на главную страницу
визитка
назад

Три типа мышления

- Кролик очень умный,- сказал Винни-Пух.
- Да он очень умный, -пропищал Пятачок
- У него настоящие мозги, - сказал Винни-Пух
- Да у него настоящие мозги, -подтвердил Пятачок
- Наверное поэтому он НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ,- задумался Винни.
Как Вы думаете , в чем научное мышление и мировоззрение ограничивает их носителей?

Очевидно, что между цитатой и содержанием вопроса произведена подмена понятий: в цитате речь идет о том, что кролик умный. В вопросе научное мышление противопоставляется обыденному, тем самым содержание цитаты изменено: кролику, который обладает якобы научным мышлением противопоставляется обыденное мышление Винни-Пуха и Пятачка и, с позиций обыденного мышления выражается признание, что научное мышление выше обыденного, и, в то же самое время утверждается, что научное мышление "не понимает жизни". Примерно так, потому что сфера обыденного мышления - это именно жизнь.

Но, конечно, быть умным и обладать научным мышлением - это не одно и то же. Научное мышление нами определено как объективирующее мышление, отрицающее его определение частным интересом субъекта (что вообще возможно при положенности, доминировании в этом процессе второй сигнальной системы. При этом первая сигнальная система по отношению ко второй выступает в качестве орудия, средства отражения, которым субъект должен овладеть и научиться соответствующим образом пользоваться.

Чем занимается научное мышление?
Научное мышление занимается производством объективного знания.

Каков основной принцип действия научного мышления?
1. Любая система познания должна быть открытой. Принцип, который здесь есть - это подход к любой системе не как к законченной, полностью познанной и обусловленной, то есть замкнутой, но как открытой, содержащей моменты непознанного.
2. Научное мышление в качестве своего результата выдает системное знание, которое на текущем уровне отражения выступает в качестве истинного во всех своих пунктах и, т.о., выглядит замкнутой системой. Полученная таким образом модель реальности удовлетворяет потребности, ради удовлетворения которых она, собственно, и создавалась и принятие истинности пунктов которой в значительной степени было обусловлено потребностью. Поскольку научное мышление удовлетворило практическую потребность, оно выполнило свою задачу.
3. В дальнейшем отношения переворачиваются: потребность оказывается тем основанием, которым освещается истинность научной модели. На смену научному мышлению приходит практическое мышление, которое занимается эксплуатацией модели, и, если допустить, что практическое мышление полностью удовлетворено свойствами модели, то обращения к научному мышлению не происходит.

В современной практике на деле этот процесс является взаимообразным и непрерывным, так как вследствие конкуренции любая модель быстро устаревает.
4. Итак, потребности изменяются, существующая модель части реальности перестает удовлетворять практическое мышление, и тогда от модели реальности, через призму которой рассматривалась реальность и в соответствии с содержанием которой осуществлялось взаимодействие с реальностью, снова происходит обращение к научному мышлению, объектом которого является реальность, в то время, как объектом практического мышления является знание (его применение).
5. Так вот, когда говорят об "умном" как характеристике субъекта, то имеют ввиду практическое мышление. Характерной особенностью практического мышления является то, что субъективно человек, обладающий практическим складом мышления, сам определяет себя в качестве "умного". Это определение им себя связано с противопоставлением им себя субъектам, характеризующимся обыденным мышлением, которое в своем основании имеет непосредственное, инстинктивно-рефлекторное отношение к реальности, доминирующей стороной в этом отношении является первая сигнальная система, опирающаяся на чувства, то есть языком которой являются чувства. При этом слова, которые употребляются такими субъектами, будучи вещью, которая произведена второй сигнальной системой, выполняют функцию средства для выражения языка чувств. Иными словами, на деле слова на этом уровне обозначают не объекты, а отношение субъектов к объектам, сущностью, сердцевиной которых для субъекта является феноменология, то есть объекты понимаются на основе проецирования на них чувств и интерпретации их поведения со стороны чувств. Но если эта схема отношений с реальностью плохо работает на объектах естествознания, создавая богов, демонов и пр., то что касается собственно взаимодействия между людьми, и даже с животными, то здесь эта система отражения оказывается эффективной, так как позволяет более или менее адекватно отражать субъективные свойства других людей и животных, познавать их характеры, их субъективные особенности и устанавливать связь между действием на субъект, субъективными процессами, которые в результате этих действий он переживает, и какого рода реакции обусловливают те или иные свойства его характера. На этом же уровне определяются также и способы взаимодействия между субъектами, которые рассматриваются в первую очередь со стороны их субъективного значения. Т.о., поведенческие акты субъекта рассматриваются в качестве проявления его субъективных состояний, их напряжений и разрядов.

Отношение представителя практического мышления к представителю обыденного мышления - отношение свысока, так как у него в качестве доминирующей выступает вторая сигнальная система, которая по определению является внечувственной. С другой стороны, отношение его к представителям научного мышления - это отношение как к чудакам, которые "не умеют жить"

Отличительная особенность представителей практического мышления состоит в том, что они используют знание для достижения своих собственных, индивидуальных, практических целей. Структура их психики состоит в том, что в качестве средства они используют знание, но их цели определяются их инстинктами.

Т.о., можно сказать, что представители обыденного мышления представляют "естественного", "нормального" человека, у которого вторая сигнальная система является вспомогательной и которой он овладевает ровно в той мере, в какой это ему необходимо "по жизни", по ситуации. Нормальный человек - это обычная, нормальная, человеческая жизнь.
Представители научного мышления характеризуются тем, что у них вторая сигнальная система является доминирующей, опирается на ориентировочно – исследовательский инстинкт, который является доминирующим и которому подчинены другие инстинкты.
Представители практического типа мышления характеризуются тем, что они используют знания, сформированные представителями научного мышления, причем, относятся к нему так, словно это и есть сама действительность, и при этом критерием истинности или ложности этого знания для них является то, как, насколько хорошо эти знания служат удовлетворению их инстинктов как в физиологическом, так и психологическом планах (то есть насколько хорошо благодаря им можно удовлетворять свои материальные потребности - в вещах, социальные- в статусе, психологические - тщеславии и пр.)
На практике, т.о., у них любая объективность оказывается посажена на иглу их собственной субъективности, иглу их инстинктов, их частных интересов.
Т.о., вторая сигнальная система выступает у них в качестве средства. Она доминирует у них в том смысле, что термины, которые они употребляют, выступают по отношению к их реципиентам со стороны их объективного содержания, то есть в качестве объективной им данности, и они требуют от своих респондентов реакций, которые соответствуют этой объективности.
Однако двигателем, определяющим, какого рода модель реальности будет ими отобрана, является интерес их инстинкта, их частный интерес. И, в этом отношении, для них даже совершенно неважно, не имеет никакого значения, является ли данная модель отражением реальности, для них важно, чтобы он претендовала на соответствие реальности, то есть на объективность, и чтобы её можно было выдать за таковую.

Отсюда мы также получаем и специфически теоретическую деятельность практического мышления по созданию моделей, которые будут обслуживать их практические интересы. Для этого берутся разные вещи, каждая из которых как-то претендует на объективность, их изменяют, подправляют, переконструируют таким образом, чтобы, с одной стороны, они выглядели как своего рода объективность, с другой - чтобы эта схема работала на их практический интерес, и запускают в ситуацию.

Т.о., мы с вами наблюдаем следующее: отношения между представителями обыденного мышления основываются на естественных психофизиологических потребностях - в пище, любви, и т.д.
Отношения представителей практического мышления имеют ввиду цели доминирования их по отношению к другим для реализации преимуществ, которые дает им использование второй сигнальной системы по отношению к представителям обыденного мышления. Собственно, и овладение ими второй сигнальной системой диктуется этим их интересом доминирования.
Представители научного мышления ограничиваются научной деятельностью.

Обыденное, практическое, научное мышление в той или иной мере характеризует всякого человека. Но доминирование какой-то из сторон выводит другие стороны в подчиненное положение, так что всякий субъект представляет собой какую-то структуру этих форм мышления.

Для того, чтобы определить, к какому типу мышления относится человек, достаточно задать вопрос об отношении его к знанию: если он относится к знанию как к чему-то, превосходящему его понимание, мы имеем дело с доминированием у человека обыденного мышления. Если человек производит знание, то имеем дело с человеком научного склада. Если человек не производит знание, но использует готовое знание, то имеем дело с человеком практического мышления.

23.07.07 г.