на главную страницу
визитка
темы

029.39 Проект 01

   Прежде, чем запустить механизм, его нужно создать, а в простом случае актуализировать существующий
   Во всяком случае, механизм действия должен создаваться. Если мы представим себе, что имеем дело с системой с, возможно, бесконечным числом степеней свободы, то для осуществления целесообразного действия соответствующий ему механизм должен всякий раз создаваться заново путем ограничения существующих степеней свободы. Можно также исходить из другого представления и иметь ввиду, что система состоит из множества простых механизмов, из которых создаются сложные. И тогда раньше, чем появится возможность запуска механизма, он должен быть создан из существующего набора частей. Но даже в самом простом случае сложной системы механизмов для реализации простого действия соответствующий действию механизм должен быть, во всяком случае, активизирован. Если вы хотите поднять груз, вы вначале настраиваетесь на поднятие груза, приводя соответствующие мышцы в активное состояние, то есть актуализируете соответствующий механизм т.о., чтобы вам оставалось только запустить его  в действие. Итак, раньше, чем может быть осуществлено действие, выполняется скрытый, невидимый процесс формирования механизма действия.

   Этот скрытый процесс может быть иллюстрирован рис. 1.
   
   Живая система - это черный ящик, работу которого мы можем моделировать только посредством физических систем
   
Разумеется, приведенная  на рис.1 схема - всего лишь одна из возможных моделей, отражающей реальные процессы. Ведь в каком положении мы находимся. По сути дела мы имеем дело с живой материей как с черным ящиком. Мы можем наблюдать функции живой материи, и на основе наблюдения этих функций мы создаём механизмы, выполняющие наблюдаемые функции. При таком подходе то единственное, что мы делаем, это создаём механических подражателей, и не более того. Так что на этот счет не стоит обманываться и приписывать машине нечто большее.

   1. Как  процесс модели рис.1 выглядит в реальном времени?
   Задание рассогласования
   Мы задаём машине рассогласование. Но как мы можем задать машине рассогласование? Мы можем выдать машине некоторое раздражение, которое вызовет в машине рассогласование. Мы можем выдать машине информацию о рассогласовании, в которое машина должна перейти. На рис.1 имеется ввиду этот второй случай. При этом машина должна должна обладать способностью к восприятию и переработке соответствующей информации. Например, переданная машине информация может заключаться в том, что "машина хочет есть (нуждается в дозаправке)". Это положение порождает следующий образ.
   Организм человека может быть представлен следующим образом. Его тело - это "железо", то есть множество каких-то относительно автономных систем, выполняющих какие-то частичные функции в целом организма. Множество таких систем организма, с одной стороны, должны выдавать какую-то продукцию, которая используется организмом как целым. С другой стороны, она требует для своего функционирования каких-то веществ и т.п. для того, чтобы иметь возможность выполнять свои функции. Поэтому ясно, что множество таких сравнительно автономных систем должно работать синхронно, и возникает вопрос об организации работы функциональных элементов целого в целом. Функции целого должен реализовывать специализированный  орган, который связан с функциональными элементами (частями) организма датчиками, свидетельствующими об их состояниях, и выдавать на них команды, определяющие режим их работы. Законом же функционирования целого должно быть отношение равновесия с внешней средой.
   В то же самое время можно условиться о том, что те функции, которые выполняет специализированный управляющий орган, могут, по мере их стереотипизации, передаваться управляемым частям.
   Значит, если мы говорим о рассогласовании, то это - рассогласование, принадлежащее организму, и именно, каким-то его частям. Другими словами, специализированный орган должен получать информацию о рассогласованиях, которые возникают в его частях. Эта информация выдается объектной частью организма (его "железом") и воспринимается его специализированным органом - системой управления, которая посредством своих датчиков связана как с каждой из частей организма, так и с внешней средой, и поэтому система управления СУ оказывается замкнута на объект управления ОУ и на внешнюю среду ВС. Различие ОУ и ВС заключается в том, что ОУ является способом существования СУ и поэтому интимно связан с ней. В остальном же ОУ и ВС для СУ являются одинаково внешними раздражителями. Поэтому организм в известном смысле можно отождествлять с СУ и рассматривать СУ в качестве субъекта, а ОУ и ВС - в качестве объекта О.
   А способ связи объекта О с СУ рассматривать в качестве канала связи.
  Но в таком случае СУ и О находятся в отношении диалога: они способны обмениваться информацией, а также отдавать команды.
 В то же самое время, наряду с информационным взаимодействием, мы имеем дело также и с действительным, физическим и иным поведением машины.


   Содержательный способ рассуждения
   Представим себе, что машина получила вопрос относительно дозаправки. Как подобного рода процессы выглядят в реальности? Допустим, вы едете в машине. Относительно заправки вы можете находиться в двух состояниях. Одно состояние заключается в том, что вы знаете, что топливо заканчивается. В этом случае вы смотрите по сторонам шоссе, не появится ли где заправка. Итак, есть рассогласование - оканчивающееся топливо. Это рассогласование с вашей точки зрения может быть устранено, если вы заправитесь на первой же встречной бензоколонке. Т.о. у вас актуализирован образ бензоколонки, и как только вы встретите прообраз образа, вы, на основе сравнения внешнего и внутреннего образов и их совпадения выдаете себе команду: заехать на бензоколонку и заправиться. Второе же ваше состояние может заключаться в том, что вы встречаете бензоколонку и задаете себе вопрос, следует ли вам заправиться. И в зависимости от того, сколько топлива у вас осталось в баке, вы едете дальше или подзаправляетесь.
   Мы видим,  что постоянно колеблемся между понятием и чувственным образом. Действительно, количество топлива в баке связано с понятием рассогласования, которое возникает, когда топлива в баке становится меньше какой-то его величины. Бак, бензин, его количество в баке - все это образы реальности. Рассогласование - это  понятие как целостность, которая связана с процессами и их регулировкой. Целая сложная цепочка связанных между собой образов и действий отражается в понятии рассогласования.
   Итак, если есть запрос относительно необходимости дозаправки, то для того, чтобы такой запрос мог возникнуть, он может быть передан информационным образом либо же при посредстве образа, который вызывает ассоциацию, связанную с вопросом относительно дозаправки.

   Пусть в баке машины изменяется количество топлива, и данные о его количестве передаются СУ. Так как машина получает данные от множества систем, то возникает вопрос о том, в соответствии с каким алгоритмом эти данные должны восприниматься машиной. Машине не имеет смысла реагировать на данные, если они остаются неизменными. Тогда машина должна реагировать на изменения данных. Но отношение неизменности и изменения относительны. Значит, машина должна реагировать на единицы (на интервалы изменения), для чего должно существовать специальное устройство. Измерительный прибор, каким бы он ни был, характеризуется чувствительностью, так что в самой чувствительности прибора уже заложены минимальные единицы измерения. С другой стороны, количественные данные приборов, на которые должна реагировать машина, есть функция от разных обстоятельств. Так, например, при существующей частоте встречающихся на дороге бензоколонок может быть достаточно, чтобы реакция наступала тогда, когда в баке остается 5 литров бензина.
   Тогда что мы получаем. Должен существовать прибор, в котором СУ устанавливает значения, на которые СУ должно реагировать. Но тогда само СУ должно характеризоваться двумя уровнями - бессознательным и сознательным. Бессознательный уровень снимает данные с приборов и записывает в предсознание, Сознание же, снимая данные с предсознания, реагирует на значения этих данных, перенося их из фона сознания в его фокус. Итак, есть бензиновый бак и датчик, руботающий в автоматическом режиме. Он может юстироваться СУ, но, будучи проюстирован, он представляет собой простой автомат. Затем, существует бессознательное, которое снимает данные с даттчиков, предсознание, которое выделяет в датчиках критические значения, на которые реагирует сознание. В настоящем случае данные датчика задаём мы. И СУ должна реагировать на эти данные. Тогда возникает вопрос, как формируются реакции. Реакции СУ на состояния её частей обусловливаются состоянием целого. Т.о. связываются между собой состояния целого и его частей, и при этом критерием является состояние целого. Например, если из-за моей нерасторопности я вовремя не заправился и не прибыл в нужное время в нужное место, то это - отрицательный фактор. Как бы там ни было, в качестве исходной у меня выступают последствия моего поведения.
   Тогда мы получаем такую последовательность поведения: есть какие-то значения какой-то части. следствием этих значений являются такие-то следствия, где в качестве критерия следствия выступает принцип: "после этого - значит, по причине этого". Этот принцип времени дополняется принципом повторяемости: всегда, когда есть одно, есть другое. Следующее положение - если есть следствие, то должна быть определена его причина. Каким образом определяется причина? Вопрос о причине возникает тогда, когда возникает значимое следствие.  При этом следствия могут подразделяться на положительные и отрицательные, может рассматриваться соотношение между ними, при этом может доминировать влияние положительные либо отрицательных следствий, то есть в сумме положительного и отрицательного ищется одна из сторон.  Когда мы говорим о положительном либо отрицательном, то всё это выражение отношения к событиям, за которыми стоят совершенно конкретные вещи. Одно и то же конкретное положение вещей может рассматриваться  то в качестве положительного, то в качестве отрицательного.
   Сознание начинается со следствий, и от него идет к причинам. Мы имеем какие-то конкретные значения чего-то и отношение к нему как к положительному либо отрицательному.
   Например, мы едем, и машина остановилась. То, что машина остановилась, воспринимается нами как отрицательное следствие, и нам нужно выяснить причину этого следствия. Допустим, его причина - пустой бак, и в связи с этим возникает задача устранение причины - пустого бака, то есть его заполнение.
   С точки зрения программирования у нас возникает такое положение вещей, что переменные мы можем рассматривать в качестве объектов, тогда как значение переменных - в качестве их свойств.

   Теперь мы идём дальше относительно методов  проекта. Мы можем представить себе, что как к внешней среде машины, так и самой машине мы прилагаем сознание. На практике, конечно, это мы с вами, которые на субъективном уровне выполняем те функции, которые чисто физически и без всякого сознания выполняет машина посредством своих механизмов. Введение же сознания имеет, помимо прочего, также и то значение, что оно выявляет смысл действий, то, для чего и ради чего нечто, разные там железки, которые ведь молчат и ничего не говорят нам по поводу того, для чего они собрались в одном месте и в определенном порядке, то есть посредством сознания создаются понятия реальности.
   Давайте посмотрим, как всё это должно выглядеть, если вам на пути встречается бензоколонка. У вас может быть установка, что у вас достаточно бензина. В этом случае образ бензоколонки у вас не актуализирован, и встретившуюся бензоколонку мы можете даже не заметить, а если и заметите как сравнительной новый образ, то она не вызовет в вас никаких ассоциаций. Если такой уверенности нет, то взгляд ваш упадет на прибор датчика количества топлива, и в зависимости от его показателей вы примете решение.
   Итак, мы с вами видим, что исходным пунктом процесса является наша установка относительно наличия топлива. Эта установка есть функция  времени нашего нахождения в пути, определяемая загруженностью машины и скоростью движения. Если  исходим из того, что функция времени нам известна, , то, соответственно, и наша установка будет опираться на идеальный образ оставшегося количества топлива через соответствующее время, так что в зависимости от времени установка будет приобретать три значения: топлива достаточно, можно дозаправиться, топлива мало и необходима дозаправка. Этими тремя значениями установки будут определяться и наши реакции. Т.о., основной ориентир здесь - на время.

   Теперь обратим внимание на следующее обстоятельство. Пусть мы строим какой-то проект. С чего мы начинаем? С содержания. С того, что машина должна делать. Но после того, как содержание создано, возникает вопрос о его оформлении, то есть вопрос о создании частей,  единство которых и должно образовывать машину. А это уже качественно иной характер деятельности.

   Обратимся к п. 1. и зададимся вопросом, как должен быть организован диалог. Кажется, что вначале должен быть выдан запрос на вступление в диалог. Во всяком случае, в реальности мы говорим: "Послушай" или "можно к вам обратиться". Итак, должен быть выдан запрос на диалог и машина в ответ может дать разрешение на диалог, сказать "подождите" или отказать в диалоге. Затем, запрашивающий диалог должен назвать себя с тем, чтобы машина знала, с кем имеет дело. Запрашивающий же диалог, очевидно, должен играть какую-то роль в отношении машины. В то или иное время, в зависимости от потребностей машина может нуждаться во вступлении в диалог с разными объектами.
   Это - один аспект. Второй аспект состоит в том, что у машины должен быть язык, который она понимает. Машина должна уметь как пользоваться понятиями, так и сама создавать понятия, то есть определять объекты и их значение относительно себя. Но если язык, то это - алфавит языка, слова языка, его грамматика, синтаксис и т.д.

  Значит, должен быть задан язык и правила его употребления. Язык связан с материальными объектами, которым придается значение. В этом смысле, имея ввиду рефлексы, мы можем сказать, что носителями языка являются самые разнообразные природные и любые иные раздражители, которые указывают на что-то другое, то есть которые употребляются не в собственном смысле. Такие материальные объекты являются носителями смысла. Объекты человеческого языка характеризуются своей искусственности и произвольностью, хотя и то и другое вырастает из естественности и непроизвольности. Объекты языка могут указывать на внешние объекты, но это указание возникает на основе отношения внешних объектов к субъекту. Объекты языка - это также субъективные образы, указывающие на свои прообразы. Это, помимо того, что они находят своё материальное существование, это материальное существование так или иначе субъективировано и также указывает на некоторую субъективность, выступающую по отношению к данной в качестве её прообраза, или, если хотите, предка. Машина может обладать сколь угодно богатым либо сколь угодно бедным языком. Но, во всяком случае, машина должна обладать правилами, на основании который она как производит объекты языка, так и пользуется ими.
   В языке задается какое - то множество простых объектов, которые называются алфавитом языка, и правила, по которым из элементов языка создаются сложные объекты - слова, а также действия со сложными объектами - предложения. Машина может как сама создавать правила оперирования с объектами языка, и точно также она может быть научена и языку, и правилам.

   Обратимся к вопросу о запросе диалога и ответа машины. Какого рода, т.ск., рефлексами в этом случае машина должна обладать? Машина должна различать слово и его значение, то есть то, как выглядит слово и какое значение оно имеет. У машины уже должен существовать соответствующий рефлекс, который связывает одни воздействия с другими. Например, в качестве запроса на диалог выступает слова "разрдиалог". Восприняв это раздражение, машина должна обратиться к своему словарю в поисках того, есть ли в его арсенале данное слово, или нет. Если нет, то машина может ответить, что не понимает запроса. И еще: машина должна время от времени проверять, есть ли для неё какие-либо сообщения, или нет. Но это уже другая функция. В настоящем же случае мы ведь вводим слово. После того, как ввели слово и проверили,

    Теперь мы должны обратиться к словарю машины и задаться вопросом, какие операции должна машина выполнять со словарем. Что представляет собой словарь? - это список слов, которые машина знает и с которыми она может оперировать. Будем рассматривать процесс по порядку. Машина получаем какую-то информацию, пусть в виде слова. Самое первое, что она должна сделать - это определить, есть ли введенное слово в словаре. Ведь если слово машине неизвестно, то она не сможет и реагировать на него. Для реализации используем функцию "for", которая читает введенное слово, проверяет его наличие, и, если оно есть оно есть, то выводит его в другое окно. Если его нет, то в другом окне появится "0".
   Теперь мы, выступая в роли машины, должны отреагировать на сообщение.
   Например, если это был запрос на разрешение доступа к диалогу, то машина должна ответить либо разрешением, либо "ожидайте", либо запретом. Сама эта реакция машины может регулироваться некоторым признаком. Но так как реакции на доступ в зависимости от запрашивающего могут быть различны, то необходимо, чтобы запрашивающий дал своё имя или  пароль, по которому он мог бы быть узнан. Итак, машина, получив запрос на диалог, должна спросить, кто вы, и вы должны представиться. Машина должна осуществить поиск наличия вашего имени в списке её знакомых, и дать ответ:

AnsiString why;
why= LEysl1->Text;
for(int i=0;;i++)

if(why == (Memo1->Lines->Strings[i]))

{
LEysl2->Text=why;
break;
}
else
if ((Memo1->Lines->Strings[i])== "0")
{
LEysl2->Text="0";
break;
}