на главную страницу
визитка
темы

02696.15 Человек Сверхчеловека

-1-

Потребность одаривать

    И вот, можете себе представить, в тридцать лет, когда все нормальные люди к этому времени уже отучились и работают, обзавелись семьей и детишками, Заратустра, видите ли, отправился в горы и прожил там, как ненормальный, целых десять лет. И вот,  скажите на милость, чем он там занимался? - он, видите ли, наслаждался своим духом и одиночеством. Ну, наслаждаться одиночеством - я это еще могу понять. Я тоже люблю время от времени насладиться одиночеством: придешь домой, ляжешь на диван и смотришь телевизор, и особенное наслаждение от одиночества получаешь, если под рукой бутыль пива. Но это, конечно, если никого дома нет, а иначе наслаждаться одиночеством сложно, поскольку достают. Но не знаю, десять лет одиночества - и это без пива и без телевизора - мне кажется, это всё-таки чересчур, такое наслаждение не всякий выдержит.
   Ладно с одиночеством, но с духом-то как? Это еще что такое? Это что, в одиночестве  в носу пальцем ковыряешь, как Павел Владимирович Головлёв, выковыриваешь, т.ск., мысли. Так ведь опять же вопрос: много ли наковыряешь этак-то. Или возьмите Степана Владимировича Головлева, который в усадьбе у маменьки Арины Петровны наслаждался духовной деятельностью:
    По целым дням ходил по комнате, наморщив угрюмо лоб, шевеля губами и не чувствуя усталости. Временами останавливался, как бы желая что-то выразить, но не находил слова. По-видимому, он не утратил способности мыслить; но впечатления так слабо задерживались в его мозгу, что он тотчас же забывал их. Поэтому неудача в отыскании нужного слова не вызывала в нем даже нетерпения.
   Казалось, он весь погрузился в безрассветную мглу, в которой нет места не только для действительности, но и для фантазии. Мозг его вырабатывал нечто, но это нечто не имело отношения ни к прошедшему, ни к настоящему, ни к будущему. Словно черное облако окутало его с головы до ног, и он всматривался в него, в него одного, следил за его воображаемыми колебаниями и по временам вздрагивал и словно оборонялся от него. В этом загадочном облаке потонул для него весь физический и умственный мир...


   Ну, ладно, залез Заратустра в горы, ну и живи. Это я еще могу понять. То есть не то, чтобы понять, но в жизни такое случается, хотя и не часто. Я видел как-то кино, так в нём один  знаменитый художник, не помню его фамилии,   убежал из самого Лондона от жены и от детей в какую-то там Малайзию, что ли, и жил там на острове с малазийкой и писал картины. Ему так нравилось. Правда, потом он заболел лепрозой, так что покинутая им жена могла удовлетвориться, мол, бог его наказал за измену, что, что ни говорите, а утешение.
   Ну, да, живи, хотя бы как тот святой, которого встретил Заратустра, когда спустился с гор. Святой, конечно, удивился, потому что помнил, как нёс Заратустра свой прах в горы. В горах он очистился от своего праха. Святой посмотрел этак на него, и подумал -сказал:
   "Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идет он, точно танцует?
   Заратустра преобразился, ребенком стал Заратустра, Заратустра проснулся: чего же хочешь ты среди спящих?
   Как на море, жил ты в одиночестве, и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти на сушу? Ты хочешь снова сам таскать свое тело?»

   В смысле, мол: тебе сорок лет, но взор твой чист, как у ребенка, ибо воистину ты ребенком стал, и, как ребенок радуется наступившей жизни, так Заратустра идёт, танцуя, ибо проснулся он и море жизни качает его на своих волнах. Ведь ребенок, превращаясь во взрослого, незаметно для себя засыпает, и так во сне и проводит всю свою взрослую жизнь. А этот прах в лице Заратустры, который, не помня себя, бессознательно, во сне, однажды бежал от людей в горы, чтобы однажды проснуться ребенком, неужели он хочет снова туда, к людям, где все спят? Неужели он идёт с тем, чтобы разбудить людей? Он, наверное, не знает, какие чувства вызывает у спящего пробуждающий его? Он хочет выйти на сушу, от которой в виде праха несколько лет назад бежал?! На сушу, на которой нужно в первую очередь быть телом, а уже в другую очередь чем угодно иным! Он хочет снова сам таскать своё тело?!
   Так или примерно так рассуждал святой старец. Он не мог понять Заратустру, потому что телесные страсти его угасли, а Заратустра был во цвете сил, и ему нужно было чувствовать своё тело, а для этого нужно было чувствовать другие тела. Ему нужны стали другие люди, и, обращаясь к солнцу, он говорил:
   "Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне.
   Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали бы опять радоваться безумству своему, а бедные – богатству своему.
   Для этого я должен спуститься вниз: как делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море.
   Я должен, подобно тебе, закатиться"

   Это правда: всякое достижение стремится к самоуничтожению, но оно не может самоуничтожиться, поэтому для уничтожения ему нужны другие... либо сам носитель его.
    Так потенциал  ищет противоположный потенциал, в котором он мог бы разрядиться. Сущностью бытия потенциала является разряд, то есть уничтожение потенциала. Всё, что ни возникает, возникает ради уничтожения. Но в процессе разряда потенциала может совершаться уничтожение, но может производиться и работа, результатом совершения которой являются новые потенциалы, и т.о. энергия потенциала может не повышать уровень энтропии, но оставлять её на прежнем уровне или даже повышать её. И тогда говорят о развитии.
   Любопытное высказывание я встретил об Мкртычане. Он, как все великие комики, был грустный человек. В нём было очень много соломы. Солома горит и согревает окружающих. Но она горит и внутри человека, сжигая его. И он от нас ушел. В нём осталось много соломы, которая могла бы согревать мир. Но она сожгла его самого.

   И это значит, что не мог Заратустра оставаться в горах, ибо накопленное и не переданное знание сжигало его.

   Только если человеку сорок лет, а он превратился в ребенка,  не удивляешься, что он хочет переделать мир в соответствии с самим собой, то есть сделать всех детьми. И излечиться от этой болезни бывает трудно. Возьмите хотя бы Александра Адуева (Гончаров, "Обыкновенная история"): сколько ему пришлось пережить, прежде чем он установился, наконец, на взрослые рельсы и заснул. А тут человек спал и проснулся, как медведь-шатун, так что здесь всё сложнее.
   Конечно, святой старец спросил его, чего он хочет от спящих, и, как водится, Заратустра ответил: "Я люблю людей". Помните, как Христос, ходил, ходил со своей любовью к людям, и вот чем всё дело кончилось, чем люди за любовь к ним отплатили. Ибо не нуждаются они в любви, которая нарушает их сон.

   Вообще-то все эти старики, хотя бы даже и святые, народ довольно занудливый. Они думают, что познали всё, тогда как если даже что-то и знают, то не больше, чем свою собственную жизнь; а лезут со своими нравоучениями к молодым: сами-то уже не живут, всё в прошлом, так что только слова у них и остались. А им этого и хватает, им больше ничего и не нужно. 
   "Разве не потому, – сказал святой, – ушел и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?
   Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня"

   Целью старца является он сам. И ушёл он от людей не потому ли, что хотел остаться один и принадлежать себе, жить своей жизнью. В лесу его  внешняя жизнь ограничивается общением с птицами и зверями, тогда как его человеческий дух  ни с какими другими человеческими духами не сталкивается, принадлежит самому себе и варится в самом себе.
   "А что делает святой в лесу?"- спросил Заратустра.
   "Я слагаю песни и пою их; и когда я слагаю песни, я смеюсь, плачу и бормочу себе в бороду: так славлю я Бога.
   Пением, плачем, смехом и бормотанием славлю я Бога, моего Бога"
. "Мой бог" - это бог, который во мне, и, значит, мой бог - это я сам.  - "Почему не хочешь ты быть, как я, – медведем среди медведей, птицею среди птиц?" - Значит, у святого старца не только дух, но и зверьё. Значит, налицо два полюса, которые сочетаются, из которых исключен человек как целостность, в котором эти противоположности слиты и не различают друг друга. Человек является синтезом этих двух противоположных сторон. Когда же синтез побеждается анализом и распадается на противоположные части, тогда - то и возникает полюсность. 
    Наконец-то я понял усердие одной любвеобильной дамы, которая, с одной стороны, никак не могла обходиться без секса, то есть без удовлетворения своей животной части, а с другой - призывала всех и каждого к любви к богу. Она возлюбила бога потому, что ни один мужчина не достоин любви, поскольку все они - предатели, ибо суть животные, и она возненавидела мужчин. И она таким образом отсекла от мужчины его собственно мужскую часть, превратив его в дух в своего бога, который оказывается на земле тем, что она отрицает, но без чего не может существовать - фаллосом. У неё возникла любовь к богу потому, что она была вытеснена ненавистью к человеку, которого она не могла любить  потому, что человек у неё  виноват во всём, с чем не справилась она сама, и, значит, за ненавистью к человеку у неё скрывается неосознаваемая ненависть к самой себе. 
    Нет человека - значит, на одной стороне будет зверьё, на другой - бог. И, не соответствуя друг другу, они тем не менее  соотносятся  друг с другом и  друг с другом уживаются, объединяемые в единство ненавистью к собственному единству.

   Заратустра гордо сказал:"Я несу людям дар". "Не давай им ничего - возразил святой,- а если хочешь им дать, то дай не больше милостыни и еще заставь их просить её у тебя" На что Заратустра  гордо заметил: "Я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден" Это вызвало у святого издевательский смех: "Тогда постарайся, чтобы они приняли твои сокровища!" Потому что не нужно людям то, чего они сами не просят.
   И они расстались. А Заратустра подумал: "«Возможно ли это! Этот святой старец в своем лесу еще не слыхал о том, что Бог мертв»"
    Ведь бог жив, пока он в человеке образует единство бога и животного и, значит, материализует себя в человеке. Когда же эти две стороны разрываются, то бог перестаёт быть живым; он  превращается в проекцию, которая   не направлена ни на какой конкретный (материальный)  объект; бог - это всего лишь  идея, которая существует в качестве объективированного феномена  психологической реальности человека. Так что  не случайно говорят, что бог есть дух.

   21.10.08 г.