на главную страницу
визитка
темы

029.38 Безголовье

   Я, конечно, любитель всех и всяческих схем. Нарисуешь график - и вроде дошел до математики как высшего способа выражения конкретной формы истины. Но начинаешь интерпретировать нарисованный график - и возникают сложности с реальностью. Нарисованные закономерности вроде бы и имеют место, но вот чтобы они работали на чувственной реальности - с этим  проблемы. И так и получается, что график оказывается всего лишь иллюстрацией философствующей мысли. А философствующая мысль, конечно, хорошо, но когда говорится всё обо всём, что равносильно тому, что ничего не говорится ни о чем, то это может выступать в качестве методологии, но к чувственной реальности её не пришьёшь.
   У меня довольно написано о противоречиях, об отношении противоположностей и даже об отношении полушарий мозга. Но "до тела" это нигде не доведено.
   А тут нежданно негаданно споткнулся о тело.
   Представьте себе человека, который вполне доволен собой и своей работой. Представьте себе человека, у которого "голова работает как часы" - к чему он её ни приложит, на всём она срабатывает. У человека есть голова как инструмент. Он пользуется этим инструментом и вполне доволен собой. И он желает только одного - чтобы всё оставалось как есть. Согласитесь, что такой человек  должен представлять собой вполне счастливую личность.
   А тут  времена года, и наступает весна. И вот,  "весне дорогу" - становится теплее, снег тает, солнце всё выше над горизонтом. И так с начала весны проходит месяца полтора. И вдруг по прошествии этих где-то полутора месяцев весны человек однажды просыпается - а головы нет. Тело есть, а головы нет. Вчера еще было то, что думало, решало всевозможные задачи, а сегодня ничего этого нет. Вместо головы осталась от неё одна болванка. А внутри пусто, совершенная пустота, не за что уцепиться. Конечно, если у человека изначально головы нет, то это как бы и ничего, поскольку если не знаешь лучшего, то и то, что есть, хорошо. Но если было всё, и вдруг - ничего нет, это повергает в шок. Это вызывает огорчение. Это расстраивает. Потому что тут же рефлексы, привычка. Привык думать - а думать нечем. Рефлексы требуют удовлетворения, а средства для удовлетворения нет. И мысль: "а был ли мальчик"? И вот остаётся только сожалеть о безвозвратно ушедшем прошлом. А что тут еще можно сделать?!
   И вместе с тем и в то же самое время тело словно пробуждается. Тело хочет жить. Хочется чувствовать, ощущать жизнь, соприкасаться с ней. Одно только огорчает: хотелось бы подмоги от головы, а подмоги нет, поскольку головы нет.
   А чувствовать-то не привык. Привык рассуждать. Чувство - вещь непривычная, странная и не знаешь, что с этим делать, потому как привык считать себя мыслящим существом, а не какой-нибудь там мухой, которая о том только и думает, где бы чего пожрать да с какой мухой совокупиться. Словом, как бы опустился человек и живет в этом опущенном состоянии. И, с одной стороны, у него как бы есть предчувствие, что хорошо жить, если только в эту жизнь прорваться, войти, почувствовать, и даже и мечта такая возникает, что, мол, буду жить. Мол, не умею жить, так буду учиться. Такие мысли есть, но  насчет учебы сложнее, поскольку учиться нечем. И отсюда, само собой, досада.
   Остаётся одно - рефлексы. Думать не надо, а надо следовать рефлексам. Что рефлексы скажут, то и ладно, и это и есть жизнь.
   И правда, что тут станешь делать. Приходится приспосабливаться к обстоятельствам, принимать жизнь такой, какая она есть. Ну, и живешь рефлекторной жизнью, раз ничего другого нет.
   И вот, живя рефлекторной жизнью, постепенно начинаешь ощущать своё тело, и слитость тела с окружающим, и появляется чувство "пальцами" окружающей жизни и возникает ощущение слитости с нею, её чувство. Это, конечно, не то, что мыслящее отношение с реальностью, вверх здесь как бы не сильно вознесешься, но и внизу, оказывается, тоже ничего, тоже довольно интересно. Начинаешь находить удовлетворение и от  чувственной жизни, словно  начинаешь овладевать ею, входить в неё. За неимением лучшего. Потому что жить-то всё-таки не привык, а тянет к рассуждениям.
   И вот в этом состоянии неудовлетворенности и надежды, что однажды прорвёшься в новую для себя чувственную жизнь, проходит месяца три, и наступает летнее солнцестояние, и однажды, работая, ты замечаешь, что твои руки выполняются разную работу, совершенно не мешая друг другу и не обращая друг на друга внимания. Их действия никак не синхронизированы друг с другом, поскольку никак не связаны между собой и работы, которые они выполняют. Каждая рука сама рассуждает, что ей делать, и реагирует на возникающие в работе раздражители. Конечно, если специально захочешь такое увидеть, то не получится. Но вот получился совершенно случайно такой уникальный опыт. А ведь каждая рука управляется своим полушарием, и, значит, в это время полушария работали автономно и независимо друг от друга. И невольно возник вопрос: эта неспособность к мышлению не означает ли, что работа полушарий не была синхронизирована друг с другом. Но если так, то это значит, что  когда полушария работают совместно, должно быть что-то еще, чем обеспечивается их совместная работа, должно быть что-то третье, может быть, "Я" человека, может быть, его воля. И где тогда это третье находится? У меня было в своё время такое ощущение, что материальная часть человека - его тело, мозг - это то, что человеку дано, то, при посредстве чего человек реализует себя, но сам по себе человек - это не его тело и не его мозг. Это как бы энергия, что ли. Есть же образ, что де бог вдохнул душу в тело. Конечно, это всего лишь образ, ведь материя, энергия и информация - это три стороны единства, с которым мы сталкиваемся в реальности, и, скорее всего, бессмысленно рассуждать, что из них первое, второе или третье.
   И вдруг, по свершении летнего равноденствия обнаруживаешь признаки начала мозговой деятельности. Голова словно возвращается, а ты словно начинаешь отделяться от непосредственной чувственной реальности, и не знаешь, радоваться этому или нет, потому что в должной мере почувствовать жизнь, прорваться в жизнь не получилось. Так, походил по её задворкам. И теперь голова снова начинает отделять тебя от жизни, противопоставлять себя в качестве мышления телесной жизни. Значит, какая в этом случае наступает фаза? - чувственная жизнь постепенно сводится на нет, а голова, то есть жизнь не чувственная, реальная, а жизнь идеальная, всё более забирает свою власть, и, значит, если бы я был способен полностью существовать в чувственной жизни, в какой-то момент я должен был бы почувствовать, что у меня нет тела, что я перестал жить. Я должен был бы пережить ощущение отсутствия тела точно также, как я пережил отсутствие головы и способности мыслить.
   А теперь давайте возвратимся к сказанному с точки зрения сознания и бессознательного. Что могло означать ощущение отсутствия головы? А что означает ощущение присутствия головы? Оно означает свободный доступ к её деятельности. То есть произвольность доступа к ней. Но любая произвольность есть деятельность сознания. Произвольность - функция сознания. Там, где нет сознания, там не может быть и произвольного действия. Сознание являет себя в произвольных актах. Соответственно, бессознательное и непроизвольность - это две стороны для выражения одного и того же.  Значит, то, что мы наблюдаем в настоящей фазе - это постепенное вытеснение рефлекторного, бессознательного отношения к реальности его мыслительным, сознательным  отношением, и, значит, следующей фазой будет вытесненное (снятое) тело, то есть тело в сфере бессознательного,   и положенное мышление - то есть мышление в сфере сознания.
   Но что может означать ощущение потери головы? - оно может означать только ощущение потери сознания. Сознание оказывается вытеснено, доминирует бессознательное. Мы пытаемся воздействовать на голову, а она у нас не работает. Значит, в основном речь должна идти циклах, характеризующих отношение сознания и бессознательного, которые лежат в основании всевозможных реципрокных механизмах  организма. Реципрокность оказывается общим принципом, лежащем как в межполушарных отношениях, так и в отношениях антагонистических мышц и пр.

   05.07.09 г.