на главную страницу
визитка
темы
1.
Рефлекс новизны является одним из
важнейших рефлексов. Животное так или иначе реагирует на всё новое. Если мы
представим себе животное в новых обстоятельствах, то увидим, что из всего
множества падающих раздражителей им осуществляется их классификация на
фоновые, сигнальные и имеющие значение. При этом если фоновые раздражители
и имеющие значение выступают в качестве отдельных дискрет, то значение
сигнальных раздражителей состоит в том, что они позволяют установить связи между
дискретами пространства, вводя тем самым также категорию времени, ибо ни одна
связь не может осуществляться за его пределами. Именно сигнальные раздражители
позволяют осуществить представление пространства как своего рода "наполеона" с
бесконечным числом слоёв, относящихся к различным моментам времени. И это же
позволяет выделить в непрерывном потоке времени отдельные его моменты, которые
соответствуют выделяемым значимым событиям.
Это представление
включает в себя два других. Одно представление состоит в единстве дискретности и
непрерывности пространства. Оно заключается в том, что мы имеем дело с одним и
тем же пространством и с фокусировкой субъекта на различных точках пространства.
Мы можем представить себе, что ведь субъект также может рассматриваться в
качестве точки, дискреты пространства, а если так, то формально мы можем
субъективировать также и все другие точки пространства. Но субъект есть активно
действующая реальность, движущаяся дискрета. И тогда пространство дискрет в
целом представляется как движущееся, перемещающееся относительно друг друга
множество дискрет. И тогда мы можем выделить любую такую дискрету и приписать ей
её собственную историю и её собственное индивидуальное время, соотнесенное
с множеством событий пространства. Это будет справедливо относительно всех
дискрет. Мы получаем т.о. множество историй дискрет пространства и множество их
индивидуальных времен, которые так или иначе соотносятся друг с другом. Но для
того, чтобы время могло быть временем дискреты, оно должно быть её внутренним
временем, характерным для её внутренней структуры и программы жизни, которая
стыкуется с внешним пространством посредством отражения как последнего в
дискрете так и дискреты в нём. И поэтому мы получаем как отражение внутренней
сущности дискреты во внешнем её пространстве через её деятельность, так и
отражение внешнего пространства во внутренней структуре дискреты в результате
воздействия внешнего пространства на неё.
Второй аспект, связанный с
понятием времени, вытекает из первого и имеет ввиду изменение общих свойств
пространства во времени.
Мы видим, т.о., что время есть характеристика
процессов. Время есть характеристика скорости протекания процессов. Не случайно
говорят, что время остановилось там, где ничего не происходит, и что время
"летит" в веренице быстро сменяющих друг друга событий.
Понятие рефлекса
новизны позволяет перейти к истории. Действительно, исторически начинают с
начала, и "в начале был рефлекс новизны", которым создаются как фон, так и
определяются значения воздействующих раздражителей, а также всевозможных
сигнальных раздражителей. Поведение животного в новой обстановке, с одной
стороны, характеризуется зажатием (боязнью) и в то же самое время активной
ориентировочной работой. Постепенно животное создаёт отражение окружающего его
мира, и это непосредственно связано с той или иной мерой его освоения. Для того,
чтобы что-то делать, нужно знать, что, с чем и как можно действовать в новом
пространстве. Ведь если пространство неизвестно, то и никакое целесообразное
действие в нём невозможно. Процесс отражения позволяет перейти от случайного
действия к действиям планомерным и целесообразным, результат которых заранее
известен.
О прерывности и непрерывности.
Прерывность и непрерывность суть противоположности. В противоположности одна
сторона определяется через другую. Мы не в состоянии познать непрерывность, не
выделив в ней постоянные дискреты и не установив их смену и, аналогично,
невозможно говорить о постоянном, не выделив его в изменяющемся потоке
непрерывности. В связи с этим возникает вопрос: что означают подобного рода
взаимоопределения, когда одна сторона противоположности определяется через
другую, а другая - через первую. Нам скажут, что это недопустимо, что в этом
случае мы имеем логический круг, когда одно определяется через другое. Однако
этот круг подобен кругу деньги-товар-деньги, в котором начало и конец не равны,
то, что мы получаем в конце, это другое начала. Познавая непрерывность, мы
ставим в основание познания прерывность, и обратно. Мы фиксируемся на одной
стороне, чтобы познать другую. Т.о., реальность и знание. Познав при помощи
непознанного одну сторону противоположности, мы можем приступить к тому, чтобы
полученное знание положить в основание познания непознанной другой стороны,
которая до этого выступала в качестве основания познания. А получив знание, мы
снова меняем основание познания на противоположное. Т.о. мы получаем то, что
называют спиралью - всё более расширяющееся знание обеих сторон
противоположности. Есть во всём этом одна вещь, которая различает формальную
логику от диалектики: в круге формальной логики ничего не прибавляется, так как
формальная логика не выходит за пределы знания. Круг диалектики состоит в том,
что она постоянно переходит из сферы знания в сферу реальности и обратно, и
объекты, с которыми она имеет дело, это единство знания и реальности, каждая из
сторон содержит область познанного и непознанного в их единстве, соответствии
друг другу. И при этом, может быть, самым важным во всём этом является то, что в
основании нашего знания оказывается непознанное, и наше знание строится на
принципиально и потенциально непознаваемом основании.
Объекты
Нет, разумеется, ничего нового. Всё это преспокойно делают программисты и,
может быть, не слишком задумываются над тем, что делают, потому что хотя и
говорит библия, что вначале было слово, и хотя это и представляется правдой,
если иметь ввиду, что "является слово неизреченное", однако с не меньшим
основанием можно утверждать, что вначале было дело. Случилось успешное дело, и
закрепилось, и превратилось в шаблон, и действуют по шаблону, не задумываясь над
тем, "что, как и почему", и потребности в этом не видят, разве что занимаются
простым описанием и оправданием успешного действия, потому что оправдание
действия видят в его успешности. Осмышление - это занятие на любителя. "Я
не понимаю, почему параллельные не пересекаются"; потом: "Я понимаю, что они не
пересекаются, но я не понимаю, почему они не пересекаются" А понять, что они
просто так определены, и за этим не стоит никакой иной, "сущностной" причины, до
этого, то есть до того, что могут создаваться идеальные вещи, до этого нужно
дозреть.
И вот оказываешься в этом самом дурацком положении.
Употребляются термины, и эти термины прилагаются к практическим вещам, и ты
смотришь на всё это, как баран на новые ворота, и не знаешь, что с этим делать.
В тебе - пустота, в самом тебе ничего нет. И ты можешь только механически
следовать за шаблоном. Тебе говорят: что же тут непонятного, сам пример - это
то, от чего ты должен отталкиваться, это же так просто. А у тебя ощущение, что
тебя запрягли, надели на глаза шоры, и погоняют, и ты не видишь ничего перед
собой, и только слышишь, как щёлкает кнут, погоняющий тебя. Тебе говорят: это
шаблон, просто на место одних объектов подставляй другие. А ты не согласен, ты
не понимаешь, откуда взялся этот шаблон. И, наконец, заявляешь: а ну вас всех, я
сам, и пусть будет, что будет.
В качестве объекта может рассматриваться всё, что угодно. Но если есть
объект, то есть и его свойства. Ведь объект определяется через свои свойства. Но
если объект определяется через свойства, то что такое его свойства. Ведь в
качестве объекта могут рассматриваться и сами свойства. Но тут ты чувствуешь в
своих рассуждениях вязкость и говоришь себе: этак я ни к чему не приду. А нужно
начинать с вещи. А вещью является рефлекс. И пусть рефлекс является объектом. А
если так, то "что делает объект и что делается с объектом". Ну, да, но это-
внутренняя сторона дела. А что такое внешняя сторона? Внешняя сторона дела та,
что множество объектов так или иначе образует систему, а в системе все объекты
так или иначе соотносятся между собой. Но ведь в этом случае рефлекс можно
рассматривать как объект, а можно рассматривать и как систему объектов, которые
соотносятся между собой. Но рефлекс как система объектов состоит из механизма
образования рефлекса, который включает в себя механизмы формирования
образов, их значений и их указателей на другие. Хорошо, представим себе, что мир
состоит из множества рефлексов и отношений между ними. Благодаря этому, во
всяком случае, мы определили элементы нашего универсального класса
Если мы говорим о рефлексе, то, с одной стороны, можно говорить о
рефлексах разного вида: ориентировочном, пищевом и т.д. В то же самое время, в
каждом из рефлексов можно выделить и ориентировочную, и пищевую, и сексуальную и
иные компоненты. И тогда виды рефлексов могут рассматриваться в качестве
модификаций одной и той же схемы рефлекса.
Если представим себе, что все
виды рефлексов образуют систему, то мы должны будем выделить разные виды
рефлексов и показать отношения между ними, например, между ориентировочным и
оборонительным, оборонительным и пищевым и на моделях исследовать их отношения
Ощущение, что чего-то не хватает. Чего? Возьмём фоновые, безусловные
и условные раздражители. Всякий фоновый раздражитель способен превращаться в
условный и обратно; безусловный раздражитель может затормаживаться. Один и тот
же объект может выступать в роли условного, безусловного или фонового
раздражителей, поскольку он берется в разных отношениях и для разных ситуаций.
Существенно, что объект надевает платье того или иного раздражителя, и это
определяется системой отношений, в которые оказывается включен в качестве
субъекта. Положение вещей таково, что всё здесь течет, переливается одно в
другое. Но когда речь идёт об объекте, то существенным признаком объекта
является его постоянство. Отношения, свойства объекта могут изменяться. Но во
всех этих изменениях объект должен оставаться постоянным.
Примем, что
объект в визуальном программировании определяется понятием класса. В результате
действия одного объекта на другой в последнем изменяются его состояния, его
свойства. Но что такое объект? это общее понятие, но также это и конкретный
единичный предмет. Объекты одного и того же класса могут принимать
противоположные относительно друг друга формы.
Идея, которая
преследуется в настоящем случае, связана со способом изложения материала
П.К.Анохиным в его большой монографии, посвященной функциональной системе.
Особенность его метода состоит в том, что он берет систему и рассматривает
отдельно каждую из её частей в её отношении к другим частям. Т.о. им из каждой
из частей формируется отдельный объект с его свойствами и методами. И каждый
такой объект относится к другим объектам, с которыми он связан в системе, как к
внешним ему объектам.
Далее. Когда Анохин последовательно рассматривает
отношение объекта к другим объектам, то такой объект оказывается в фокусе, он
оказывается ведущим. Это своего рода герой романа. Вас никогда не удивляло, что
когда вы читаете роман, то в центре ваших симпатий оказывается герой романа, а
все остальные рассматриваются вами по отношению к нему, к его
положению, они хороши или плохи в зависимости от того, какую роль играют в
судьбе героя. Иначе говоря, когда Анохин рассматривает часть системы в качестве
самостоятельного объекта, он тем самым рассматривает его как центральную часть
системы. А что такое центральная часть системы? Это её доминирующая часть.
Функционирование системы состоит в том, что в ней в разные периоды в качестве
доминирующих выступают разные её части, и более того, в системе для того, чтобы
она могла поддерживать в себе эффективное равновесие, должен существовать
закон смены доминирующих частей и, подобно тому, как стрелка часов проходит
последовательно по часам, так каждая из частей становится доминирующей в
определенной последовательности, в соответствии с определенным законом
круговращения.
Итак, каждый из объектов включен в цепь отношений, а что такое
отношение, как не реализация целей. Вопрос: как, посредством какого механизма
обеспечивается реализация целей существующей цепи? Каждый объект испытывает
воздействие, и каждый объект действует. Но это не может быть отношение
бильярдных шаров. Принцип связи может быть только один: на выходе объекта должен
быть какой-то изменяющийся параметр, значения которого отражаются входом другого
объекта. Это - основной принцип: есть множество выходов объекта, количественно
изменяющихся. И есть множество входов объекта, который считывает данные других
объектов и обрабатывает их. Все объекты так или иначе влияют друг на
друга. Но, в то же время, каждый из объектов относительно самостоятелен,
независим от других объектов, которые выступают для него в качестве его внешней
среды, в качестве среды его существования.
Следующий момент. Все объекты
живой системы могут рассматриваться в качестве разнообразных модификаций одной и
той же сущности прежде всего в отношении их существования "для себя". Речь идёт
об их собственном цикле жизни - и процессах, которые характерны для них всех.
Другими словами, в живых объектах мы имеем дело с процессом, а характеристикой
процесса является время. Значит, нужно моделировать процесс. А как это можно
сделать? Во-первых, можно сделать таймер, который будет отсчитывать какие-то
интервалы времени, по окончании которых разрешается действие. По окончании
действия может даваться сигнал на очередную отработку таймера. На основе таймера
можно сделать часы с характерными для них единицами времени хода. Благодаря
этому мы получим ситуацию, при которой действия будут дискретированы, то есть
осуществляться через определенные дискреты времени.
Итак, должны
существовать моменты времени, в которые действия разрешаются, и интервалы
времени, в течение которых имеет место запрет на действия. Действие, которое
готово к выполнению, "устанавливается" в ожидание, или в очередь наряду с
другими действиями. Множество действий может быть распределено во времени,
приписано "различным часам" и т.о. упорядочено и организовано.
Как
обычно, мы начнём с конца и попробуем организовать образец подобного рода схемы.
Рассмотрим программу, представленную формой 1.
Занесите в окно
"Интервал" число 1000 (миллисекунд) и нажмите кн. Пуск. счетчик начнёт работать
"со скоростью v=1/с. Нажмите на кн. Стоп и наберите число 3000, счетчик
продолжит счет v=1/3c и т.д. При нажатии на кн.Сброс счетчик начнет считать
сначала. Программа имеет вид: В инспекторе объектов свойство Interval
обнуляем, а в Enabled записываем false. В обработчике события кн. Пуск
через окно Интервал заносим в свойство Interval значение частоты переключений
счётчика, а в Enabled - true (включить таймер) и записываем событие OnTimer.
Событие вызовет работу обработчика события Timer1Timer, в котором можем записать
любые операции. В данном случае мы выводим в окно "счётчик" цифры счёта.
Наконец, при нажатии на кн.Стоп в свойство таймера Enabled заносится false,
останавливающее работу таймера, а нажатием кнопки сброс обнуляется переменная
счета счетчика.
Далее нам нужно создать на первых порах "двухниточный", а
затем и многониточный процесс. Что я имею ввиду. Представьте себе
простенькую автоматическую линию, управляемую контролером. С одной стороны,
работают всевозможные механизмы автоматической линии. В процессе работы они
воздействуют на всевозможные датчики, данные которых отражаются контролером и на
их основе выдаются команды для работы механизмов "реагирования".
Фактически мы имеем дело с двумя процессами, которые протекают относительно
независимо друг от друга и в то же самое время связанные между собой в единство.
Вот подобного рода процесс нам нужно будет реализовать. Более того,
представляется, что хорошо бы иметь множество относительно независимых друг от
друга процессов, которые были бы связаны между собой только результатами своей
деятельности и восприятием результатов деятельности других относительно
автономных процессов. В программировании это называется организацией приложений
с несколькими потоками.
Кстати, если бы автоматическая линия работала
четко и без сбоев, то операции в ней осуществлялись мы в определенные интервалы
производственного цикла. Примерно то же должно быть и у нас. У нас должно быть
множество программ, которые привязываются к значениям счетчика. Это значит, что
они ожидают "своего часа", чтобы сработать. В своё время меня преследовала
неясная мысль организации сложных действий посредством привязывания их ко
времени. Разумеется, в этой мысли нет ничего оригинального, все эти вещи
реализуются повсюду, ибо время - великий регулятор и построитель событий.
Т.о. вот эти две идеи "маячат в тумане"
Программа
Pthread4 построена по "ниточному" принципу и
представляет собой первый такой автономный модуль. Как мне представляется,
дальнейшая разработка этой программы будет заключаться в добавлении к ней
всё новых автономных блоков, связанно функционирующих. На настоящем этапе
программа имеет "лицо, показанное на рис.1"
Программа представляет собой регулируемый таймер. Окно LЕschet подсчитывает
импульсы таймера, окном LЕinter
задаётся длительность интервалов отсчитываемого времени,
1000 соответствует 1 секунде. Окном
LЕsbros устанавливается верхняя граница счета+1 таймера, после которой таймер
начинает отсчет сначала. Окно LЕstop разрешает или запрещает работу таймера: 1 -
работа разрешена. 0 - запрет работы. Вы вносите нужные вам значения в окна и
нажимаете на кн. Bpusk. Изменять значения параметров работы таймера можно
непосредственно во время работы.
15.02.09 г.