В своём очередном дежурстве по стране
21 ноября М.Жванецкий заметил: что же, коммунисты выступают грамотно. Но если
пытаться распределить масло поровну на всех - никому не достанется. Из этого
высказывания непосредственно следует: масло следует отнять у большинства и
отдать его меньшинству. Жванецкий продолжил: вспомните пустые прилавки в
магазинах, и очереди, и вопросы рано утром: "молоко уже было?" и ответ: "было
уже". Зато сегодня вы заходите в магазин - и видите, что в нём всё есть. И вы
видите, к чему вы должны стремиться.
У
Салтыкова-Щедрина есть сказка "Соседи". В ней речь идет о двух мужиках: о мужике
богатом и мужике бедном.
"В некотором селе жили два
соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали "сударем" и "Семенычем",
а бедного - просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван
Богатый - даже отличный. Как есть во всей форме филантроп. Сам ценностей не
производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. "Это, говорит,
с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит
неблагородно - это уж свинство. А я еще ничего". А Иван Бедный о распределении
богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но, взамен того, производил
ценности. И тоже говорил: "Это с моей стороны лепта".
Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и
богатым - всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут
калякать.
- У тебя завтра с чем щи? - спросит Иван Богатый.
- С пустом, - ответит Иван Бедный.
- А у меня с убоиной.
Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного
Ивана, и жаль ему станет.
- Чудно на свете деется, - молвит он, - который человек
постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который
при полезном досуге состоит - у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это?
- И я давно думаю: "С чего бы это?" - да недосуг
раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно;
привез дров - смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так,
между делом, мысли-то и уходят."
"В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую
материю примутся.
- Веришь ли, - молвит Иван Богатый, - и наяву, и во сне
только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!
- И на этом спасибо, - ответит Иван Бедный.
- Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу
приношу, однако ведь ты... не выйди-ка ты вовремя с сохой - пожалуй, и без хлеба
пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?
- Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя,
потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.
- Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не
думай, что я ее одобряю, - ни боже мой! Я только об одном и тужу: "Господи! как
бы так сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я - свою порцию, и он
- свою порцию".
И вот существует Иван Богатый, и сердце
его разгорается за Ивана Бедного, но что он ни делает ко благу Ивана бедного,
всё сходится к одному - Иван Богатый становится богаче. а Иван Бедный - беднее.
И раздумался Иван Богатый, отчего так происходит. Сначала
подумал, что "оттого
это происходит, что не дозрели мы; но, рассудив, убедился, что есть пирог с
начинкою - вовсе не такая трудная наука, чтоб для нее был необходим аттестат
зрелости" И так как сам Иван Богатый ни до чего додуматься не умел,
пришлось отправиться к прозорливцу Простофиле. И " на этот раз Простофиля
вполне оправдал свою репутацию прозорливца. Как только Иван Богатый изложил пред
ним обстоятельства дела и затем предложил вопрос: "С чего бы?" - Простофиля
тотчас же, нимало не задумываясь, ответил:
- Оттого, что в планту так значится.
Иван Бедный, по-видимому, сразу понял Простофилину речь и
безнадежно покачал головой. Но Богатый Иван решительно недоумевал.
- Плант такой есть, - пояснил Простофиля, отчетливо
произнося каждое слово и как бы наслаждаясь собственным прозорливством, - и в
оном планту значится: живет Иван Бедный на распутий, а жилище у него не то изба,
не то решето дырявое. Вот богачество-то и течет все мимо да скрозь, потому
задержки себе не видит. А ты. Богатый Иван, живешь у самого стека, куда со всех
сторон ручьи бегут. Хоромы у тебя просторные, справные, частоколы кругом
выведены крепкие. Притекут к твоему жительству ручьи с богачеством - тут и
застрянут. И ежели ты, к примеру, вчера пол-имения роздал, то сегодня к тебе на
смену целых три четверти привалило. Ты - от денег, а деньги - к тебе. Под какой
куст ты ни заглянешь, везде богачество лежит. Вот он каков, этот плант. И
сколько вы промеж себя ни калякайте, сколько ни раскидывайте умом - ничего не
выдумаете, покуда в оном планту так значится".
И кто только не заботится об Иване Бедном: тут и
"патриоты России", тут и "яблоко", тут и "правое дело", и клоун Жириновский, и
пятижды доктор наук Миронов, и господин Путин с его подличающим выражением
личика, и ординарный мальчик Медведев, возомнивший, что Иван Бедный без него
решительно пропадет.
А ну как без них, без
благодетелей-то, да не пропадет?!
22.11.11 г.