У Ольги
Клеонской есть превосходнейшие вещи, превосходнейшие в первую очередь тем, что в
них "нет ничего личного":
"Размышления трезвого интеллигентного мужчины среднего
возраста
…Жизнь принадлежит богатым, двор
-- алкоголикам, скамейка у подъезда -- соседским старушкам, квартира – тёще,
пульт от телевизора – жене, решающее слово – детям…
И
что я здесь делаю?.."
Действительно, и что я здесь делаю, и, главное,
не пойму, как я здесь оказался, какими силами занесен в эту точку пространства и
времени. Как-то вот так случилось, что работаю, и работа - чужая, общаюсь с
людьми, и люди - чужие. И дома - не я, а муж, а отец, а зять. И
всюду я играю какие-то роли, всюду я отчужден от самого себя. Всюду я - это не
я. Меня нигде нет, ни на работе, ни во дворе, ни дома, кроме как во мне самом.
И меня самого по себе никто не видит, да я никому и не интересен, окружающим
интересны только роли, которые я играю. И я нигде и ни в чем не могу
реализовать себя, как только через посредство моих ролей. И тут уж невольно,
хочешь не хочешь, а начнёшь задумываться: "И что я здесь делаю? И как я здесь
оказался? И, главное, что, в этом и состоит вся моя жизнь, и такой она
будет до самого моего конца? "
И обратился я с этим
вопросом к богу, и сказал мне бог: "Да, это и есть вся твоя жизнь, и такой она
будет до самого твоего конца. Ибо характер человека - это его судьба, и человек
всю свою жизнь ходит по одному и тому же кругу и делает одно и то же. И поэтому
и ты, и твоя жизнь, и твои мысли будут повторяться изо в день, пока ты не
покинешь этот мир".
А что, это всё-таки облегчение. Потому
что это - знание. И раз есть знание, я могу удовлетвориться тем, что есть,
потому что во всем, что ни есть, всегда есть также и свои положительные стороны.
"Как поссорилась Нина Михайловна с Ниной Петровной
-- Знаю ли я Нину Петровну? Конечно, знаю. Что Вы! Прелестная женщина,
прелестная, просто чудная! Такая, знаете ли, скромная, уважительная, молчаливая,
никогда не перебьет, всегда поможет, слова плохого ни о ком не скажет. В этом мы
очень похожи, кстати. Да у нас даже имена одинаковые. Только я Михайловна, а она
– Петровна. Очень, очень достойная дама. Во всех отношениях. Такие нынче
редкость. Жаль только в личной жизни не повезло. Всю жизнь одна. Горемыка… Как
-- вышла замуж?! Вышла замуж… Вы ничего не перепутали? Странно… Интересно, кто
на нее польстился? Ведь ничего особенного. Ни лица, ни фигуры. Сутулая,
косолапит при ходьбе, да и веснушки по всему телу. А уж скрытная какая – никогда
не поймешь, о чем думает. Двуличная особа. Честно говоря, я ее всегда
недолюбливала. Замуж вышла… Надо же! Наверно, за алкаша какого-нибудь.
Состоятельный предприниматель? Ворует, конечно. Ну не ворует, так станет. С
такой-то женой. Ничего, она его быстро по миру пустит. Или он ее раскусит и
бросит. Замуж вышла… Вот же змеюка. Никогда больше ей не позвоню. И здороваться
не буду, если встречу. Я, знаете ли, в связях очень разборчива. Мне моя
репутация дороже. И не спрашивайте меня больше ни о чем. Если вы с такими
дамочками знакомы, не о чем мне больше с вами разговаривать. Вы и так мне
достаточно сказали. Даже голова разболелась…"
Человеку
сложно смириться с тем, что он - не лучший, что он - просто один из многих.
Чувство собственной важности, против которого столько написано Кастанедой,
чувства самоуважения, достоинства, препятствующие унижению и уничижению, в нашей
повседневной практической жизни играют громадную роль. Потому что сознание того,
что ты - такой же, как все, ничего не меняет в практических отношениях,
поскольку эти отношения определяются, в конечном счете, инстинктом
выживания, и сознанию человека
приходится соответствовать инстинкту выживания, если человек хочет выжить.
И поэтому в теории, то есть всюду, где это человека лично не касается, он
рассуждает как интеллектуал, вполне объективно и независимо. Однако, как только
в дело включается личный интерес, регуляторами поведения становятся
эмоциональные реакции и тогда уже ими определяется вектор сознания, хотя бы и
рационального. Поэтому в действительности признаком того, в качестве кого в том
или ином случае выступает человек, является признак присутствия либо
отсутствия его личного интереса в исходе дела, и никакого отношения к
социальной принадлежности человека это не имеет. Отношение между сознанием
и инстинктом характеризуется тем, что сознание надстраивается над инстинктом
подобно тому, как это вообще происходит в иерархически построенных машинах.
Человек рационален ровно до тех пор, пока его рационализм позволяет ему
удовлетворять свои личные интересы. Как только рационализм оказывается бессилен,
поведение человека начинает регулироваться эмоциональными отношениями и мышление
становится не рациональным, а эмоциональным, чувственным. И в предложенной
истории мы имеем дело с сознанием этого рода.
Чем оно
характеризуется? Тем, что человеку, который в своём поведении регулируется
эмоциями, нужен другой человек. Рациональный человек разделен в самом себе,
поскольку свои чувства он делает объектом своего рассмотрения, и поэтому
он самодостаточен в том смысле, что для самого себя он выступает и как объект и
как субъект.
Эмоциональное сознание в себе не разделено,
и поэтому требует для себя другого человека как зеркала, в котором человек
отражается. Если говорить о разнице между рациональным и эмоциональным сознанием
в аспекте совершаемого человеком приспособительного поведения, то она
заключается в том, что рациональное сознание приспосабливается к объекту на
основе минимальных рассогласований, то есть количественно. Эмоциональное
сознание приводит себя в равновесие с объектом на основе не количественного, а
качественного принципа, принципа "да - нет", черное - белое, исключая все серые
оттенки, которые учитываются (различаются) рациональным сознанием.
В процессе взаимодействия с другими людьми человек формирует критерии истины,
которые он затем прикладывает и к самому себе, и к другим людям. Люди постоянно
соизмеряют качества, которыми они обладают. Они меряются мужъями, женами,
работами, деньгами, ростом, здоровьем и болезнями и т.д. без конца. Несомненно,
вы замечали, как в течение одного и того же разговора могут защищаться
совершенно противоположные вещи. Вот один человек рассказывает, какой он
здоровый, и тут же ему окружающие похваляются, каким замечательным здоровьем они
обладают. Но вот кто-то нашелся и похвалился тем, какой он больной. И тут же те
же самые люди, которые только что похвалялись своим здоровьем, начинают рьяно
бороться за то, что они больны более серьёзно, чем другие. И при этом никого не
волнует, что здоровье и нездоровье - это всё-таки противоположности, главное для
каждого - обладать некоторым качеством в большей степени, чем другие. Вот это и
есть признак работы эмоционального сознания, которое не знает меры, но
руководствуется принципом "всё или ничего". И это "всё или ничего" для людей
обладает вектором: я всё равно лучше. Я замужем. Муж хоть и пьяница, но муж, а у
Нинки мужа нет. Поэтому я могу её внутренне презирать. Но это презрение внутри
во вне выражается во всевозможных похвалах Нинке, почему - потому что я - выше
её в этом отношении. Я могу снисходить к ней. Я могу даже любить её. Но вдруг
Нинка возвысилась в этом отношении надо мной. Значит, в этом отношении она мне
опасна, поскольку она превосходит меня. Она уж конечно теперь станет смотреть на
меня свысока, станет снисходить до меня, а что это снисхождение как не
унижение меня. Нет уж, извините, мне такого рода знакомые, унижающие меня, не
нужны. То есть, может быть, Нинка вовсе и не думает об этом, но я - то об
этом думаю! И поэтому она - дрянь. Потому что её довольный вид женщины, удачно
вышедшей замуж, больно бьет по моему самолюбию, не имеющего того, что она
заимела. И поэтому она - мой враг, и я буду есть её, уязвлять всевозможными
способами, и её и её муженька, который, конечно, тоже дрянь и сволочь, раз он её
муж, а не мой.
03.03.12 г.