Лекция первая
Текст - это созданное человеком
духовное пространство. Требование, которое предъявляется к тексту, есть
требование возможности взаимно-однозначного перехода от текста к
чувственно-практической реальности и обратно. Здесь присутствуют две
стороны и две человеческие радости. Одна радость заключается в возможности
перевода языка чувств на язык понятий, и вторая, противоположная первой,
человеческая радость - это способность определения значения понятий через
посредство чувственных данных.
Всякий текст может удовлетворять
по крайней мере две человеческие потребности: он может удовлетворять "чистую
потребность духа": он может не иметь после себя никаких явных внешних
материальных последствий, но доставлять радость духу, представляя собой какое-то
интересное для него упражнение. И текст может иметь значение некоторого
практического приложения. Когда мы изучаем текст, первоначально
сталкиваемся со множеством положений, которые непосредственно не связаны друг с
другом, но в целом обеспечивают выполнение некоторой целостной, сложной функции.
Трудность в этом случае состоит в том, что остается неясным, каким образом
отдельные функции сливаются в сложную результирующую функцию. И обратно, пытаясь
анализировать сложную функцию, мы обнаруживаем, что она распадается на множество
частностей, и остаётся совершенно неясным, каким образом и на какие части
распадается целое. Т.о. оказывается, что из множества частностей мы не в
состоянии собрать целое, не можем сказать, на какие части распадается целое, и
т.о. разложение целого не приводит автоматически к возможности его собрать.
Образ такого текста может быть представлен в виде окружности, представляющей
множество положений текста, и точкой в центре окружности, к которой сходятся
точки окружности, сливаясь в единое целое. Но и обратно, если мы будем идти из
точки окружности, то увидим, как она распадается на множество различных
самостоятельных нитей, так что целое оказывается распадающимся на множество
отдельностей, представляя собой, т.о. множество разбегающихся в разные стороны
нитей мысли. Если центральную точку рассматривать как принадлежащую
чувственному миру, а точки окружности - как систему понятий, рационализирующих
этот мир, то мы получим наглядный образ отношений между данными
чувственности и представлением этих данных в форме понятий. Понятийный и
чувственный аспекты тесно связаны между собой т.о., что между точками
чувственности и точками понятий устанавливается соответствие, такое, что одна
сторона становится понятно только при наличии другой. Если отсутствуют
чувственные данные, то понятие - всего лишь слово, а текст - всего лишь
отношение между словами. Хотя и это тоже немало.
Когда мы приступаем к
изучению какой бы то ни было дисциплины, самая первая трудность, с которой мы
сталкиваемся - это трудность установления связи между чувственными и духовными,
выраженными в словах, данными, а также способами оперирования ими.
Особенность при написании текста состоит в том, что написанное "до"
определяет, обусловливает то, что будет написано "после"
Всё же при
работе с текстами важно исходить и некоторого алгоритма совершаемого действия в
полной его последовательности. А тексты есть не что иное, как средство
реализации действия. Поэтому начинать нужно с того, что мы будем делать, и
именно потребностями действия будет определяться текст Значит, прежде
всего следует определять, что именно ты делаешь, и затем в виде текста
определять средства реализации действий.
|