на главную страницу
визитка
темы
СС: - На меня произвело впечатление вот это высказывание Маркса:
"В наследственно - капиталистической голове из Западной Шотландии стоимость средств производства - веретён и т.д.- настолько неразрывно сливается с их капиталистическим свойством самовозрастать, или ежедневно поглощать определенное количество чужого дарового труда, что глава фирмы Карлайл и К действительно воображает что при продаже фабрики ему оплачивают не только стоимость веретен, но, кроме того, и возрастание их стоимости, не только труд, заключающийся в них и необходимый для производства веретен того же самого рода, но и прибавочный труд, который при их помощи ежедневно высасывается из бравых западных шотландцев в Пейсли; и как раз по этой причине, думает он, с сокращением рабочего дня на два часа продажная цена каждых 12 прядильных машин сократится до размеров цены 10 машин!"
Маркс, конечно, великий человек и всё такое прочее, а я, можно сказать, профан и ничто, и рассуждаю я со своих позиций профана. Но всё же у профана, занимающегося практическими вещами, есть одно маленькое преимущество: я исхожу из практики, и если я окажусь неправ, то практика меня накажет. Может быть, конечно, здесь всё дело в терминологии, в которой я не разбираюсь, это так, но ведь я исхожу из чувства, а не из понятия, и чувство вызвало во мне определенное впечатление, которым я и хочу поделиться. Вот я представляю
себя владельцем предприятия, которое хочу продать. Какими вещами при этом я
руководствуюсь? По Марксу получается так, что, собственно, мне особенно думать
не о чем. Мне достаточно взять стоимость элементов производства, вычесть из этой
стоимости ту её часть, которая уже перенесена на продукт, и, пожалуйста,
продавай. Теперь давай возьмём покупателя. На что он ориентируется? Разумеется,
для него важно состояние средств производства, то есть состояние машин и пр. Но
дело в том, что покупатель покупает производство в целом, а не отдельные машины,
и его и интересует производство в целом, а критерием этого производства является
та прибыль, которую он будет получать от него. Производства одного и того же
типа оказываются различными по своей эффективности, и это различие связано
не только с ценой постоянных элементов производства, но и в способе их
соединения и в качестве рабочей силы и её организации. Т.о. оказывается, что при
одной и той же стоимости компонентов предприятий их эффективность оказывается
различной. И, в связи с этим, не думаю, что покупатель предпочтёт менее
эффективное предприятие. Покупатель ориентируется на эффективность целого, и
именно эффективность целого его и интересует.
Во всяком деле едва ли не самым существенным является правильная постановка вопроса. Ведь что бы вы ни делали, осознавая это или не осознавая, вы отвечаете на какой-то вопрос, исходя из каких-то оснований, которыми этот вопрос и обусловливается.
В настоящем случае речь идёт о покупке
(продаже) какого-то бизнеса. Следовательно, в данном случае бизнес - это товар. Всякий товар характеризуется двумя противоположными сторонами: стоимостью и потребительной стоимостью. Покупатель покупает товар ради его потребительной стоимости. Следовательно. оценивая множество товаров одного рода, он осуществляет выбор, исходя из двух противоположных сторон: его потребительной стоимости как вещи, которая способна наилучшим образом удовлетворять его потребности, и его
собственными возможностями оплатить цену товара.
То есть покупатель обменивает принадлежащую ему стоимость "в чистом виде", материализованную в форме денег, являющихся знаками разных количеств стоимости, на потребительную стоимость товара на его стоимость, точно также, как продавец обменивает
потребительную стоимость товара на стоимость, выраженную в цене и
материализованную в форме денег.
Т.о., покупатель и продавец на рынке
характеризуются двумя прямо противоположными векторами: покупатель стремится
найти на рынке товар с максимальными потребительскими характеристиками по
минимальной цене. Для продавца, напротив, важно получить максимальную цену за
свой товар при минимальных потребительских его свойствах. Т.о. между собой
сталкиваются две противоположные силы, которые в своём пределе имеют, конечно,
со стороны покупателя стремление приобрести товар без оплаты, со стороны
продавца - получить деньги за воздух, за ничто. (Вспомните сказку Андерсена о голом короле) И эти две противоположные, по-видимому, силы в своём пределе иллюстрируют нам пример того, как крайности сходятся между собой: один хочет иметь потребительные стоимости бесплатно, другой деньги - также бесплатно: и то и другое в конечном счете сходится на одном благодаря тому, что деньги - это эквивалент любой потребительной стоимости.
И вот теперь возникает вопрос: в чём заключаетсмя потребительная стоимость бизнеса как товара? В его способности производить прибавочную стоимость,
С другой стороны, и покупатель, и продавец в своих рассуждениях находятся, в общем случае, в равных отношениях в том смысле, что каждый из них имеет дело с общей ситуацией на рынке, на основании которой способен определять рыночную цену его товара. Другой же стороной этого же процесса является знание его собственного положения и естественное желание знания положения другой стороны. Далее, что представляет собой рынок в его общем выражении: он представляет собой множество продавцов и множество покупателей. Для каждой из сторон всё равно, с представителем какой другой стороны иметь дело, критериями обмена являются его условия.
И он
просчитывает, за сколько времени окупит себя предприятие и начнёт давать
прибыль. Значит, вопрос в прибыльности предприятия. Оно будет тем дороже, чем
большую прибыль оно приносит. Значит, предприятие - это не только машины, но и
люди, работающие на нём, это эффективная организация производства. Речь,
следовательно, идёт также о существенности в производстве человеческого фактора.
В рассуждениях Маркса рабочий выступает в качестве придатка машины. Действительно, если машиной задается темп производства, то рабочий также применяется по сути своей в качестве одной из машин, или в качестве придатка машины
Вот пример покупки торгового предприятия. Пусть одно предприятие находится на бойком месте со сравнительно честным коллективом продавцов, и второе предприятие - в захолустье с продавцами нечестными. Очевидно, что прибыль, которую дают два предприятия, различная, и, соответственно, разной будет и цена предприятий.