на главную страницу
визитка
темы
Что такое идея? – это мысль о том, как нечто можно
сделать или как нечто делается. Идея характеризуется возникновением новых
рефлекторных связей. Когда говорят об условных рефлексах, то имеют ввиду, что
они образуются на основе отражения событий субъекта, внешних или внутренних.
Когда говорят об инструментальных рефлексах, то имеют ввиду формирование
рефлекса на основе опытных действий, в том числе осуществляемых методом проб и
ошибок.
Идея возникает в результате мышления. Когда вы постоянно
думаете о чем-то, этот процесс с физиологической стороны сопровождается
формированием новых нейронных связей. В момент, когда связи образовались, идея
возникает сразу как единое целое, связывающее между собой многие моменты и сразу
же выступает как истина, как то, что «так и есть»
Когда мы пытаемся сделать что-то новое, мы используем
уже существующий опыт. И по большей части существующие стереотипы оказываются
первейшим врагом в решении проблемы.
Пример формирования идеи: мы знаем, как можно осуществить запись
одних и тех же интервалов одних и тех же номеров ячеек из массива в массив.
Поставим перед собой задачу записи интервала ячеек из одного места одного
массива в другое место другого массива. Как это можно сделать? Мы инстинктивно
пытаемся перенести уже существующий опыт на новую задачу. Это выступает в
качестве установки. Но нас не покидает ощущение, что «не складывается», и
сколько бы усилий мы ни прилагали, у нас ничего не получится. Причем, чем больше
усилий, тем меньше результат. Нужно думать. А думать – это значит поставить
перед бессознательным задачу решить проблему и отвечать на все его запросы
в связи с этим. Это – особого рода состояние, самоощущение процесса работы
бессознательного, которое и есть формирование новых нейронных связей. Ваше
сознание оказывается на подхвате, обслуживая запросы, выдаваемые ему
бессознательным.
И однажды все сразу складывается. Нейронные связи
образовались, и сознанию остается их всего лишь прочитать. Они готовы. И теперь
всё это можно выразить на сознательном уровне.
Как это выглядит? То общее, что есть в
предыдущем опыте, состоит в том, что интервал ячеек один и тот же независимо от
того, из какого и в какое место он вставляется. Поэтому остается операция for.
Значит, должна быть переменная, например, i, которая пробегает по количеству
ячеек интервала. Различие же в том, что начала интервала «передатчика» и
«приёмника» различаются. Значит, при выполнении операции нам нужно иметь две
дополнительные переменные, например, j,k, в которых заданы начальные значения
интервалов ячеек. Теперь нам остается синхронизировать изменения переменных j,k
с переменной i, прибавляя на каждом цикле for к их значениям единицу.
Т.о. мы получаем, что наряду с привычно понимаемой
рефлекторной деятельностью как средстве отражения реальности мышление,
рассматриваемое не в том идеалистическом плане, как его привыкло понимать
обыденное сознание, от которого мышление как естественный процесс ускользает и
которое понимает под мышлением "Я подумал", "Я из посылок сделал вывод", что на
деле является проявлением не мышления как такового, а проявлением рефлекторной
деятельности в словесных формах , мышление как естественный процесс является
специфической формой получения качественно нового знания.
29.03.09 г.