на главную страницу
визитка
темы

0269691 Заметки

Январь 2009 г

    1.Мышление и машина.
   Когда происходит переход к машине? Когда происходит переход от чувственного реагирования к рациональному. Результат рационального отношения к реальности в его законченном результирующем виде есть машина

   2. Фильм "Капкан"
   Фильм о том, что в России закон - тайга.
   Когда шли к власти либералы, они говорили, что В России живут не по закону, а по понятиям. Как всегда, когда в дело вступают перевертыши, они предсказывают то будущее, которое хотели бы иметь, и при этом они приписывают это будущее настоящему. Мы пришли к закону денег, который определяется их понятием. Понятия денег для этих людей и являются их законом

   До чего хороша Алфёрова!  И прежде, и сейчас. Человек, освещаемый внутренним светом.

   Как-то мой руководитель сказал, что когда человек красив, то он красив. Поэтому следует вглядываться в лица и видеть в них красивое и некрасивое. В чертах  лиц, а, главное, выражений, искать расшифровывающие их ощущения (как красивые или некрасивые, приятные или неприятные. Часто это называют "кажется". На самом деле это "кажется" говорит о том, что есть). То, что увидишь в них, это и они и есть в действительности, и это проявится на практике.

   Обычно нам мешают видеть в человеке то, что он есть, наши страсти, заставляющие приписывать их чертам то, чего в них нет на самом деле. Наши собственные черты, наша собственная внутренняя красота и некрасивость заставляют нас видеть в другом человеке, приписывать другому человеку нашу собственную красоту и нашу собственную некрасивость. Это приводит к ощущению двойственности, несоответствия, лжи. Мы приписываем человеку то, что хотим в нём увидеть.

   По поводу влияния страсти у Островского в "Не сошлись характерами":

   " Карп Карпыч. Кабы на баб да не страх, с ними бы и не сообразил. Есть свое дело, так нет, давай лезть в чужое. Пристает к мужу: скажи ей свое дело и свою тайну, и прельщают его прелестью и лукавством, и осклабляют лицо свое - и все на погибель. И кто им скажет свое дело, и они наущают и соблазняют: делай не так, а вот так, по моему желанию. И многие мужи погибли от жен. Молодой человек, который и неопытный, может польститься на их прелесть, а человек, который в разум входит и в лета постоянные, для того женская прелесть ничего не значит, даже скверно. "

   Стоит убрать страсть как выражение личной заинтересованности - и исчезает это ощущение двойственности и лжи, исчезает момент генерализации каких-то качеств, сторон человека на человека в целом и т.п. Если человек воспринимается непосредственно, а не интерпретируется, то он воспринимается в его реальности.

   Бывают случаи, когда мы затрудняемся интерпретировать переживаемые нами ощущения с точки зрения их реального значения. Ведь наши ощущения - это тот же сон, который становится реальностью тогда, когда в него привносится понятие.

    Эпизод в фильме, когда герой фильма оказывается один на один с боевиком.  Боевик со словами «аллах акбар» вытаскивает гранату и распечатывает чеку. Сейчас граната разорвется в его руке. Боевик чувствует себя частью тела бога и не испытывает страха. Частью тела потому, что бог - это дух. И приверженцы  духа бога образуют его тело, поскольку являются средством его  материальной реализации. Поклонение богу есть способ материального отождествления себя с ним.  Подобно тому, как у сказочного змея вырастают новые головы взамен отрубленных, подобно этому на месте одного убитого приверженца аллаха появляется множество других, чувствующих себя сильными потому, что они чувствуют, ощущают себя частью (тела) аллаха.
    Тогда как когда нет бога, тогда человек превращается просто в животное, а не в сверх человека. У Достоевского бог ограничивает волю человека. И тогда на место христианского бога появляется идея другого бога – сверхчеловека. Не случайно у Ницше имеет место бунт против христианского бога как ограничивающего проявления инстинктов человека. Судя по всему, бог ислама носит в себе противоположный характер, он гораздо ближе к жизни человеческих агрессивных инстинктов.

   3. Мышление у женщин сухое. В нём нет чувства.

  4.Зависть. "Нет, ребята, это слишком, он в очках явился вдруг. Во дворе сказал мальчишкам: я ужасно близорук" Такой стишок в последние дни крутился в голове. И заключительное: "Мы с тобой не старички, нам ни к чему носить очки."  Утро, девять часов. Проснулся, но еще сплю. И сквозь сон мысль: зависть. И что это непедагогично: "не старички". Это перенаправление зависти, вставление тех же самых обстоятельств в другую рамку для того, чтобы зависть обернулась своей противоположностью - высокомеринем. Тянусь рукой к приёмнику. По "маяку", как обычно, идет трёп. Говорят о ремонте, что де ремонт квартиры - это состояние души. Ведущий: "В последний раз я делал ремонт квартиры в 1997г. После этого я предпочитаю переезжать в отремонтированные квартиры". Я думаю, завидовать ему или нет. Я на перепутье. С одной стороны, он переезжает с квартиры на квартиру. Это он что, снимает? И я чувствую себя выше его. Но тут меня посещают в этом отношении большие сомнения. Или он что, свободно покупает квартиры и вот так переезжает? Я испытываю чувство собственной ущемленности и ничтожности, и у меня по отношению к нему возникает чувство враждебности. Потом рассказывают, что англичане привержены к нецензурщине и возражают, что англичанам с нами не сравняться. "В те времена у меня была семерка, и вот мы едем..."-рассказывает ведущий. А я с неприятным чувством думаю: "Ну, да, у него еще когда-то была семерка, и теперь он ездит, конечно, на иномарке, а у меня и сегодня копейка". И я снова испытываю чувство враждебности к нему.
   Днём в инете ищу крутящийся в голове стишок. В нём заключительное: "Доктор смотрит на больного, Говорит ему сурово: - Мы тебе не дурачки! Не нужны тебе очки. ". В целом стихотворение выглядит грубо, в точности в соответствии с сегодняшним временем, хотя и написано было в другое время. У меня с детства в памяти остался другой текст, не жесткий, ласковый и утишающий, содержащий в себе сочувствие. В этом же стихотворении налицо приказ, то есть простое вытеснение чувства зависти, ведущее к лицемерию человека как перед окружающими, так и перед самим собой. Зависть - это всего лишь инстинкт, вещь, которая в количественном аспекте регулируется, и "мы с тобой не старички" при всём моём ощущении не педагогичности этого заявления, поскольку оно избавляет от чувства  зависти путем превращения его в его противоположность и поэтому преобразует его в установку "я на рубль дороже", являет собой пример его регулирования и  мной принимается.
    Что такое человек без чувства зависти? Одно - то, что такой человек невозможен, а если бы был возможен, то это было бы существо без одного из важных органов чувств. Зависть - это своеобразные социальные весы, указывающие на существующие рассогласования человека относительно других людей, способ поддержания человека в состоянии равновесия  с окружающими, определения его места в обществе. Так что этот механизм сопровождает нас по жизни непрерывно, отслеживая наши  отношения с окружающими.
   Т.о., зависть характеризуется двумя аспектами: объективным, посредством которого определяется положение человека по отношению к окружающим, его, т.ск., цену на социальной лестнице, и субъективную сторону, выражающуюся в форме гнёта всюду, где человек оказывается внизу, и высокомерия, когда человек оказывается сверху. Ощущение гнёта заставляет человека прилагать усилия к тому, чтобы изменить существующее положение вещей на лучшее. И, напротив, высокомерие как проявление всё того же инстинкта зависти заставляет человека "давить и не пущать" с тем, чтобы "никто не сравнился со мной, любимым". Впрочем, разумеется, здесь может присутствовать бесконечное множество вариантов как для отношения снизу, так и для отношения сверху.

    В то же самое время зависть - это всего лишь инстинкт, это механизм бессознательного. А сам по себе инстинкт глуп, а всякая глупость требует своей противоположности - ума, умеряющего глупость.

    4. Святая вода. Поздно вечером иду мимо собора. Темно. Внутренний двор собора забит людьми, и  безмолвная очередь кишкой в несколько рядов растянулась  метров на двести вдоль трамвайной линии. Думаю, нужно спросить, за чем стоят, и, по прошлому опыту зная, что вопросы "за чем стоят?" в подобных очередях задавать небезопасно, поскольку они неизменно вызывают чувство враждебности, некоторое время ищу, к кому бы в очереди обратиться. Наконец, обращаюсь к женщине. Она смотрит на меня как на существо с хвостом и рожками и отчужденно цедит: "воду освящать". Я поскорее отошел в сторону, "чтобы не побили", и мне стало смешно. Я думаю, интересно, а как освящают воду? И что, все эти люди верят во всё это? Вообще то в России с верой довольно свободно, и вера по большей части мода, фантазия или лицемерие людей как перед самими собой, так и перед окружающими. Но независимо от этого витает какой-то дух надо всем этим, объединяющий в подобных очередях людей в одно целое и "лишающий их разума". Я иду и думаю, не может же быть всё это серьёзно. Не может же быть, чтобы люди серьёзно к этому относились! Дома по телевизору показывают, как  люди стоят за святой водой, и тут, конечно, заявления о том, что только святой водой и спасаются и без неё "никак невозможно". Припоминая очередь у собора, я думаю, сколько же такой воды нужно заготовить, чтобы удовлетворить всех! Это какая же должна быть проделана работа! У меня в холодильнике уж не знаю сколько лет стоит святая вода, я уж не помню, как она там оказалась. Ну, и пусть стоит.
   А между тем вопрос остался: неужели и правда. И тут я припоминаю историю Лёхи с его "обращением к богу", что произошло непосредственно после того, как он совершил, наконец, подлость такого рода, что даже сам почувствовал. Вот после этого у него и случилось "обращение к богу".
    А вслед за этим возникло у меня воспоминание о торговле индульгенциями попами католическими и отпущениями грехов нашими попами. Так вот для чего, пожалуй, нужен бог! Бог нужен нечистой совести. Действительно, если совершил грех, так ведь грех давит, он не даёт спокойно жить, делает жизнь тягостной, потому что мысль крутится вокруг совершенного греха "и мальчики кровавые в глазах" стоят.  А тут пошел к попу, покаялся, тот наложил на тебя епитимью, ты прочитал столько-то раз молитву, совершил иное "доброе дело" - и очистился, и снова стал чист как стёклышко, и снова стал человеком. Тяжело, невозможно жить с грехом на душе. А тут и грех не грех, поскольку всякий грех может быть отмолен, и грех оказывается грехом не перед человеком, а перед богом, а бог "милостив и прощает". Так что отношения с богом иметь куда как выгоднее, чем с человеком. Вот и получается, что бог есть искушение дьявола, потому что ведь если бы не было бога, то невозможно было бы возвратиться и к дьяволу, потому что совершенный грех сделал бы жизнь  невыносимой, а небольшой грех - тягостной. А жить в этом состоянии неудобно. Да и не грешить неудобно, тяжело. Так что и в этом случае, как всегда, "всё для человека, для его блага"