на главную страницу
визитка
темы

02696.153 Человек сверхчеловека

-4-

Канатный плясун

   Существует внешний человеку мир. Существуют другие люди. И существуют у человека образы мира и людей в нём и мысль об отношении их к нему и  его к ним, и ключевым в этом отношении является их либо его расположение либо нерасположение,  которыми существенным образом определяются  ответные как внутренние, так и внешние, поведенческие реакции человека.
   И мы видим, как отражается в Заратустре  отношение к нему внешнего мира и, соответственно. как формируется им его поведение .

   И когда увидел Заратустра, что целью  устремлений людей культуры является  последний человек, живущий в них самих  и являющийся их стержнем,  когда он увидел, что импульсом овладения людьми культуры культурой является удовлетворение существующего в них последнего человека и культура, т.о., оказывается средством самореализации последнего человека и его высшим достижением, он осознал, что  культура не является для них  целью и понял, что своими словами о сверхчеловеке он выступил в качестве угрозы их  благополучию и покою, которые являются   их сверхидеей, если только можно называть сверхидеей импульсы, в основе которых лежит желудок, и ему стало очевидно, какие чувства к нему должны испытывать люди культуры. И невольно в нём словно что-то надломилось: ведь он рассчитывал, что стоит ему "указать людям путь", "открыть глаза", и они дружно начнут работать ради формирования его фантазии о сверхчеловеке. Но в реальности ничего этого не случилось. Всё то, что казалось ему таким очевидным, было воспринято ими как  глупость, скоморошество, и поэтому они, смеясь и издеваясь над ним. говорили ему:
   "Дай нам этого последнего человека, о Заратустра, и мы подарим тебе сверхчеловека". И слова и смех их были защитой от Заратустры. И, пораженный и удивленный, Заратустра сказал себе: "Они не понимают меня"  Заратустра ошибался: они прекрасно понимали его, но они были другой породы, чем Заратустра, и то, о чем говорил Заратустра и что составляло смысл его существования , было им не только не  нужно, но несло в себе угрозу им. Заратустра был горд и храбр и самонадеян, и он и не подумал о том, что должен поступиться своей истиной ради истины культуры, и он отвернулся от людей культуры, сказав себе: "Мои речи не для их ушей".

   Встречаются люди с неким наивысшим чувством жертвенности, идущие на подвиг и сознающие, что идут на подвиг, которые погибают не сломленными. Таким был Варлам Шаламов. И таким был Ницше. Мало, не много таких людей в истории. Редко они встречаются.

   Так  сказал себе Заратустра, но тяжело, невозможно быть человеку одному наедине со своей истиной, ему обязательно нужен другой человек, который хотя бы даже не то чтобы с пониманием разделял её, но чтобы хотя бы инстинктивно принимал, потому что в инстинкте своём чувствовал, что это и его истина. Или хотя бы просто  был добр, и добротой отвечал нуждающейся то ли в  утешении, то ли в опоре душе .
   И в такие минуты, когда массовый культурный человек отворачивается от Заратустры,  он  рад самому маленькому трагическому человеку, потому что самый маленький человек  и  Заратустра оказываютесь  одним и тем же, на одной и той же ступени, потому что переживают  одни и те же чувства бесконечного одиночества и заброшенности, хотя, пожалуй, по противоположным причинам, и это  притом, что Заратустра сознаёт разницу, противоположность между собой, духовным существом, и маленьким человеком, который тождественен со своим телом. Но в такие критические минуты, когда культура отворачивается, у него нет другого пристанища, как только там, где господствует реальность, а не её отражение. Но оказывается, что эти две стороны противоположности способны подпитывать друг друга  

   И вот в то время, пока Заратустра размышлял:
    "Очевидно, я слишком долго жил на горе, слишком часто слушал ручьи и деревья: теперь я говорю им, как козопасам.
    Непреклонна душа моя и светла, как горы в час дополуденный. Но они думают, что холоден я и что говорю я со смехом ужасные шутки. мИ вот они смотрят на меня и смеются, и, смеясь, они еще ненавидят меня. Лед в смехе их",

    шло представление плясуна на канате, но вдруг на канате появился здоровенный детина и с криком: "Ты загораживаешь дорогу тому, кто лучше тебя" перепрыгнул через выступающего. Последний сорвался с каната и его изуродованное, но еще живое тело упало рядом с Заратустрой. К раненому на короткое время вернулось сознание, и он, увидев стоящего перед ним Заратустру на коленях, сказал: "Что ты тут делаешь? Я давно знал. что черт подставит мне ногу, теперь он тащит меня в преисподнюю. Не хочешь ли ты помешать ему?" В ответ Заратустра  успокоил плясуна, как мог: " "Клянусь честью, друг, не существует ничего, о чем ты говоришь: нет ни черта, ни преисподней. Твоя душа умрет еще скорее, чем твое тело: не бойся же ничего!"- на что плясун благодарно сказал: "Если ты говоришь правду, то, теряя жизнь, я ничего не теряю. Я немного больше животного, которого ударами и впроголодь научили плясать". Всё-таки, сознавая себя себя почти животным, которое достойно лишь презрения со стороны культуры, легче умирать, понимая, что немного твоя жизнь стоит, однако Заратустра не мог согласиться с плясуном, потому что если бы он это сделал, он, стоящий перед плясуном на коленях и тем самым как бы приравняв себя к нему, должен был бы и себя признать ничтожеством, в то время, как он ставил себя гораздо выше культуры; солгать же плясуну он не мог, потому что не мог лгать, ибо тем самым он приравнял бы себя к человеку культуры, и более того. он начал бы путь к человеку культуры, потому что, единожды солгавши, будешь лгать всю жизнь. Ведь человек культуры отличается от последнего человека развитой способностью лгать. Заратустра же, с невозможностью для него лжи, мог соотноситься только с природой, которая не лжёт, а последний человек был частью природы.  "Не совсем так, -- возразил Заратустра, -- ты из опасности сделал себе ремесло, а за это нельзя презирать. Теперь ты гибнешь от своего ремесла; за это я хочу похоронить тебя своими руками". Плясун. благодарный Заратустре, испустил дух. Заратустра же взвалил труп на плечи и пошел вон из города.
   Этот труп, который он теперь нёс на своих плечах, был его защитой. Он вдруг услышал у ушей своих шепот подкравшегося к нему детины-скомороха:
   "Уходи из этого города, о Заратустра, слишком многие ненавидят тебя здесь. Ненавидят тебя добрые и праведные, и они зовут тебя своим врагом и ненавистником; ненавидят тебя правоверные, и они зовут тебя опасным для толпы. Счастье твое, что смеялись над тобою: и поистине, ты говорил, как скоморох. Счастье твое, что ты пристал к мертвой собаке; унизившись так, ты спас себя на сегодня. Но уходи прочь из этого города -- или завтра я перепрыгну через тебя, живой через мертвого " А Заратустра уныло-насмешливо-над-собой думал: "Поистине, прекрасный улов был сегодня у Заратустры. Он не поймал человека, зато труп поймал он"
   Жутко человеческое существование и к тому же всегда лишено смысла: скоморох может стать уделом его.
   Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи, называемой человеком.
   Но я еще далек от них, и моя мысль не говорит их мыслям. Для людей я еще середина между безумцем и трупом.
   Темна ночь, темны пути Заратустры. Идем, холодный, недвижный товарищ! Я несу тебя туда, где я похороню тебя своими руками "

   Заратустра похоронил плясуна, и уснул, когда же проснулся, новая истина посетила его.

   29.10.08 г.