При рассмотрении товарно - денежных отношений мы всюду натыкаемся на потребность как движущую силу деятельности человека. В связи с этим нам следует рассмотреть две вещи: 1. Понятие потребности. 2. Динамику потребности.
Понятия потребностей и ряда связанных с ним понятий, а также ряд
методологических замечаний, связанных со спецификой материала, мы коснёмся в
настоящей главе. А динамическому аспекту дадим слово в следующей главе.
Объективная и субъективная потребности
Субъективная и объективная потребности Леонтьев о потребности
( http://flogiston.ru/library/leontev/print) : I. Потребности
Первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей — такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ. Собственно, это разные выражения одного и того же.
В своих первичных биологических формах потребность есть состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Ведь жизнь представляет собой существование разъятое: никакая живая система как отдельность не может поддержать своей внутренней динамической равновесности и не способна развиваться, если она выключена из взаимодействия, образующего более широкую систему, которая включает в себя также элементы, внешние по отношению к данной живой системе, отделенные от нее.
Из сказанного вытекает главная характеристика потребностей — их предметность. Собственно потребность, это потребность - в чём-то, что лежит вне организма; последнее и является ее предметом. Что же касается так называемых функциональных потребностей (например, потребности в движении), то они составляют особый класс состояний, которые либо отвечают условиям, складывающимся в, так сказать, «внутреннем хозяйстве» организмов (потребность в покое после усиленной активности и т. д.), либо являются производными, возникающими в процессе реализации предметных потребностей (например, потребность в завершении акта). (…)
Данное определение понятия потребности ограниченно в том отношении, что ведь наряду с потребностью во внешних объектах существует также потребность в деятельности, в чувствах, в мыслительной деятельности,
в лени и т.д., то есть множество потребностей, относящихся к
физиологическим и психологическим состояниям, которые являются внутренними. Ведь
для удовлетворения этих потребностей в качестве их объекта используется тело и
"душа" самого человека, которые всегда принадлежат ему. Поэтому потребности
можно разделить на внешние, требующие для своего удовлетворения внешних
объектов, и потребности внутренние, определяющие форму деятельности субъекта.
Причем, эти две стороны потребностей могут как соответствовать друг другу,
работая друг на друга и друг друга обусловливая, так и противоречить друг другу,
друг друга ограничивая. Соответственно, эти потребности можно назвать субъективными и объективными, и тогда выставляется требование соответствия между субъективным и объективным.
Противоположность процессов, обусловленных субъективной и объективной потребностями II. Мотивы
Изменение и развитие потребностей происходит через изменение и развитие предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» и конкретизируются.
Из приведенного выше деления потребностей на
субъективные и объективные мы получаем два противоположных процесса,
характеризующихся противоположными направлениями: объективный процесс -
процесс, связанный с физиологическими потребностями, удовлетворяемыми
посредством внешних объектов. Потребность в объекте определенного рода
актуализирует формы субъективной и физической активности в направлении
присвоения объектов потребления. При этом необходимость в соответствующей
произвольной субъективной активности, как правило, встречает
сопротивление, и общая тенденция, общий вектор активности субъекта направлен на
её минимизацию.
и субъективный процесс, направленный на удовлетворение в реализации
импульсов и схем физиологической и психологической активности. В этом случае деятельность может порождать внешние объекты, однако сама по себе не предполагает в качестве необходимого признака потребности в произведенных объектах,
но, в то же самое время, она может предполагать существование определенных
внешних условий для своей реализации.
Следует указать на формирование механизмов субъективной потребности на основании потребности объективной, то, что Пушкин называл "привычка свыше нам дана, замена счастию она".
Другими словами, насильственно сформированная деятельность затем может превращаться в активную форму, которая требует своего удовлетворения,
то есть в субъективную потребность; однако в этом случае это отношение остается двойственным,
т.к. в качестве основной, доминирующей потребности выступает объективная потребность, связанная же с ней форма деятельности, выступающая в качестве средства, способа её удовлетворения, формирует производное подкрепление. Т.о.,
в этом случае субъективная форма деятельности остаётся активной до тех пор, пока
является средством существования и удовлетворения соответствующей объективной потребности. С устранением объективной потребности затормаживается и соответствующая ей форма деятельности
и выражающая её активность субъективная потребность.
Методологическое замечание Построим идею из двух исходных. Идея первая - идея системы с обратной связью. Система с обратной связью может быть сколь угодно сложной, однако здесь мы примем сам её принцип. Вторая идея: известен такой образ, что шли слепые, наткнулись на слона и начали его исследовать. В руках одного
слепого оказался хобот, другой мог исследовать ногу слона, третий - хвост, четвёртый - ухо. Каждый из них дал описание животного, которое они встретили, и оказалось, что они встретились с разными животными. На основании этих двух идей строим третью: Мы находимся внутри системы с обратной связью, причем, мы являемся её внутренней субъективной
неотъемлемой частью. Система с обратной связью функционирует независимо от нас, мы же, в качестве её неотъемлемой функциональной части, перемещаемся в ней в соответствии с доминирующими в ней функциями
и т.о. всякий раз имеем дело с различными реальностями.
Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. Наличие у человека потребности в музыке создает у него соответствующую избирательность, но еще ничего не говорит о том, что предпримет человек для удовлетворения этой потребности. Может быть он вспомнит об объявленном концерте и это направит его действия, а может быть до него донесутся звуки транслируемой музыки и он просто останется у радиоприемника или телевизора. Но может случиться и так, что предмет потребности никак не представлен субъекту: ни в поле его восприятия, ни в мысленном плане, в представлении, тогда никакой направленной деятельности, отвечающей данной потребности, у него возникнуть не может. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности. Предмет потребности — материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане - мы называем мотивом деятельности.(выделено мной . Ш.) (…)
В выделенном мной тексте налицо проекция внутреннего импульса на внешний объект. Мотив и объект, удовлетворяющий потребность - это разные вещи. Мотив - это внутренняя психофизиологическая реальность человека, обусловливающая ориентировочно-исследовательскую деятельность, направленную на определение объекта потребности, когда он не определен,
либо на поиск и присвоение объекта потребности, когда он определен. Объект
сам по себе, вне потребности в нём, неважно, представлен он в виде чувственной
данности или образа, не является мотивом деятельности. Поэтому форма
высказывания "объект потребности есть мотив" является условной, выражающей то обстоятельство, что деятельность человека направлена на объект потребления, имея его своей целью.
Методологическое замечание Мы примем принцип текучести понятий, превращения одних понятий в другие. Соответственно, мы будем выражаться т.о.,
например, что потребность превратилась в мотив, или потребность вызвала (превратилась) в побуждение и т.п.
Понятие мотива Мотив - 1.побудительная причина, повод к какому-либо действию. Напр."По личным мотивам" 2.Довод в пользу чего-либо. 3.Мелодия, напев. Напр. "веселый мотивчик" (Ожегов. Словарь русского языка)
Понятие мотива в юридической науке У юристов понятие мотива преступления является одним из ключевых. Юрист имеет дело с некоторым фактом - свершившимся преступлением. За этим фактом стоит лицо ( в широком смысле), совершившее его и которое является неопределенным. Обычный способ решения задачкипо
определению преступника с её психо-логической стороны - определение тех, кому это выгодно. Но выгода - это форма проявления потребности. Но тогда мы приходим к понятию потребности как рассогласованию между тем, что есть и тем, что должно быть. Например, кровь не должна быть голодной. Если кровь голодная - это отрицательное рассогласование, которое требует своего устранения, что на психологическом (феноменологическом) уровне проявляет себя как потребность. Т.о. выгода выступает в качестве мотива преступления. Но что такое выгода в результате совершенного преступления? - это наступление некоего благоприятствующего субъекту события в результате реализации им какого-то другого события. Следовательно, мотив лежит в основании наступления одного события в результате реализации другого события. Одно событие реализуется ради другого. То событие, которое реализовано посредством другого, называется целью мотива. В этом смысле мотив
порождает цель, цель порождает средства её реализации.
Средства изменяют реальность т.о., что её фрагмент соответствует
цели.
Несколько высказываний 8.1 Мотив
и цель — это
психические явления, которые наряду с виной образуют субъективную сторону
преступления. Мотив преступления— это побудительный стимул, источник активной
деятельности человека, т. е. то, что побуждает его совершить общественно опасное
деяние.
А цель преступления — это представление лица о конечном результате своей деятельности или так называемый идеальный результат поведения, т. е. то, чего лицо собирается достичь, совершая преступление. формирование мотива предполагает и постановку определенной цели Однако мотив и цель — понятия не совпадающие, поскольку по-разному характеризуют психическое отношение виновного к совершаемому деянию. Если в отношении мотива можно задать вопрос, почему человек совершил общественно опасное действие (бездействие), то в отношении цели — к чему стремился виновный? Следовательно, цель определяет направленность действий. Мотив и цель преступления являются факультативными признаками субъективной стороны преступления, в связи с чем расцениваются как смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства (например, мотив сострадания, цель сокрытия или облегчения совершения преступления). Pasted from:
http://kollegia.net/services1.php?serv=23&part=446
8.2 Побуждение—это
самое общее понятие, которое охватывает все формы отражения мозгом
действительности, вызывающие ту или иную активность человека во внешнем
мире».[2] Представляется, что данное определение правильно показывает
функционально-побудительное значение различных форм психического отражения,
подчеркивает, что эти формы (психические явления с различным содержанием) имеют
общую функцию — побуждают к действию.
8.3 Мотив
как вызванное побуждением осознание потребности
8.3.a мотив служит побуждением к. действию, поступку как внутренняя сила, руководящая человеком в его поведении, причем этому общему признаку отводится «главная роль. Придание мотиву значения движущей силы связано со смысловым содержанием данного термина, который, происходя от латинского moueo (motum), в дословном переводе означает «двигатель».
8.4 Суждение потребности Любая потребность может быть удовлетворена не одним, а несколькими путями. Поэтому желание как переживание потребности отделено от его удовлетворения (при волевом поведении) процессом обсуждения, выбора одного из путей. Наиболее правильную, по нашему мнению, позицию занимают те исследователи, которые связывают психологическое содержание мотива с суждениями, являющимися предпосылкой определенного решения и его обоснованием. В даваемых ими определениях указывается, что мотив — это переживаемая в оценочном суждении «нужность», благодаря которой поведение признается целесообразным, что в мотиве заключается обоснование для субъективности его поступка,[10] что мотив, связан с побуждениями, выражающимися в
субъективном осознании нравственных и иных оснований достижения целей,[11] с обоснованием осознанной, субъективной необходимости решения об удовлетворении потребности в данной субъективной и объективной среде.
П.
И. Иванов: «Все то, чем определяется приемлемость или неприемлемость целей и путей, ведущих к достижению этих целей, — пишет он, — называется мотивами действий. Мотив — это ответ на вопрос, почему человек ставит перед собой эту цель, а не другую, почему он при достижении поставленной цели действует или предполагает действовать такими-то, а не другими средствами и путями».
8.5 Цель В психологической и юридической литературе принято сводить цель к тому, что конкретное лицо стремится достичь своим поступком. Будучи по существу верным, это определение все же нуждается в некотором уточнении. Фактические последствия часто шире цели, ибо достижение цели субъект видит, как правило, в реализации одного из возможных вариантов поведения. Поэтому цель заключается в представлении о направленности действия, о его конкретном желаемом результате. Цель побуждает человека к активности, является идеальным основанием поведения индивида именно потому, что она суть представление о желаемом результате поступка.
8.6 Цель и результат Необходимо отметить, что понятия цели и результата не всегда четко различаются.[21] Цель — это идеальный образ, представление о желаемом результате, а результат есть фактически наступившее последствие. Но цель, будучи психическим явлением, связана с представлением о различного рода результатах, как внешних по отношению к внутреннему миру человека объективных материальных явлениях, так и субъективных психических явлениях эмоционального характера (например, с переживанием удовольствия). От того, ставится целью приобретение материальных ценностей или получение эмоционального удовлетворения, ее психологическое содержание и формы не меняются. Цель всегда желанна, а ее достижение вызывает восстановление ранее утраченного психического равновесия, устранение психического напряжения, беспокойства, обусловленных возникшей потребностью.
8.7 Стратегия счастья Когда-то Дж. Ст. Милль с большой психологической проницательностью говорил о «хитрой стратегии счастья»: чтобы испытать эмоции удовольствия, счастья, нужно стремиться не к переживанию их, а к достижению таких целей, которые порождают эти переживания.
Pasted from http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1139403
8.8 Потребность, интерес, мотив, цель Уголовным законодательством воспринято определение мотива как побуждения, которым руководствовалось лицо при совершении преступления. Такое понятие мотива имеет и криминалистическое значение. В качестве наиболее распространенного вида мотива выступают интересы преступников. Это объясняется тем, что интерес является основным регулятором человеческого поведения. С интересом человека связано все то, за что он борется. С точки зрения разработки криминалистической характеристики преступлений представляется существенным деление интересов на личные и общественные. Определенное значение в этом отношении может иметь деление потребностей на материальные и духовные, естественные и культурные, на витальные (присущие человеку как представителю биологического вида), социальные и идеальные. Мотив самым тесным образом связан с целью преступления. Мотив не является целью, но он приводит к выбору, к постановке цели. Цель выполняет функции предвидения, программы, регуляции, управления, корректировки преступного поведения.
Pasted from http://yurist-online.com/uslugi/yuristam/literatura/kriminalistika/014.php
Понятие потребности "Потребность - надобность, нужда в чём либо, требующая своего удовлетворения" Ожегов. Словарь русского языка
Цель Мотив всегда направлен на что-то.
Потребность является основанием мотива; мотив направлен на удовлетворение
потребности. Мотив порождает цели, которые становятся основанием событий. Всякая
цель есть то, к чему стремятся, и одновременно она есть (у)стремление.
Поэтому всякая цель ведет субъекта в процессе своей реализации
посредством его деятельности через последовательность порождаемых его
действиями событий, обусловленных промежуточными целями. Цель реализуется через
последовательность событий. В этом смысле можно говорить о цели как о конечной,
и также утверждать, что конечная цель порождает множество промежуточных,
частных, или подчиненных целей, обусловленных обстоятельствами. Но в целом
цель есть интеграционная величина, включающая в себя последовательность событий
от актуальной реальности до целевой.
Итак, психологический анализ потребностей необходимо преобразуется в анализ мотивов. Это преобразование наталкивается, однако, на серьезную трудность: оно требует, решительно отказаться от субъективистских концепций мотивации и от того смешения понятий, относящихся к разным уровням и разным «механизмам» регуляции деятельности, которое столь часто допускается в учении о мотивах.
С точки зрения учения о предметности мотивов человеческой деятельности из категории мотивов прежде всего следует исключить субъективные переживания, представляющие собой отражение тех «надорганических» потребностей, которые соотносительны мотивам. Эти переживания (желания, хотения, стремления) не являются мотивами в силу тех же оснований, по каким ими не являются ощущения голода или жажды: сами по себе они не способны вызвать направленной деятельности. Можно, впрочем, говорить о предметных желаниях, стремлениях и т. д., но этим мы лишь отодвигаем анализ; ведь дальнейшее раскрытие того, в чем состоит предмет данного желания или стремления, и есть не что иное, как указание соответствующего мотива. Отказ считать субъективные переживания этого рода мотивами деятельности, разумеется, вовсе не означает отрицание их реальной функции в регуляции деятельности.
Они выполняют ту же функцию субъективных потребностей и их динамики, (выделено мной. Ш.) какую на элементарных психологических уровнях выполняют интероцептивные ощущения, — функцию избирательной активизации систем, реализующих деятельность субъекта. (…)
Обратите внимание на выделенный текст. Здесь можно было бы позлорадствовать и сказать "это называется: договорились". Но злорадствовать не приходится: учёным приходилось отдавать дань политической идеологии, которая принуждала их либо заниматься наукой на предоставляемом идеологией пятачке, либо не заниматься ею вовсе. Леонтьевым, как и Гальпериным, и другими учеными, брался допустимый в идеологическом плане аспект науки, независимо от того, осознавали они сами это или нет. Разумеется, предметный аспект как мотива, так и потребности существует - но как часть, сторона целостного отношения точно также, как частью целостного отношения является субъективное.
Потребность Говоря о потребности, мы обязаны спросить, кому
она принадлежит, или чья это потребность. Затем, мы должны задать вопрос, в чем именно она заключается
и посредством чего она может быть удовлетворена. Т.о., здесь всегда есть субъект и объект потребности.
ЖСОС Обратите внимание на два очевидно противоположных высказывания 8.3 и 8.3а. В науке мы сплошь и рядом сталкиваемся с подобного рода вещами.
Теперь примем во внимание методологические замечания 3 и 5. Представим себе систему
с обратной связью. В основании работы процессорных систем лежит принцип обратной связи, и ремонт таких систем сопряжен, в частности, с той
особенностью, что в них оказывается невозможно определить "начало и конец",
"причину и следствие" без разрыва обратных связей. Действительно, всякая система
с обратной связью обусловливает собой некий круговой процесс, в котором в
частном движении по кругу предыдущее оказывается причиной последующего, но
невозможно определить, что является началом. Остановимся на понятии системы с
обратной связью. Всякая система с обратной связью (СОС) есть какая-то форма регулятора
в элементарном виде, и система регуляторов, если СОС является сложной.
Так как нашей темой являются не механические системы, но системы регулирования "живые" (ЖСОС),
то самое первое деление - это деление на субъект и объект. Субъект есть величина
в себе бесконечная, объект есть проекция субъекта на внешнюю реальность. Субъект
есть субъект - объект, так как представляет собой единство материального и
идеального; в качестве материальной системы субъект есть тождество с
материальным миром, то есть характеризуется общими с ним законами.
Материальность субъекта есть мост, связывающий его с материальным миром.
Проиллюстрируем работу схемы рис.1.с точки зрения регуляций, обеспечиваемых
имеющимися у субъекта рефлекторных программ.
Замечание Кстати, функциональная система П.К.Анохина есть не что иное, как психологическое представление работы готовых рефлекторных схем. Она ограничена в том отношении, что в ней отсутствует механизм самого процесса отражения. В ней предполагается, что все коды отражения уже существуют.
Поэтому функциональная система может моделироваться вычислительными машинами.
То, что здесь отсутствует, это принцип отражения
отражения, который характеризуется тем, что любое отражение может, в свою
очередь, превращаться в объект рассмотрения, причем, на формальном уровне этот
процесс может рассматриваться в качестве бесконечного.
В этом случае у субъекта есть план работы того, что он должен получить. План
представляет собой последовательность реализаций отдельных пунктов деятельности
по получению желаемого результата. Объект представляет собой механизм
реализаций. В блок 1 субъектом выдается очередная элементарная схема "действие =
результат". В блоке "Работа" осуществляется действие, которое может быть
подвержено возмущению a. Рассогласование
f между плановым и полученным результатом выдается на схему управления, которая корректирует
посредством сигнала g работу блока 1 в количественном аспекте. В то же самое время, если количественные регулировки не дают эффекта, схема управления выдает сигнал
i,
корректирующий или изменяющий программу работы блока работы.
Если и это не даёт эффекта, система управления выдает сигнал е о своём
несоответствии субъекту. В ответ субъект выдает сигнал е, изменяющий систему
управления. По реализации плана работы получается результат, который блоком 3
посредством линии h выдается субъекту, объективная
сторона которого его ассимилирует.
Теперь рассмотрим этот процесс с субъективной точки зрения. Памятуя, что субъект в фокусе сознания может
осуществлять только одну деятельность, и представляя себе субъекта как находящегося внутри ЖСОС, мы получим, что деятельность субъекта ограничивается той отдельной функцией и, соответственно, той реальностью, в которой он находится. Тогда, беря объект, мы получаем следующие вещи. По линии bя сознания субъекта выдаёт
пачку-последовательность команд в блок 1. Допустим, эту функцию я сознания выполнило. Тогда оно перемещается в блок 1,
которым полученный набор команд устанавливается в очередь на выполнение, и им
начинается последовательная их реализация выдачей соответствующего сигнала
в блок работы. При этом очевидно, что содержание я, как и его реальность, изменились. Блок 1
свою функцию выполнил, и я переместилось в блок
работы,
в котором оно одновременно является наблюдателем и деятелем, который
функционирует в соответствии с существующей в блоке работы программой,
которая и становится содержанием и идеологией я.
Выполненный шаг работы порождает результат, который выдается в блок сравнения
2. Соответственно, я преображается в блок 2,
которым сравнивается программируемый (ожидаемый) и полученный результат, при
этом понятие я становится в очередной раз иным. После чего я
превращается в блок управления, который либо формирует коррекцию в случае
несоответствия, либо выдает сигнал разрешения на выполнение следующей порции
работы блоку 1. И т.д. Т.о. мы видим, что я в своей деятельности постоянно меняет свои маски, превращается из одного в другое,
сохраняя в этом разнообразии своё основное свойство быть субъектом: свойство
воспринимать и действовать. При этом если мы возьмём какой-то отдельный круг, мы обнаружим, что
внутри круга определить начало и конец работы схемы невозможно. Например, в схеме
1, работа, 2, управление в качестве начала процесса мы можем брать как
элемент 1, так и элемент два, рассматривая при этом другой элемент как
представляющий результат. Здесь как бы действует правило: не важен результат, важен
процесс.
Когда мы мыслим, мы так или иначе, сознаём мы это или нет, исходим из какой-то схемы мышления, которая выступает в качестве его шаблона. В качестве такого шаблона может использоваться понятие СОС. Особенность применения шаблонов состоит в том, что они явно в
мышлении не выступают, но, тем не менее, определяют порядок и структуру мысли. Но, разумеется, для
того, чтобы какая-то схема могла стать образом для произвольно организованного
мышления, должна быть создана соответствующая технология. И вот тут могут возникнуть проблемы. Какие принципы должны быть заложены в мышление в соответствии с СОС? Во-первых, должна быть определена исходная задача, которая в общем случае
имеет в своём основании какое-то рассогласование, обусловливающее
соответствующую потребность; решение задачи является мотивом, целью которого
является устранение рассогласования и тем самым - потребности. Рассогласование порождает потребность, потребность порождает активность (побуждение)...
И вот здесь напрашивается следующая ключевая мысль: общий принцип мышления в
соответствии СОС связан с понятиями причины и следствия. Когда речь идет о СОС,
то, во всяком случае, в явлении, мы имеем два противоположные
суждения. Это обстоятельство отражается, в частности, даже в основном вопросе
философии, решаемом материалистами и идеалистами прямо противоположным образом.
В связи с этим, можно принять принцип относительности, который может быть
сформулирован как: безразлично, что брать в качестве причины; тогда то, что
будет после этого, будет его следствием. Иначе, когда речь идет о причине, то
необходимым, но не достаточным признаком причины является последействие,
представляющее следствие. Если мы возьмём черный ящик с входом и выходом СОС, и
нам нужно определить, где в такой системе вход и где - выход с точки зрения
категорий причин и следствия, то, взяв в качестве причины одну из двух, в
отношении другой мы получим последействие, то есть какое зто следствие.
Методологическое замечание Поэтому сформулируем принцип: Если
b есть следствие из причины а, то следствие
b оказывает влияние на причину а, изменяя её. А этим обусловливается не только класс явлений, который нами будет рассматриваться, то также и способ мышления, который требует, чтобы любое явление рассматривалось с точки зрения
приведенного принципа.
Методологическое замечание Еще принцип: Обычно мы ищем одну причину следствия. Однако ошибочность подобного подхода выявляет себя уже в таком, по-видимому,
простом случае, как ремонт сложных систем. Становится ясно, что такие системы являются следствием множество причин, и каждая из них вносит свой вклад в тот
её образ, который мы воспринимаем. Мы видим, что одно и то же следствие
имеет, как правило, наложение множества различных причин.