на главную страницу
визитка
темы
Вот в чем моя ошибка: у меня между рефлексами и мышлением как вербальными операциями ничего не стоит. А между тем эти две стороны опосредуются третьей вещью, тем, что я называю объективацией. Вот я вырисовываю дерево событий. Мне непонятна связь между событиями, и я начинаю заниматься их объективацией посредством рисунков. Рисунок, который дублирует реальность . В рисунках я воссоздаю реальность и действую с ней. Что такое чертежи: это те же рисунки, осуществляемые по определенным правилам, которые позволяют от их схематического вида перейти к образам реальных объектов. Однажды я обнаруживаю, что мне неудобно рассуждать без построения соответствующих схем, которые облегчают и удержание, и построение образа. Рисунок - это не просто отражение реальности; рисунок нагружен мыслью и позволяет изменять, творить реальность.
Что такое рисунок? это редко фотография реальности, как правило, это знак какого-то её образа. А что такое знак? - это образ образа, это выражение ассоциативной связи между образами. Один образ становится знаком другого образа в той мере, в какой он указывает на него.
Посредством рисунков мы выделяем отдельные части в образе, даём им имена. Мы так же выявляем контексты образов. Наконец, мы
рассматриваем рисунок как подробную часть более широкого и обобщенного рисунка.
Вот и получается такая вещь, что само по себе слово вне объективирующего его рисунка оказывается представляющим рефлекс, и в этом смысле слово оказывается тождественным звукам животных, то есть за ним чаще всего скрывается биологическое, а не собственно физическое значение воздействующего события.
Т.о. мы получаем, что для мышления важна не речь сама по себе, а процесс объективации, и при этом неважно, доминирует при этом слово или рисунок. Слово само по себе оказывается компонентом более сложной системы, в которой процессы объективации и, соответственно, удвоения относительно реально протекающих чувственных событий является необходимым признаком человека как сапиенса.
Тем не менее, у слова есть одна особенность: будучи знаком чувственных явлений, оно само является объектом, с которым возможны операции. И т.о. мы переходим к объективированию самого слова, т.ск., к рисунку слова. Слово в качестве понятия создается нами, когда мы частям наших рисунков придаем имена. Мы не можем дать имя субъективному образу в силу его субъективного характера. Но мы можем дать имя объективации субъективного образа. И тогда словом выражается соответствующее понятие, и слово перестает быть всего лишь звуком той или иной
степени сложности либо всего лишь звуком, представленном в форме рисунка
Относительно рисунков стоит добавить, что наряду с рисунками, создаваемыми нами, мы можем иметь дело с созданными, готовыми рисунками. Но отсюда получаем, что также и непосредственная реальность, воспринимаемая нами, также может рассматриваться в качестве рисунка. Поэтому любую часть этой видимой реальности мы можем рассматривать в качестве рисунка, представляющего некую субъективную реальность, и обозначать этот рисунок в качестве представляющего эту реальность. А тем самым мы получаем связь между рефлекторным отношением к реальности и отношением к ней в мышлении. Мы получаем т.о. удвоение - наряду с чувственной реальностью также и объективированную идеальную реальность. Идеальная реальность в качестве только субъективной представляет собой проявление инстинктивно-рефлекторного отношения сознания к реальности. Та же идеальная реальность, будучи объективирована в слове, принадлежит мышлению, или осознанию.
27.06.08 г.