на главную страницу
визитка
темы
Заметки по интроспективной психофизиологии
- Мысли про себя и мысли во вне.
Когда я учился в автошколе, практиковал
нашу группу в вождении молодой горячий грузин. Он говорил мне: остановись у первого столба. Но я не мог этого сделать, у меня не было для этого навыков. Мне нужно было собраться, сообразить, что я должен сделать, и только после этого
я останавливался. Разумеется, грузин ничего этого не понимал, и выходил из себя. Объяснять же ему
его некомпетентность, связанную с тем, что прежде, чем отдавать команду "останавлвиться у этого столба", нужно сформировать навык останавливаться вообще, было бесполезно, это был слишком наивный человек для подобного рода сложных вещей.
Ведь чем человек наивней, тем сложнее ему втолковать что-л.
"И с каждою весной я пробуждаюсь вновь" В соответствии с временами года, чисто биологически, теплое время года - это жизнь тела, холодное время года - сон тела. И, соответственно, духовная жизнь. Летом не до размышлений: хочется жить, пользоваться теплом, чувствами и т.д. Весной всегда наблюдается этот трудный переход от духовной жизни к телесной, когда духовная жизнь, которая, кажется, только что была на пике, вдруг исчезает совершенно, и ты не можешь заставить себя думать о чем-то, кроме активной жизни. Мозг словно отключен. В нем вроде бы что-то и варится, но
тебе не до этого. Пробуждается это стремление к жизни и жадность жизни. Мысли становятся как бы инстинктивными, они не доходят до словесного выражения, и в связи с этим возникает ощущение неудобства и связанности. Ты вдруг лишаешься возможности говорить про себя. В зимнее время года, напротив, сложно что-то говорить о чувствах и желаниях. Доминирует духовность, и мысли непосредственно переходят в слова и требуют своего выражения,
и всё это идет автоматом.
Еду на машине и удивляюсь автоматизму тела. Справа вылетает машина и оказывается перед носом. Ноги до всякой мысли мгновенно жмут на тормоза. Тело словно существует независимо от меня, и не оно мне, а я ему подчинен. В то же самое время в голове полнейшая пустота, словно в ней нет ни мозгов, ничего.
Во мне возникает какое-то ощущение, и я слышу свой голос, обращающийся ко мне:
"А что, В.Я., не повернуть ли тебе направо". Я слышу эти слова как внешние слова,
и ощущаю их, и прихожу в себя: вижу и чувствую и осознаю дорогу и всё, что
происходит на ней. Я словно соединился с самим собой.
И это приводит меня к мысли, что в холодное время
года мозг и тело словно замкнуты друг на друга, и это проявляется в том, что внутренняя речь воспринимается практически также, как внешняя речь, и действует точно также, как внешняя речь. Более того, сдвиг, который при этом имеет место, заключается в том, что ты только и слышишь, что свою внутреннюю речь, тогда как внешние речевые раздражители, как и любые другие внешние раздражители, ты воспринимаешь, но не ощущаешь
и не чувствуешь, и тебе их замещают непосредственные реакции раздражения на них, и тебе приходится ориентироваться во
внешней среде относительно них посредством мыслей, но в основании мыслей
лежат не они сами по себе, но раздражения в тебе. Т.о. следствием
раздражений являются мысли, но и обратно, мысли уже сами по себе вызывают в тебе
раздражения. И т.о. возникает кольцо, в котором конец одного вызывает начало
другого, а другого - первого. Внешние раздражители
остаются раздражениями, они не переходят в ощущения и чувства как средства
познания. Напротив, ощущения и чувства выступают в качестве кодов, своего рода
резонаторов, через посредство которых осуществляется определение значений
внешних воздействий. В это время не возникает ничего нового, но внешние
воздействия выступают как подобные тому, что уже есть в ощущениях и чувствах. И поэтому ты интерпретируешь
воздействия при посредстве мыслей, на весах которых на одной стороне лежат
воздействия с их признаками, на другой - коды ощущений и чувств, с которыми
соотносятся и через которые определяются воздействия и тем самым даются им их
понятия.
Т.о., имеют место раздражения и мысли (результатом которых являются понятия), в то время как чувства и ощущения вытеснены. Регулировки, которые в это время имеют место, являются истинктивно - рефлекторными,
соответственно, реакции на окружающее являются инстинктивными,
но выражаются переживаемые раздражения посредством мыслей, производящих
соответствующие им действия как реакции на раздражения, и т.о. мысли обладают
понятиями содержания наших инстинктов.
Обратите внимание на страсть женщин
смотреть на себя в зеркало. Что это означает? В зеркале женщина видит самое себя как внешний ей раздражитель, и реагирует на себя как на внешний раздражитель.
Есть воспоминание о том, как Достоевский писал "Село Степанчиково" - он вслух повторял написанное, смеялся, то есть благодаря тому, что превращал текст в звуковой раздражитель, получал возможность воспринимать его, эмоционально переживать и т.о. соединять своё восприятие со своим действием,
определяя его эффективность или неэффекивность.
Значит, вывод: когда лишаешься активной внутренней речи, следует заменить её речью внешней. Этот опыт будет проделан в 031.3