он убежден, что и эта проблема будет институтом успешно решена. Как обычно, для этого должна быть заложена методологическая основа, в содержание  которой должна быть положена теория меры, а именно, определение для разных видов и индивидов животных степени их способности приспосабливаться к степени изменений  их внешней среды.
    Совмещение же животных должно производится на основе определения тех общих форм приспособления, которыми они характеризуются. Необходимо самым тщательным образом исследовать отношения животных с внешней средой. Эксперименты должны вестись в следующих направлениях: в направлении исследования реакций приспособления животного на изменения в их внешней, физической среде существования. Нам следует понимать, что когда нами создается совмещенное животное, то перед нами стоит проблема способности животного выживать во внешней среде, и мы должны представлять себе, как оно будет это делать. Профессор хочет сказать, что мы должны не ухудшать возможности существования животного во внешней среде, а, напротив, расширять его возможности.  В противном случае все наши операции не имеют смысла.  Но, помимо этого, перед нами также стоит вопрос о той внутренней физиологической среде, с которой сталкивается психология  совмещенного  животного. Профессор попросил коллег подумать над сказанным им и к следующей среде высказать свои соображения, мнения и мысли.
    После этого приступили к обсуждению текущих вопросов.

    20.09.11 г.