"Скука"- говорит Иван. "Займись чем-нибудь". - "Это не то - говорит Иван. -
Занятие - это забвение от скуки. А скука остаётся." - "Ну, не знаю,- говорю,-
там, забвение, не забвение, а скучать будет некогда".- "Ничего ты не понимаешь,-
безнадежно взмахивает Иван рукой и вытаскивает из сарая потрепанный велосипед.
"Ты куда?- спрашиваю. "На кудыкину гору"- "От скуки убегаешь, скука гонит?" Иван
внезапно останавливается и смотрит на меня. В глазах его показывается истина:
"Может быть". -"И как, получается?"- "Иногда, на мгновение, иногда дольше"- "Или
кажется, что убежал?"-"Может быть, и кажется" - задумчиво говорит Иван.
"Кажется, - утвердительно говорю я - иначе ты не возвращался бы, потому что для
чего возвращаться в скуку оттуда, где нет скуки".
Отправляемся в поход. "И ты со мной"-ухмыляется Иван. - "А куда ж я без
тебя"-отвечаю. Едем по городским окраинам. Обращаю внимание на недоумение
Ивана, время от времени появляющееся на его лице.
Впереди
показывается водная гладь, и на лице Ивана возникает оживление. Как рыбак,
нарочно замедляющий вытаскивать пойманную рыбу, чтобы продлить удовольствие,
Иван слезает с велосипеда и начинает разглагольствовать с местными пацанами.
Удовлетворив потребность в разговоре, он сворачивает с дороги в проулок,
где как раз упирается в выгребную яму и мужчину с ковшом на длинной деревянной
ручке, с надвинутым на глаза длинным козырьком кепки, перемещающем содержимое
выгребной ямы в огород. Иван смотрит на мужчину, мужчина разглядывает незнакомое
лицо из-под козырька кепки. На немой вопрос Ивана мужчина усмехается: "Чтоб
соседи не узнали". Иван поворачивает оглобли и возвращается на дорогу. "Хотел
сократить"-говорит он мне. Для Ивана "сократить дорогу" - то же самое, что
"нормальные герои всегда идут в обход". Только что двинулись, Иван: "Смотри,
смотри, а я-то думаю, в чем дело, кручу педали, а сопротивления не чувствую, всё
не мог понять, а, оказывается, цепи нет, цепь на переднем колесе, да смотри, и
переднего колеса нет, я еду на заднем колесе, и как устойчиво. Вот
замечательно!" Я молча смотрю на Ивана. "Да ладно, - заскучав, говорит он-
только что-то не то, сопротивление действительно не то". - "У тебя цепь
перескакивает на большую звездочку" - говорю я, взглянув на цепь. "А-а"-тянет
Иван и, вместо того, чтобы наладить механизм переключения скоростей, чем бы я
непременно занялся, успокоенный, продолжил часто крутить педали.
Выехали к воде. Вода оказалась каким-то озером. Иван начал раздеваться, но
в это время в голове его что-то переключилось, и он переменил
решение: "Едем обратно, скорее"- заторопился. "А что так?"- "Я тебе расскажу. На
меня напала одна мысль. И ещё несколько лет назад. И я всё пытался её повернуть
и так, и этак, а она ни с места. Я чувствовал, что за этой мыслью что-то есть,
и, однако, почему-то никак не мог понять, что же в ней есть, и вот она не
отвязывается от меня, сидит и зудит. Всё. Моё терпение лопнуло, разделаюсь с ней
во что бы то ни стало"
Уже дома Иван продолжает: "Вот
смотри, есть какая-то функция, какая угодно, для простоты пусть это будет
у=0,5х. Как мы рассматриваем функцию. Фактически мы рассматриваем её
последовательно, то есть задаем последовательно значения аргумента, и в
результате получаем значения функции. Понимаешь, вот эта последовательность, в
которой х как бы время, то есть х может быть чем угодно, но он разворачивается
последовательно, есть эта непрерывная последовательность аргументов, и в
результате мы получаем актуальное выражение функции как объекта, и мы
представляем функцию графически, в данном случае это прямая с определенным
наклоном по отношению к оси х. Моя мысль в чем: если есть функция, в
общем, какая угодно, но определенная, а последовательность аргументов я
задаю какую угодно другую во времени, то это будет уже нечто
другое. Я хочу сказать, что мы можем иметь множество каких угодно функций как
образцов, перерабатывающих аргументы функции в её значения. В реальном же
времени мы задаем какие-то произвольные значения для последовательности
аргументов функции, или иначе: есть последовательность аргументов функции -
образца, из этой последовательности мы произвольно выбираем, "выдергиваем"
значения, последовательно заполняя ими временную последовательность.
Представим, для ясности, это графически (см. рис).
Пусть есть функция у=0,5х. Будем придавать целым
единицам времени значения аргументов, которые, возможно, имеют в своём основании
какую-то нашу идею, так что выбор того или иного аргумента определяется
значениями множества функций образцов, перерабатывающих значения х в
значения у. В нашем примере это - единственная функция у=f(x). В
результате мы получим функцию х=F(t), которую
строим т.о., что сначала задаём точки:
t 0 1 2
3 4
x 6 5 1
7 2
у 3 2,5 0,5 3,5 1
затем
соединяем их прямыми и получаем непрерывную функцию х=F(t).
После чего применяем полученные значения х в качестве аргументов
для определения значений функции у=f(x)."
- "И, т.о.,
получили сложную функцию у=f(F(t))."
-заключил я. "Ну, да"-поскучнел Иван, но я с ним не согласился. "Тем самым
тобой выявлен способ формирования сложных функций, который заключается в
том, что значения внутренней функции являются аргументами внешней для неё. Что,
конечно, не является ни для кого, кроме тебя, новостью, хотя для тебя это и
немало. А что конкретно произошло, что сделала функция у=f(x)
с функцией х=F(t) - она пропорционально
уменьшила её значения в два раза. Обобщая, можем сказать, что функция у=ах, в
зависимости от значений а уменьшает, если
а меньше единицы, или увеличивает, если а больше единицы,
значения функции у=F(x)
в а раз. А отсюда,
идя дальше, мы можем продолжить рассматривать содержательную сторону, беря в
качестве образцов более сложные функции, и можем ставить дальнейшие
содержательные вопросы, связанные с не пропорциональным умножением, делением.
Фактически внешняя функция применяется к внутренней, так или иначе перерабатывая
её". На этот раз не согласился со мной Иван: "Всё это не то." - "Что не
то?" - "Не то, что у меня в чувстве". -"Что, опять этот проклятый материализм,
опять не поймал за хвост чудо?" - съязвил я. "Да пошёл ты.- подосадовал
Иван. - Скучный ты человек. И даже сам не представляешь, насколько ты скучен".
15.11.12 г.