029.22 Замечания3, предваряющие построение
машины рефлексов
Переменные для числа опытов, необходимых для образования связей и для их
торможения
Образы, количество образов рефлексов. Образы, конечно, должны храниться в
массивах. Образы представляют собой числа, выражающие связи. Отсюда, кстати, мы
с необходимостью должны перейти к мышлению как натуральному, чувственному, так и
логическому. Ибо если есть множество элементарных связей, то для того, чтобы
осуществить какое-то целесообразное действие, нужно из множества связей выбрать
некоторые подходящие и упорядочить их как-то. В связи с этим возникает отдельная
задача. Эта задача решается на практике осуществлением разнообразных действий,
зачастую случайных. Некоторые из них оказываются полезными. И тогда они
запоминаются. То есть запоминается вся цепочка, последовательность действий.
Практика действий ведет к созданию сети разнообразных действий, ведущих к тем
или иным целям. Если мы представим себе пространство, представленное, например,
матрицей, и в некоторых точках пространства расположим значимые для субъекта
предметы, и будем иметь некоторое положение субъекта в этом пространстве, то
целесообразная деятельность субъекта будет заключаться в перемещении в
пространстве с целью получения определенных наперед заданных объектов.
Мы имеем последовательность циклов. Например, если в данной функции 13
циклов, то определенный цикл может быть связан с определенной функцией, которая
может установиться только на этих номерах циклов. В этом смысле, если есть
раздражение, то оно падает на какой-то номер цикла.
Новое понятие – рефлекс рефлекса.
За счет чего срабатывает гипнотическое отношение – за счет отношения между
образом и словом, ему соответствующим. Что здесь происходит? – то, что когда вы,
указывая на запорожец, говорите, что это жигули, то это понятие жигули может
вызывать активизацию образа жигулей т.о., что то, что человек увидит, он увидит
не запорожец, а жигули. Или иначе: если доминирует понятийная, а не чувственная
схема, то есть если доминирует левое "мыслящее" полушарие, то доминируют в нем
понятия, и действует принцип: "не верь глазам своим". Поэтому человек смотрит,
но не видит, вернее, видит внутри себя образ жигулей, и даже больше того, не
видит, а предполагает. В этом случае то, что перед человеком запорожец, есть для
него видимость, а не сущность, кажимость, а не реальность.
Почему программист никак не может приступить к программе, хотя как
будто бы все компоненты у него есть? – Потому что все эти компоненты не
сложились в единство и не превратились в идею, то есть в самостоятельно
функционирующий механизм (автомат). И тогда вопрос: как можно быстро и
сознательно собрать такую идею, такую целостность? Когда мы говорим о единстве
целого, то возникает вопрос, в каких формах оно себя реализует. Реализовать себя
они может только в форме круга, кольца, когда начало является в то же самое
время и концом. И тогда мы можем взять любое начало, и каждый из элементов
будет рассматриваться в качестве, с одной стороны, следствия из чего-то другого,
и, с другой стороны, в качестве причины чего-то другого. Необходимо установить
между множеством элементов причинно-следственные связи. И тогда мы получим
последовательность преобразований. А потом уже, когда увидим всё это в
работе, мы можем эту последовательность преобразований так или иначе
совершенствовать.
Мы должны иметь дело, во-первых, с предметом потребления, во-вторых, с
ассимилирующими его действиями, связанными с его потреблением. Мы можем
говорить, что существует механизм, который выполняет соответствующие функции, но
не рассматривать, как именно он это делает. Для нас важно лишь то, что он их
выполняет. Тогда у нас возникает следующий вопрос о том, как мы приобретаем,
получаем в свою собственность предмет потребления.
Далее мы должны сразу оговориться об одной вещи. В любом случае, если есть
рассогласование, то уже известен предмет потребления или предметы потребления,
которые могут устранить рассогласование. И тогда осуществляется деятельность по
приобретению этих предметов. Но такой определенности может и не быть. И тогда
должен осуществляться поиск соответствующих предметов, то, что называется,
"распробование на зуб". Но и здесь мы не оказываемся совершенно без указующих
вещей. В этом случае нам помогают врожденные структуры, которые хотя и не
говорят нам, как именно выглядит предмет, но тогда, когда мы видим этот предмет,
у нас возникает ощущение, чувство, что мы его раньше где-то видели, что мы уже с
ним встречались, как любят говорить, в прошлой жизни и т.д. Мы способны узнавать
это нечто, ранее нам неизвестное, когда оно нам встречается. И более того, с
этим чувством узнавания в полной мере согласуются также и наши реакции по
отношению к объекту именно в том смысле, что мы не знаем, как нужно действовать
с объектом, но в состоянииотрешенности от нашего сознания врожденные
системы, как говорится, «всё сделают за нас». И здесь нужно иметь ввиду
обстоятельство поднятия врожденного сначала на уровень бессознательного, и позже
- сознания. Сначала бессознательное ощущение этого "как облака", "призрака",
затем ощущение этого бессознательного как предсознания. Лишь после этого,
в самую последнюю очередь происходит объективация этого для сознания и осознание
врожденных компонентов теперь уже "не по ту сторону", а по эту сторону
реальности. В то же самое время очевидно, что всякая непосредственная попытка
сознания проникнуть в глубины бессознательного ведет к "закрытию входа в него".
А это означает, что стоит нам обратить внимание на то, что мы делаем, и
произойдет блокировка врожденных вещей. Врожденные вещи выходят на поверхность
только в моменты забывчивости, отрешенности сознания. Многократное повторение
этого рода действий, наконец, переходит на уровень ощущения, а это и есть
уровень бессознательного. Тогда и возникает предвидение ощущения и того,
что за данным ощущением появится некоторое другое и в то же самое время чувство
происходящего чуда.
Как показывает опыт, начинать нужно не с целого, а с частных задач. И тогда
одни частные задачи производят другие частные задачи и в конечном все задачи
слагаются в одно целое. Какие это частные задачи? Это рассогласование и
соответствующий вес. Если соответствующий вес, то дальше число опытов.
Если есть какой – то образ, то рассмотрение, присутствует ли он уже в коде,
можно ли его выделить в коде. Это еще одна частная задача.
Вопрос о формировании раздражителей: из одних раздражителей производятся
другие раздражители на основе (арифметических) операций.
. Идеальное относится к процессу, обеспечивая его. И в то же самое время
идеальное есть сам этот процесс.
Когда выше речь шла о целостности, не был принят во внимание один
опыт. Например, у вас возникла мысль, что подача раздражителей должна
осуществляться через посредство массивов. Эта мысль относится к нерешенной
частной задаче, которая тормозит всё остальное. Ведь мало сказать, что следует
подавать раздражители, нужно определиться с тем, как это сделать И
мгновенно возникает ощущение, что всё сложилось в одну систему. В то же самое
время опыт показывает, что снят всего лишь один из тормозов на пути к цели.
Дальнейшая работа покажет необходимость преодоления множества других тормозов.
Итак, должна быть функция с множеством весов. Если строить график, то веса
могут откладываться по оси ординат с соответствующими длинами отрезков. Ты
можешь сначала записать множество весов, то есть число повторений, которые
требуются для того, чтобы связь образовалась, затем построить функцию её
графика. В этом замечании есть еще одна немаловажная вещь: мы начинаем с
того, что нечто рассматриваем как простое целое, и при этом чувствуем, как
вязнем в неопределенности. Это означает, что это "простое" является сложной
системой.
Следующий момент: наборы опытов должны привязываться к определенным весам.
То есть значения элементов массива должны привязываться к весам. Это необходимо,
потому что в зависимости от весов образуется связь, поэтому само число опытов
становится функцией от весов. Это 1. И 2. Следует учесть постепенное набирание,
т.ск., опытов. Если число опытов меньше, чем нужно для образования связи, то,
тем не менее, эти опыты записываются в непроизвольную память. И тогда в
следующей серии опытов эта память должна активизироваться, то есть вызываться
должны её значения. Актуализация есть условие продолжение накопления. Другими
словами, предшествующие опыты не пропадают, но накапливаются раз от раза.
Значит, отсюда следует, что должны быть массивы с соответствующими весами.
Затем, если актуализируется какой-то вес, то он должен актуализировать
соответствующие опыты.
Те или иные рефлексы нужно прежде всего образовать. А уже после того, как
они образованы, можно строить какие-то более сложные действия.
Затем следующий вопрос: рефлекс должен иметь своё имя. Сознание оперирует
именами для того, чтобы рефлекс мог быть извлечен из памяти. То есть нужно
различать реальный рефлекс и его имя. Не исключено, что на первых порах можно
исходить из тождества рефлекса и его имени.
Можно заняться инструментальными рефлексами как способом преобразования
одного в другое и тем самым перехода от одного к другому. А это уже позволяет
осуществлять какие-то действия. В этом отношении в этой абстрактной совершенно
теории важны переходы, структуры, общие закономерности. Это могут быть какие-то
числа и правила оперирования с ними.
Как может выглядеть инструментальный рефлекс в цифровом выражении? Если
действие обозначено цифрой, и есть исходная и конечная цифры, и благодаря
действиям осуществляет переход от исходной цифры к конечной. Например, нам нужно
перейти от 9 к 3. Для этого нужно 9 разделить на какое-то число. Какое? Тогда мы
производим обратную операцию: делим исходно число 9 на искомое 3 и получаем
результирующее 3. И затем переходим к прямой операции.
Один и тот же раздражитель имеет разную значимость во зависимости от
величины рассогласования. Чем меньше рассогласование, тем меньше значимость
раздражителя. Теперь, от чего зависит скорость образования связей? От значимости
раздражителя. А что такое значимость раздражителя? Значимость раздражителя
связана с величиной рассогласования, следовательно, со степенью необходимости
его удовлетворения. А если есть имена рефлексов, то можно уже описывать их
свойства и устанавливать и реализовывать связи между ними.
125. В каких величинах изменяется рассогласование? Очевидно, в относительных, в
процентах.