Всё-таки у
человека должны быть какие-то тормоза. Я ему говорю: ты включай мозги, хотя бы
время от времени. И вижу, что слова мои до него не доходят. Тогда я пытаюсь
ему пояснить механику торможения. Говорю: наблюдай, что ты делаешь. Ты что-то
делаешь, и в то же самое время наблюдай, что делаешь. И не просто наблюдай, что
делаешь, но с какой-то точки зрения, например, как ты выглядишь в глазах
окружающих. А что значит, видеть, как выглядишь в глазах окружающих? Да ведь ты-
это те же самые окружающие, а окружающие - это ты. Представь себе, что ты
смотришь со стороны на человека, который делает то же самое, что ты
делаешь. Какие мысли при этом у тебя возникнут?
Самое
удивительное состоит в том, что когда я рассказываю ему о другом человеке,
который делает то, что он делает, то он рассуждает совершенно адекватно, дает
совершенно правильную оценку его действиям. И когда я начинаю полагать, что
проблема разрешилась, потому что человек всё правильно понимает, и пытаюсь как
бы перевести вопрос из теоретической в практическую плоскость, тут вдруг
оказывается, что другой человек - это другой человек, а он - это он, и к нему
это не имеет никакого отношения, потому что он ведет себя совершенно иначе. И
тут начинается. "Да как же так,- ору я - и описываю его поведение. И тут
оказывается, что я описываю поведение совсем не его, а какого-то неизвестного
ему человека.
Потеряешь всякое терпение. А что остается,
плюнешь, да и только, пропадай мол. Вот такая человеческая жизнь. И вроде бы
разумный человек - когда дело касается рассуждений, а переходишь к практике, тут
уже никакой логики, а просто черт знает что.
Мудрый
Николай Михайлович Валерика первый раскусил. Философ, что с него возьмёшь.
"Валерик, ты мне друг".
Меня вообще поражают отношения
между людьми. Возьми хоть Брика. Ты к нему приходишь, он тебя угощает. Он
обязательно что-то тебе предложит. В смысле, на тебе, боже, что мне негоже. Нет,
ну, у Брика всё же всё более или менее по-честному: хоть он и предлагает тебе
то, что иначе всё равно выбросил бы, а просить будет от тебя совсем не
безразличной для тебя услуги, то тут хоть и обман, но хотя бы обман имеет
вид честного обмена. То есть выиграет, конечно, Брик, но и ты хоть и играешь
роль журавля в гостях у лисы, так что когда от Брика уходишь, то
чувствуешь себя почему-то обгаженным с ног до головы, но понять, откуда возникло
это чувство, не можешь, потому что всё же вроде в гостях был.. А
обгаженность связана с тем, что зовет он вас как друга, а на самом деле
ему что-то от вас нужно.
Иван Михайлович подобного
рода манипуляциями себя не утруждает. Говорит: "Ты мне друг, а друзья
должны друг другу помогать". Хотя, если разобраться, история та же, что у Брика,
только Брик эквивалентист, то есть стремится к обмену услугами не более, чем
эквивалентными, тогда как Николай Михайлович максималист в том смысле, что если
ты мне друг, то ты мне обязан, тогда как я тебе ничем не обязан, ибо уже само
признание мной тебя в качестве друга имеет наивысшую ценность. Правда,
при этом я тебе не друг, но, разумеется, не говорю этого. А человек же
этого не понимает. Человек полагает, что если друг - то это обоюдное, а не
одностороннее отношение.
Из признания, что ты мне друг,
следует, что ты, в качестве моего друга, всё должен делать мне бесплатно.
Конечно, для того, чтобы подобного рода вещи проходили, нужно, чтобы субъект
дружбы обладал соответствующими качествами, то есть чтобы это находило отклик в
его душе. А Валерик, как я понимаю, внутри себя и жаждал такого рода отношений,
чтобы все люди были друг другу друзьями, и жаждал встретить таких людей. Правда,
вместо них он встречает Николай Михайловичей. И у Валерика получается так,
что он в качестве друга должен для друга делать всё из дружбы, но при этом
самому от друга он ничего принять не может, но это, я думаю, у него от
того, что друзей у него давно нет. Нет взаимности. То есть возможно даже так,
что он дружески относится к кому-то, и тот к нему, но и то и другое само
по себе, а взаимности нет. То есть нет сердечного отношения, а есть отношение,
основанное на мыслях. А мысли уже сами по себе отчуждают людей друг от друга. И
поэтому основное правило Валерика: он должен отдавать и не имеет права брать.
Ну, а я возмущаюсь. Посмотрю на Валерика, и так бы и дал ему по башке. Вот
последний случай. Николай Михайлович говорит Валерику: "Купи мне картошки".
Я слушаю рассказ Валерика о приключениях в связи с этим, и не знаю, что мне
делать - смеяться или плакать. Одно то, что Валерик живет на одном конце
города-миллионника, а Николай Михайлович - на другом. Но более всего
замечательны страдания Валерика в связи с тем, что у каждого человека свой
вкус, и он затруднился с этим вопросом: куплю картошку, а вдруг она
Николаю Михайловичу не понравится. И вот он в этих сомнениях бродит по рынку и
не знает, на что решиться. Наконец, вспоминает, что проблему можно решить
посредством мобильника. Принялся он с Николаем Михайловичем созваниваться,
описывать картошку, которая имеется. Николай Михайловия говорит: я люблю
Иван-да-Марью, да такого-то размера и
прочее. И вот Валерик ищет её на оптовом, наконец, приезжает к Николаю
Михайловичу с картошкой. Николай Михайлович говорит: перекусишь, чем бог послал,
разносолов-то, конечно, у меня нет, но всё-таки. Валерик от перекусывания
отказывается, а отказывается потому, что в его понятии друг должен всё делать
бесплатно и получать наслаждение единственно от того, что кто-то признал его
другом.
Такой, значит, человечишко. Идеалист, можно
сказать.
Ты же помнишь Галину Селиверстову из
конструкторского. Такая бой-баба, в смысле, молодая курпулентная женщина.
По-моему, Валерик был влюблен в ней, но я так понимаю, что само по себе чувство
любви ему неведомо, поскольку оно у него вытеснено. А как-то ему надо же
было проявляться, вот оно и проявлялось у него по отношению к Галине в чувстве
дружбы. То есть внизу, в основании, любовь, а наверху, в проявлениях - чувство
дружбы. Но и любое чувство дружбы, в конце концов, может надоесть, если всё им и
кончается. Я хочу сказать, что Валерик не то, чтобы пылинки с неё сдувал, а,
можно сказать, желание у Галины еще не проявилось, а он его уже исполнил, и по
этой причине зачастую вызывал в Галине даже и чувство отвращения, не говоря уже
о раздражении. Но всё-таки, несмотря на отвращение, чувство дружбы, не
отличающееся притязательностью, женским родом ценится, так что в конце концов
роли распределились так, что Галина гуляла с одними, а в качестве друга у неё
подвизался на вторых ролях Валерик.
Но однажды всё
это у Валерика кончилось. И вот как это случилось. Галина начала встречаться, и
серьёзно начала встречаться, с хромоногим. Черт его знает, какую силу имеют
хромые над женским сердцем. Я знаю парня и вовсе без ноги, который женат был
несчетное число раз, который пришел, в конце концов, к выводу, что "все
они одинаковы", однако этот процесс смены жен этой его мыслью не был остановлен,
из чего я делаю заключение, что дело тут, во всяком случае, не только в нём, но
и в женщинах тоже. И вот представь себе картину: На даче у Галины Валерик ведет
электропроводку, разумеется, всё это совершенно "за так", или, вернее, не за
так, а из чувства дружбы к Галине. Являются на дачу Галина со своим хромым
любовником (Правда, вскоре они поженились, и щуплый хромой начал комплексовать
по поводу внушительных габаритов своей жены, и его комплексы выразились в
определении жены в качестве коровы и сарая. И что ты думаешь, Галина села
на кремлевскую диету и стала худая, как щепка, так что вместо внушительных
размеров сисек у неё осталось два пустых мешка. Словом, Галина оказалась
целиком во власти хромоного).
Хромой, увидев Валерика,
усмехнулся: "Он, может быть, и мне это же сделает". Но тут возникла
странность. Правда, первой сказала подруга, знавшая обстоятельства отношений
Галины и Валерика: "Это исключено". Но и Галина тут же сказала: "Это
исключено". Валерик, как он позже рассказывал, воспринял это как защиту его от
хромого, хотя я больше склоняюсь к мысли, что женщины просто констатировали
факт: Валерик что-то делал бескорыстно тем, кому был другом.
Представить себе последствия нетрудно: в глазах хромого Валерик стал врагом №1,
так что вопрос был даже поставлен т.о., что де "я или он". Таким
образом проявлениям дружеских чувств Валерика был поставлен предел, и его
отношения с Галиной прекратились.
Рассказывает мне Валерик
свои истории, и тогда я ему сказал: "А тебе никогда не приходило в голову,
что единственным бескорыстным другом, который всегда, при всех возможных
обстоятельствах, что бы ни случилось с тобой, будет с тобой, и который один во
всём мире достоин твоей дружбы, что этим твоим другом можешь быть только
ты сам, и никто другой больше. И только этот твой друг единственно и достоин
твоей дружбы?" Валерик сказал: "Это твои буржуазные штучки. Буржуазные штучки,
вот что" И тогда я ответил: "А в каком обществе ты живешь?" И добавил: "Впрочем,
строй тут не причем. Это во все времена было правдой" Валерик задумался.
Через какое - то время встречаю Валерика. "Что, всё также "друг всему
человечеству?" - "Нет.- сказал Валерик.-Теперь нет. Но, знаешь, я никого не
люблю. Некого любить". "Э-э, протянул я. - Любовь - это сон. Пора
просыпаться" - "Я проснулся"-сказал Валерик. -"И что?" - "Скучно."
16.06.12 г.