на главную страницу
визитка
темы

 02802 Выписки Фрейд "По ту сторону принципа удовольствия"

   Литература
   З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия

    "В психоаналитической теории мы без колебания принимаем положение, что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия4 (Lustprinzip), возбуждаясь каждый раз связанным с неудовольствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением неудовольствия (Unlust) или получением удовольствия 2(Lust). Рассматривая изучаемые нами психические процессы в связи с таким характером их протекания, мы вводим тем самым в нашу работу «экономическую» точку зрения. Мы полагаем, что теория, которая, кроме топического и динамического моментов, учитывает еще и экономический, является самой совершенной, какую только мы можем себе представить в настоящее время, и заслуживает названия метапсихологической. (Фрейд. «По ту сторону принципа удовольствия»)"

   Удовольствие и неудовольствие суть феноменологические аспекты устраняемого или возникающего рассогласования между субъектом и его внешней средой или между состояниями внешней среды как части личности либо между внутренними психологическими или физиологическими состояниями личности в норме и отклонениями от неё. Можно считать, что неудовольствие выражает возникновение рассогласования, нуждающееся в устранении, и, следовательно, связано с формированием потребности в устранении возникшей отрицательности. Рассогласование есть качественный и количественный признак существующего противоречия. С другой стороны, само рассогласование может характеризоваться как положительное либо отрицательное. Положительность либо отрицательность рассогласования суть показатели его вектора, обусловливающие потенциальный заряд, и соответствующую разность потенциалов  (напряжение) между точками поля существующих в системе рассогласований и их векторов. Существующей системой разностей потенциалов определяется поле противоречий системы личности субъекта. Понятие поля потенциалов позволяет придти к пониманию того, что каждый из потенциалов находится в отношении к множеству других потенциалов и, следовательно, один и тот же потенциал имеет многообразные отношения со всеми остальными и способен разряжаться в направлении любого из них как одновременно, так и последовательно, чем обусловлена возможность параллельного протекания многообразных процессов1.
   
   Следует различать внутренние процессы системы, то есть процессы, происходящие внутри системы и процессы, которые имеют место при взаимодействии системы с внешней средой. 

    Особенность в том, что человек по отношению к другим людям исходит из своих критериев, которые рассматривает в качестве истинных. Соответственно, всё то, что в других людях не соответствует этим критериям, рассматривается в качестве ложного. Эриксон3 делает наоборот. Он начинает исходить из критериев человека, с которым он имеет дело.

   Отношение человека, как и всякого живого существа, к внешнему миру регулируется двумя противоположными факторами, один из которых я назвал бы идеальным, другой - материальным отношением к реальности. Материальное отношение к реальности суть практическое отношение, направленное на выживание субъекта во внешней среде. Идеальное отношение к реальности противоположно практическому и имеет в своём основании чувство. Так, фазаны с большими крыльями нравятся самкам больше, чем обычные фазаны, хотя процент выживания первых ниже, чем вторых, однако благодаря отношению к ним самкам они и воспроизводятся чаще. Вообще можно видеть, что всё необычное, выходящее из вида вызывает притягивает к себе субъектов, хотя бы это и угрожало их существованию. Т.о., мы имеем дело с двойственным отношением к реальности и с доминированием какой-то из сторон у субъектов. Одних из них привлекает всё новое, и существование их является зыбким, но они также и пьют шампанское. Другие же ориентированы на проверенные схемы. Их существование стабильно, но шампанского они не пьют.
   Это связано, очевидно, непосредственно с врожденными рефлексами. Т.о. мы получаем параллелизм двух форм деятельности. Одна форма деятельности связана с общей чувственной программой человека, с его врожденными рефлексами, и другая форма жизнедеятельности связана с его  практической стороной текущей жизнедеятельности, к реагированиям на реальность как таковую. Т.о., с одной стороны, требование удовлетворения чувств, когда работают внутренние константы чувств человека с их идеальным отношением к реальности, и другая сторона - константы его выживаемости. Одна сторона, очевидно, родовая, и имеет в своём основании сексуальность. Другая сторона индивидуальная, и имеет своей целью выживание индивида  Эти две противоположные стороны должны по возможности приводиться в соответствие друг с другом. Одна сторона ориентирована на реализацию субъектом себя во внешности. Другая сторона, родовая, направлена на внутреннюю самореализацию себя субъектом как чувственного существа.

1При рассмотрении поля потенциалов следует задаваться вопросом о том, что удерживает потенциалы в данном их значении. Здесь следует сделать обобщение: когда мы говорим о потенциалах потенциального поля, следует, наряду с понятием напряжения, характеризующего отношения между двумя потенциалами поля, ввести понятия тока, протекающего между потенциальными точками и сопротивления между ними. Эти три величины функционально  связаны между собой, и мы примем, что они связаны между собой по закону ОМА U=IR (напряжение равно произведению тока на сопротивление)1.1

    1.1 Вводятся понятия электротехники, которые будут использоваться в качестве метапонятий.

   Литература
   А.К.Лосев Теория линейных электрических цепей

   Основные электрические величины: заряд q, ток i потенциал v, напряжение u и энергетические величины.

   Электрическим зарядом называют источник электрического поля, через которое заряды взаимодействуют друг с другом.
   Перевод: Психологическим зарядом называется источник психологического поля, через которое заряды взаимодействуют друг с другом.

   Заряды бывают положительные и отрицательные. Разноименные заряды притягиваются, одноименные - отталкиваются.
   Значение заряда q может быть определено через силу взаимодействия двух зарядов в соответствии с законом Кулона . В то же самое время, единица заряда может быть определена через единицу тока.

   Электрический ток
    Электрическим током называется направленное перемещение зарядов в электрической цепи, представляющей собой среду, обладающую свойствами проводника или полупроводника. Под направлением тока понимают направление перемещения положительных зарядов
   Психологический перевод. Между зарядами в отсутствие между ними проводящей среды действуют силы. Когда существует проводящая среда, то возникает, под действием существующих сил ток, которым совершается работа по перенесению зарядов. Так, когда вас кто-то зарядил и вы удерживаете этот заряд в себе, в вас возникает соответствующее напряжение как по отношению к вызвавшему в вас это напряжение, так и по отношению к окружающим вообще. Это - ваше состояние. Когда вы начинаете разряжаться на объект, вы расходуете соответствующих заряд. Отсюда получаем, что в системе множества человеческих элементов в случае существования в них разных потенциалов должны возникать всевозможные токи, которые в конечном счете должны будут привести все субъекты системы примерно к одному потенциалу, то есть к нулевому потенциалу относительно друг друга.
   Перевод Всякое отношение характеризуется позитивом либо негативом. Вы можете передавать другому человеку положительную либо отрицательную энергию в виде зарядов, которые заключаются, например, в эмоционально-энергетическом заряде слов. В результате этого потенциал объекта понижается либо повышается. Будем считать положительным направлением тока зарядов тогда, когда они повышают психофизиологический потенциал субъекта, к которому направлены, и отрицательным, когда потенциал субъекта понижается.
   Действительно, этот образ может быть представлен образом двух бассейнов, соединенных трубой. Вода будет переливаться в тот бассейн, в котором ниже уровень воды. С чем это связано? Это связано с притяжением земли, и т.о. мы также и для электричества получаем нулевую точку земли, общую для всех возможных потенциалов и не зависящую от них. Соответственно,  мы получаем, т.ск., общую для всех возможных потенциалов работу нулевой точки, с одной стороны, и противоположную ей работу против нулевой точки, с другой. Ведь для того, чтобы уровень воды в одном бассейне стал выше, чем в другом,  необходимо совершение работы против сил притяжения земли, то есть нужен насос для перекачки воды из одного бассейна в другой, которым обеспечивается более сильный ток воды в обратном направлении, чем в прямом, если считать, что  прямое направление тока осуществляется под действием притяжения земли.  Отсюда же мы получаем также и понятие того, что процессы установления общего потенциала и различных потенциалов формируются на основе разных сил.

   Значение тока определяется количеством зарядов, перемещающихся через поперечное сечение проводника в единицу времени. Однако такое определение пригодно только для постоянного тока: I=q/t. (1/1) Значение переменного тока i(t) определяют в дифференциальной форме: i(t)=dq(t)/dt (1/2)
   Значение величины (1.2) в различные моменты времени называют мгновенным током, а значение величин q(t) - мгновенным зарядом.

   Электрический потенциал Потенциалом v некоторой точки электрической цепи называют величину, равную отношению потенциальной энергии w, которой обладает заряд q, находящийся в данной точке, к этому заряду: v=w/q. (1.3)
   Потенциальная энергия w равна энергии, расходуемой зарядом при его перемещении из данной точки элекической цепи в другую точку, имеющую нулевой потенциал.
    Стоит обратить внимание на это выражение: во время перемещения заряд расходует энергию = заряд - это какое-то количество энергии. В этом смысле заряд может рассматриваться как своеобразная капсула, в которую закачивается какое-то количество энергии. Во время движения заряд совершает работу, и его энергия расходуется. Перемещается же заряд за счет  сил, которые проявляют себя при разности потенциалов заряда, то есть при разных количествах энергии, характеризующей разные заряды. Т.о. во время движения заряд изменяет своё значение. Но если рассуждать так, то заряд оказывается тождественным понятию энергии, тогда как на самом деле это не так, и это особенно понятно в психологическом плане. Заряд есть вещь, которая существует сама по себе. Это - вещь, которая как бы требует для себя определенного потенциала. Энергия может рассматриваться в качестве средства материальной реализации себя зарядом. Другими словами, заряд может закачивать в себя энергию, может расходовать её. Психологически понятие заряда интуитивно ясно, однако, во всяком случае, в настоящее время, оно плохо поддается определению. Мы примем понятие заряда в качестве интуитивно ясного. Действительно, с зарядом связываются потенциал  и энергия, при этом мы видим, что при заданном количестве энергии чем больше величина заряда, тем меньше потенциал, и, напротив, чем меньше величина заряда, тем выше потенциал. Так, если мы возьмём слабосильного и сильного субъектов, то потенциал сильного субъекта относительно внешней среды в физическом плане оказывается ниже, чем слабосильного,  потому что его подстерегает меньше опасностей. Значит,  мы имеем отношение между материальной стороной и психофизиоэнергетической, и можно сказать, что произведение материальной и энергетической сторон субъекта  относительно внешней среды представляет собой постоянную и q может рассматриваться как материальная сторона объекта, как та самая капсула, как его тело, которое выступает в качестве средства самореализации психофизиоэнергетики субъекта. 
    Психологически что-то в понятии заряда есть от идеи. Получается так, что заряд и энергия суть противоположности. Заряд есть отрицательная сторона энергии. И в этом смысле "пустой" относительно энергии заряд есть величина, требующая для себя энергии, превращающей заряд из отрицательной величины в положительную. Понимаемый т.о. заряд представляет собой вектор, направленный относительно других идей и требующий для своей реализации энергии как средства материальной реализации.

   Электрическое напряжение Электрическим напряжением u между двумя точками цепи называют разность потенциалов v1 и v2 этих точек: u=v1 - v (1.4)
   Если это напряжение создается под действие тока, проходящего между указанными точками, то его называют также падением напряжения.
   Мы видим, что размерности напряжения и потенциала одинаковы
   Напряжение, как и ток, может быть постоянным и переменным.


   1.1.1 Закон Кулона — это закон о взаимодействии точечных электрических зарядов. Сила взаимодействия двух точечных неподвижных заряженных тел в вакууме направлена вдоль линии, соединяющей заряды, прямо пропорциональна произведению модулей зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Важно отметить, что для того, чтобы закон был верен, необходимы: 1. точечность зарядов — то есть расстояние между заряженными телами много больше их размеров. 2. их неподвижность. Иначе уже надо учитывать возникающее магнитное поле движущегося заряда. В векторном виде закон записывается следующим образом:   — сила, с которой заряд 1 действует на заряд 2; q1,q2 — величина зарядов; r12 — радиус-вектор (вектор, направленный от заряда 1 к заряду 2, и равный, по модулю, расстоянию между зарядами — r12); k — коэффициент пропорциональности. Pasted from <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%9A%D1%83%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B00>

   2 Отметим это "автоматически регулируется". Автоматически - значит, помимо сознания2.1. Но, конечно, возникает вопрос, как формируется автоматизм, ибо это - ключ к пониманию того, как вообще формируется бессознательное. Здесь можно говорить о том, как формируется бессознательное бессознательное, то есть как бессознательно формируется бессознательное  и как формируется сознательное бессознательное, то есть как сознательно формируется бессознательное.
    Если мы обратимся к Павлову, то увидим, что формированию всякого рефлекса кладет начало ориентировочная деятельность. Многократно подкрепляя раздражитель, мы всё более закрепляем условный рефлекс, при этом отношение между ориентировочной деятельностью и условным рефлексом реципрокно: по мере закрепления рефлекса ориентировочная деятельность всё более вытесняется, минимизируется.
   Ориентировочная деятельность так или иначе связана с сознанием и имеет ввиду установление соответствия, связи между раздражителями, ответ на вопрос, "что это?", подведение одного под другое. Поэтому на уровне ориентировочной деятельности в любом случае должна существовать какая-то форма осознания, устанавливающая, что данный раздражитель имеет такое - то значение.
    Однако наряду с этой схемой существует также и схема ожидания. Рефлекс и ожидание в известном смысле синонимы.
   В результате формирования рефлекса мы получаем два следствия. Одно следствие - раздражитель вызывает ожидание подкрепления, и, значит, раздражитель вызывает образ раздражителя, который по ассоциации вызывает образ подкрепления, и возникает ожидание подкрепления образа прообразом. С другой стороны, актуализация образа, выступающего в качестве образа подкрепления и вызываемого, очевидно, соответствующей потребностью, ведет к возбуждению условных образов, прообразами которых являются условные раздражители. И этим обусловливается инструментальная деятельность, направленная на получение или производство условного раздражителя2.2.
    Возвратимся к ориентировочной деятельности как выделению раздражителей. Те или иные раздражители выделяются в соответствии с их значением. Та или иная реальность выделяется ровно постольку, поскольку она приобретает значение для субъекта. Другими словами реальность заставляет себя выделять своей значимостью. Все то, что не обладает значимостью, не выделяется. А это значит, что реальность накладывается на потребности субъекта. Двигателем выделения является не внешнее, а внутреннее, и, значит, в реальности выделяются те объекты, которые так или иначе отражают себя в субъекте. Значит, всё начинается не с объекта, а с его значения, и от значения объекта осуществляется переход к объекту, выделению его из внешней среды. По отношению к любому объекту у субъекта должно быть внутри нечто, что является основанием выделения объекта.
   Однако взаимодействие с внешней средой, значимость объектов обладает разными основаниями. Одно основание относится к действительному, значимому значению объекта для субъекта, то есть имеет ввиду отражение объекта со стороны его существенных признаков вообще, и существенных признаков для субъекта в особенности. И другое основанием является чувственно-эстетическим. Это основание связано с восприятием видимости объекта и его воздействием на чувства человека. В этом случае к объекту подходят со стороны внешнего впечатления, которое он вызывает в субъекте.

   2.1 А что значит-"автоматически, помимо сознания", что за этим стоит? За этим стоит вопрос: что первично, что вторично, жизнь как природный фактор или сознание. Что является первым, что- вторым; что является причиной, что - следствием. С естественно-научной точки зрения сознание - вещь производная. Но при помощи этой производной вещи осуществляется познание вещи первичной. А если так, то возникает вопрос, какого рода знание производится сознанием. Ведь в этом случае сознание выступает в качестве такого же природного фактора, как и вся остальная природа. Получаем, что природа познает самое себя. Вопрос: а зачем ей это нужно. Понятно, если сознание просто обслуживало бы выживаемость живых систем. Но мы видим, что частное человеческое сознание, материализуясь посредством человеческой деятельности, производит мир. Да, но производит мир оно не из ничего, а из природного материала, значит, всё же является частностью. Скажем, сознание - высшая форма движения материи, порожденная природой и обращенная на природу. Колебаться между противоположными мнениями можно бесконечно. Хотим мы этого или не хотим, но должны признать существование этих двух противоположных полюсов.
   Однако сам по себе этот общий вопрос решается ради частных целей, в которых он должен работать. Т.о. получается, что критерием решения общего вопроса, на который не может быть дан достоверный ответ, является частное, то есть частные практические задачи субъективных систем, обусловленные потребностями их выживания и развития. Нужно было строить социализм - "победа материализма и атеизма во всё мире", поскольку бог оказывается низведен на землю, и тем самым из бога-духа, то есть  нематериализованного  бога, который  имеет власть  на земле лишь идеальную, духовную, превращается в материализованного   бога, любящего  и жестокого, который начинает свой воспитательный процесс, объясняя, что хорошо и что плохо;  нужно строить капитализм - вспоминают о духовности, потому что духовности лишаются, так как отправили бога назад с земли на небо, и освободили в человеке животное, которому отдана власть на земле и которое  ограничивается лишь идеально, но не реально. Но всё это - не что иное, как природное явление. Вот и получается, что общие вопросы бытия, которыми озабочен человек, оказываются проявлением его частного материального бытия, и человек, сколь развит он ни был бы, пусть он сверху приближается к богу - снизу, в своём основании, он остаётся животным.  Человек сверху и снизу. Два полюса в одном.  Два полюса, которые противоречат и соответствуют друг другу, два полюса, образующие двойную систему с обратными связями (здесь нужна сноска на двойные системы. У меня есть текст по этому поводу, надо бы его найти. Суть вопроса сводится к диалектике прямых и обратных связей в системе) , посредством которой полюсы связываются  и удерживаются друг с другом, не разлетаются в гибели в разные стороны, то есть не происходит разрыв субъективного и материального, следствием чего является гибель целого. 

   2.2  Вопрос о границе, где заканчивается первая сигнальная система и начинается вторая. Ответ на него можно получить из текста Фрейда об анализе фобии 5-летнего мальчика.
    После родов акушерка входит на кухню и заказывает чай. Ганс обращает на это внимание и говорит: «Ага, когда мамочка кашляет, она получает чай»"
   Ганс наблюдает явление. Но для того, чтобы явление из явления в себе, то есть факта рефлекса, то есть факте бессознательного, превратилось в факт сознания,  он должен его высказать и тем самым удвоить реальность, создав соответствие её представительству в рефлексе двойника в слове.
    По тексту Фрейда мы видим, что у Ганса доминирует познавательное отношение, доминирует ориентировочная реакция, в основании которой лежит неосознаваемая сексуальность, обеспечивающая вектор познавательного отношения. До тех пор, пока у Ганса нет осознания сексуальности "как свинства", он в своих проявлениях непосредственен. Когда возникает осознание "свинства" сексуальности, тогда возникает вытеснение также и познавательного отношения к реальности, ибо запрет относительно основания ведет к тому, что иссякает энергетический источник, питающий познавательное отношение, и т.о. познавательное отношение к реальности вытесняется  рефлекторным отношением к ней.2.2.1
   Закрепление ассоциаций = формирование памяти. Возникла какая-то ассоциация. Затем есть два пути. Либо в дальнейшем ассоциация будет действовать автоматически (кстати, рефлекс может быть описан с точки зрения ассоциации), либо же будет дано определение, как это делает 5-летний мальчик. Он описывает какое-то положение вещей или фактов. Т.о., слова возникают как надстройки над возникшими чувственными ассоциациями и слова, очевидно, создают вторую сигнальную систему, которая надстраивается над первой и соответствует ей, находится в соответствии с нею.2.2.2

   2.2.1 Факт вытеснения сексуальности в человеческих обществах, ведущий к вытеснению познавательного отношения в бессознательное является условием преобразования второй сигнальной системы в доминирующую. Вторая сигнальная система т.о. оказывается средством формирования программ в субъектах, обеспечивающих и обусловливающих их функционирование в социальных  системах. Это же отношение может рассматриваться также и как средство роботизации субъектов. Другими словами, вторая сигнальная система выполняет ту же функцию, которой обусловливаются механизмы, формирующие законы  социальной жизни пчел или муравьёв.

   2.2.2  В чем особенность гипноза? - в том, что раздражитель падает непосредственно на коды, которые есть внутри человека, и человек волей-неволей замыкается на эти коды и не выходит во внешность. Тогда как общая формула противоречия с кодами как раз и выводит человека в среду внешних раздражителей. А вот когда гипноз, то всё это внутри, и внутри создаются все эти коды, и эти коды работают. Гипноз падает на бессознательное, которое слова воспринимает буквально. Откуда у меня такой вывод? Когда я переписываю с диктофона на диктофон, то на меня действуют два раздражителя: фон голоса, который превращается из имеющего содержания в звуковой фон. И в конечно счете всё это сливается и ты невольно засыпаешь.
    3Отсюда мы получаем Эриксоновское "человек есть личность" Это означает, что Эриксон целиком опирается на внутренние структуры человека и т.о. здесь нет противопоставления внутренней структуры какой-то внешней реальности, и т.о. эта внешняя реальность, падая на эту внутреннюю структуру, усыпляет человека, поскольку человек оказывается неспособен различать себя от себя.
   Отличие гипноза Эриксона сравнительно со стандартными схемами гипноза, основанными на доминировании гипнотизёра (властное подавление осознающего сознания гипнотика) состоит в том, что в стандартном гипнозе используются выработаный по жизни инстинкт подчинения внешним подавляющим социальным влияниям, в то время как Эриксон исходит не из подавления субъекта, а из включения в схему внутренней жизни его программ.

    4Между желанием и реальностью существует расстояние, например, я хочу машину, дом и т.д., Это -идеальный  вектор для практической деятельности. Т.о., когда мы говорим о рассогласовании, то это рассогласование может относиться не только к существующему равновесию и негативным фактическим отклонением от него, например, вас отправили в вынужденный отпуск, но возможно и такое положение вещей, когда существующий соблазн превращает бывшее до этого момента равновесное состояние в отрицательное. Например, вы ничего не хотели, и были если не вполне счастливы, то, во всяком случае, жили в мире с собой, и вдруг увидели вещь, которая вам понравилась и которую вы в настоящее ваше время не можете приобрести. И вот вы уже чувствуете себя "несчастнейшим из смертных". Т.о., имеет место два вида рассогласований: отрицательное рассогласование относительно существующего равновесия, требующее восстановления равновесного положения вещей и в этом смысле направленное в ваше "лучшее прошлое", и положительное рассогласование, характеризуемое вашей мечтой и превращающее ваше настоящее существование в отрицательное по отношению к нему. Оно образует вектор, устремленный в ваше "желаемое будущее".