на главную страницу
визитка
темы
Я, конечно, любитель всех и всяческих схем. Нарисуешь график - и вроде
дошел до математики как высшего способа выражения конкретной формы истины. Но
начинаешь интерпретировать нарисованный график - и возникают сложности с
реальностью. Нарисованные закономерности вроде бы и имеют место, но вот чтобы
они работали на чувственной реальности - с этим проблемы. И так и
получается, что график оказывается всего лишь иллюстрацией философствующей
мысли. А философствующая мысль, конечно, хорошо, но когда говорится всё обо
всём, что равносильно тому, что ничего не говорится ни о чем, то это может
выступать в качестве методологии, но к чувственной реальности её не пришьёшь.
У меня довольно написано о противоречиях, об отношении противоположностей и
даже об отношении полушарий мозга. Но "до тела" это нигде не доведено.
А
тут нежданно негаданно споткнулся о тело.
Представьте себе человека,
который вполне доволен собой и своей работой. Представьте себе человека, у
которого "голова работает как часы" - к чему он её ни приложит, на всём она
срабатывает. У человека есть голова как инструмент. Он пользуется этим
инструментом и вполне доволен собой. И он желает только одного - чтобы всё
оставалось как есть. Согласитесь, что такой человек должен представлять
собой вполне счастливую личность.
А тут времена года, и наступает
весна. И вот, "весне дорогу" - становится теплее, снег тает, солнце всё
выше над горизонтом. И так с начала весны проходит месяца полтора. И вдруг по
прошествии этих где-то полутора месяцев весны человек однажды просыпается - а
головы нет. Тело есть, а головы нет. Вчера еще было то, что думало, решало
всевозможные задачи, а сегодня ничего этого нет. Вместо головы осталась от неё
одна болванка. А внутри пусто, совершенная пустота, не за что уцепиться.
Конечно, если у человека изначально головы нет, то это как бы и ничего,
поскольку если не знаешь лучшего, то и то, что есть, хорошо. Но если было всё, и
вдруг - ничего нет, это повергает в шок. Это вызывает огорчение. Это
расстраивает. Потому что тут же рефлексы, привычка. Привык думать - а думать
нечем. Рефлексы требуют удовлетворения, а средства для удовлетворения нет. И
мысль: "а был ли мальчик"? И вот остаётся только сожалеть о безвозвратно ушедшем
прошлом. А что тут еще можно сделать?!
И вместе с тем и в то же самое
время тело словно пробуждается. Тело хочет жить. Хочется чувствовать, ощущать
жизнь, соприкасаться с ней. Одно только огорчает: хотелось бы подмоги от головы,
а подмоги нет, поскольку головы нет.
А чувствовать-то не привык.
Привык рассуждать. Чувство - вещь непривычная, странная и не знаешь, что с этим
делать, потому как привык считать себя мыслящим существом, а не какой-нибудь там
мухой, которая о том только и думает, где бы чего пожрать да с какой мухой
совокупиться. Словом, как бы опустился человек и живет в этом опущенном
состоянии. И, с одной стороны, у него как бы есть предчувствие, что хорошо жить,
если только в эту жизнь прорваться, войти, почувствовать, и даже и мечта такая
возникает, что, мол, буду жить. Мол, не умею жить, так буду учиться. Такие мысли
есть, но насчет учебы сложнее, поскольку учиться нечем. И отсюда, само
собой, досада.
Остаётся одно - рефлексы. Думать не надо, а надо
следовать рефлексам. Что рефлексы скажут, то и ладно, и это и есть жизнь.
И правда, что тут станешь делать. Приходится приспосабливаться к
обстоятельствам, принимать жизнь такой, какая она есть. Ну, и живешь
рефлекторной жизнью, раз ничего другого нет.
И вот, живя рефлекторной
жизнью, постепенно начинаешь ощущать своё тело, и слитость тела с окружающим, и
появляется чувство "пальцами" окружающей жизни и возникает ощущение слитости с
нею, её чувство. Это, конечно, не то, что мыслящее отношение с реальностью,
вверх здесь как бы не сильно вознесешься, но и внизу, оказывается, тоже ничего,
тоже довольно интересно. Начинаешь находить удовлетворение и от
чувственной жизни, словно начинаешь овладевать ею, входить в неё. За
неимением лучшего. Потому что жить-то всё-таки не привык, а тянет к
рассуждениям.
И вот в этом состоянии неудовлетворенности и надежды, что
однажды прорвёшься в новую для себя чувственную жизнь, проходит месяца три, и
наступает летнее солнцестояние, и однажды, работая, ты замечаешь, что твои руки
выполняются разную работу, совершенно не мешая друг другу и не обращая друг на
друга внимания. Их действия никак не синхронизированы друг с другом, поскольку
никак не связаны между собой и работы, которые они выполняют. Каждая рука сама
рассуждает, что ей делать, и реагирует на возникающие в работе раздражители.
Конечно, если специально захочешь такое увидеть, то не получится. Но вот
получился совершенно случайно такой уникальный опыт. А ведь каждая рука
управляется своим полушарием, и, значит, в это время полушария работали
автономно и независимо друг от друга. И невольно возник вопрос: эта
неспособность к мышлению не означает ли, что работа полушарий не была
синхронизирована друг с другом. Но если так, то это значит, что когда
полушария работают совместно, должно быть что-то еще, чем обеспечивается их
совместная работа, должно быть что-то третье, может быть, "Я" человека, может
быть, его воля. И где тогда это третье находится? У меня было в своё время такое
ощущение, что материальная часть человека - его тело, мозг - это то, что
человеку дано, то, при посредстве чего человек реализует себя, но сам по себе
человек - это не его тело и не его мозг. Это как бы энергия, что ли. Есть же
образ, что де бог вдохнул душу в тело. Конечно, это всего лишь образ, ведь
материя, энергия и информация - это три стороны единства, с которым мы
сталкиваемся в реальности, и, скорее всего, бессмысленно рассуждать, что из них
первое, второе или третье.
И вдруг, по свершении летнего равноденствия
обнаруживаешь признаки начала мозговой деятельности. Голова словно возвращается,
а ты словно начинаешь отделяться от непосредственной чувственной реальности, и
не знаешь, радоваться этому или нет, потому что в должной мере почувствовать
жизнь, прорваться в жизнь не получилось. Так, походил по её задворкам. И теперь
голова снова начинает отделять тебя от жизни, противопоставлять себя в качестве
мышления телесной жизни. Значит, какая в этом случае наступает фаза? -
чувственная жизнь постепенно сводится на нет, а голова, то есть жизнь не
чувственная, реальная, а жизнь идеальная, всё более забирает свою власть, и,
значит, если бы я был способен полностью существовать в чувственной жизни, в
какой-то момент я должен был бы почувствовать, что у меня нет тела, что я
перестал жить. Я должен был бы пережить ощущение отсутствия тела точно также,
как я пережил отсутствие головы и способности мыслить.
А теперь давайте возвратимся к сказанному с точки зрения сознания и
бессознательного. Что могло означать ощущение отсутствия головы? А что означает
ощущение присутствия головы? Оно означает свободный доступ к её деятельности. То
есть произвольность доступа к ней. Но любая произвольность есть деятельность
сознания. Произвольность - функция сознания. Там, где нет сознания, там не может
быть и произвольного действия. Сознание являет себя в произвольных актах.
Соответственно, бессознательное и непроизвольность - это две стороны для
выражения одного и того же. Значит, то, что мы наблюдаем в настоящей фазе
- это постепенное вытеснение рефлекторного, бессознательного отношения к
реальности его мыслительным, сознательным отношением, и, значит, следующей
фазой будет вытесненное (снятое) тело, то есть тело в сфере бессознательного,
и положенное мышление - то есть мышление в сфере сознания.
Но что может
означать ощущение потери головы? - оно может означать только ощущение потери
сознания. Сознание оказывается вытеснено, доминирует бессознательное. Мы
пытаемся воздействовать на голову, а она у нас не работает. Значит, в основном
речь должна идти циклах, характеризующих отношение сознания и бессознательного,
которые лежат в основании всевозможных реципрокных механизмах организма.
Реципрокность оказывается общим принципом, лежащем как в межполушарных
отношениях, так и в отношениях антагонистических мышц и пр.
05.07.09
г.