А -Наконец, тебя можно
поздравить с успешной сдачей экзамена и о тебе можно сказать, что ты -
дипломированный вампир. И как ты себя сейчас чувствуешь, какие ощущения
испытываешь?
С - Ощущение облегчения, ощущение
освобождения. Да, ощущение свободы.
В -Наконец-то ты стал
подлинным русским.
С -Здравствуй. А кем же я был до сих
пор?
В -Невинным. А Невинность - это грех. Позволь, я тебя
обниму в связи с потерей тобой Невинности. "Заметь, последним из нас"
(Обнимаются)
С -"Да, держался, держался, и рухнул"
А -Ну, расскажи, расскажи, как всё это у тебя получилось, как это тебе, в конце
концов, удалось?
В -Нет, сегодня я решительно его люблю. Дай я тебя,
милочка, поцелую. Что такое русские? - это люди, которые пожирают друг
друга. И, заметь, получают от этого удовольствие. Это их образ жизни. Такую
мысль высказал один выдающийся деятель из числа Невинных. И в этом заключается
вся правда русского человека, как бы ни ужасающе она ни звучала для Невинного
человека.
А -Наконец-то русская земля избавилась еще от
одного Невинного. Невинные - опаснейшие люди. Они возмущаются несправедливостью,
и поднимают революции.
В - Но чего я не разберу, откуда
они берутся, эти Невинные?
А -Да кому об этом лучше
знать, как не С. С, откуда ты взялся? Я имею ввиду не тебя, сегодняшнего,
а тебя - вчерашнего?
С -Из рекламы.
А,В (вместе) -Не понял?
С -А что тут не понимать? Я всегда
верил тому, что говорят. Я всегда слушал, что говорят. Я всегда считал, что то,
что говорят, это хорошо и правильно. И когда в реальности было что-то не
соответствующее тому, что говорят, я возмущался, и стремился по мере своих сил к
такому изменению реальности, чтобы она соответствовала тому, что говорят. Потому
что я инстинктивно считал, что в произносимых словах - истина.
А -А сейчас, значит, ты так не считаешь?
С -Значит, не
считаю.
А -А тогда считал.
С -А
тогда считал.
А - Это почему же ты тогда считал, а сегодня
не считаешь?
С -Очень просто: потому что тогда реальность
приводилась в соответствие со словами, а сегодняшние слова - это средство
введения в заблуждение, потому что слова, которые говорятся, ведут в реальности
совсем не туда, куда обещают. Всё перевернулось.
В -А что,
по-моему, это - философская мысль. И я даже могу сказать, почему С,
получив диплом вампира, испытал чувство освобождения. Потому что до тех пор,
пока действительность привязывалась к словам и определялась словами, он, хотел
этого или не хотел, но чувствовал себя связанным словами. Слова его обязывали.
Он им верил. Он видел в них истину. А в сегодняшней реальности слова перестали
быть для него чем-то обязывающим, и от этого у него возникло чувство
освобождения
С -Да, чувство освобождения. Но когда мы
говорим об освобождении, мы должны знать, от чего мы освободились.
А -И от чего же ты освободился?
С -От совести. От совести
относительно человека. А что лежит в основании совести? - любовь. Любовь нас
ограничивает, не позволяет нам делать относительного другого человека то, на что
подвигает нас наш эгоистический импульс. Значит, я освободился от любви к
человеку. Я хочу сказать, что для того, чтобы освободиться от совести, нужно
освободиться от любви. А что, разве у вас не так, не то же самое с вами
произошло, хотя бы и гораздо раньше, чем со мной?
А -Ну,
ты и рассмешил! Я что-то даже не очень пойму, о чем ты говоришь.
В -Видишь ли, С, мы любим самих себя, и всегда любили самих себя только и только
самих себя. И мы всегда чувствовали себя исключительными людьми. И всё то,
что стояло на пути нашей любви к себе, мы так или иначе стремились это обойти,
устранить.
С -И как, устранили?
В -А
то ты не видишь. Вот ведь и ты присоединился к нам.
С
-Присоединился? - нет. У меня нет любви к себе.
В -Это тебе только так
кажется. Но она уже есть в тебе . Просто ты еще этого не осознал. Но и осознание
со временем придет.
С - Но моя любовь к человеку обернулась ненавистью к нему, к тому,
каков он сегодня есть.
В -И эта ненависть к человеку тоже пройдет, и
ты будешь относиться к человеку как к вещи из ряда вещей, которые существуют для
того, чтобы удовлетворять твои потребности. Ведь у тебя вчерашнего человек был
целью. Но для тебя сегодняшнего человек превратился в средство, которое должно
служить твоему удовольствию.
А -Ты говоришь о ненависти к человеку, значит, и к
нам, твоим друзьям. Вот уж воистину, не даром говорится, черного
кобеля не отмоешь добела.
С -Это точно. А вы что же,
полагали, что обратили в свою веру?
В -Да ведь у каждого
человека - своя вера. И пока твоя вера не мешает мне жить, мне всё равно, во что
ты веришь.
А -Действительно, друзья, что-то мы увлеклись,
и на этой почве увлечения можем разодраться на ровном месте. А это никому не
нужно. Ведь мы - культурные люди. И будем объединяться на том, что нас
соединяет, и соединяет не вообще, а в данный конкретный момент. Что будет с нами
завтра - никто не знает. Так что живи чувствами и мыслями сегодняшнего дня. А
общим чувством сегодняшнего дня является интерес к тому, как С удалось
преодолеть себя и стать, наконец, дипломированным вампиром, то есть
присоединиться к нашему замечательному обществу. Ведь ты, С, долго стоял на
своём, упертый, и для того, чтобы ты превратился в вампира, должно было что-то
произойти.
В -На самом деле то, что должно было произойти,
произошло уже давным-давно, два десятка лет назад. Просто до С, как до жирафа,
это дошло только сегодня, то есть то, что он со своей совестливостью не
соответствует сегодняшней реальности.
А -Нет, пусть С сам
скажет, что ты за него говоришь. У С свой язык есть.
С -В
у нас философ, и в качестве философа он прав. А я - не философ, я просто живу...
В -Извини, что перебиваю. Но существуют вещи настолько очевидные, что
комментарии философа к рассказу человека, который "просто живет", представляются
вполне уместными. С оказался в таком положении, что реальная жизнь, жизнь,
которой он жил прежде, начала уходить от него. Наступила иная жизнь, а он
продолжать жить со своим прежним багажом установок, и т.о. он оказался в
состоянии постоянно обороняющегося. Новая жизнь просто выбрасывала его на
обочину, ему не за что было в ней уцепиться. Новая жизнь выдавливала его из
себя. Но ведь всякому человеку нужна настоящая жизнь, нужна почва, на которой он
существует, нужен климат, земля, влага, и когда из под него выбивают почву, он
должен или погибнуть, или измениться, привести себя в соответствие с новой
реальностью, пустить в ней свои корни.
С -Ну, словам-то я
перестал верить с самого начала. Нет, не всем, конечно, словам, а самым
основным. А другим еще верил, еще чего-то ожидал. Ведь человек, воспитанный на
любви, испытывает потребность в любви, и он готов обратить свою любовь на кого
угодно, даже и на своего врага. Сама жизнь должна в нём убить эту потребность в
любви, потребность получать любовь и отдавать её. Но ведь убитая потребность
должна быть чем-то замещена, должна быть сформирована какая-то другая
потребность, замещающая данную. Ведь если потребность не замещена какой-то
другой, то человек умрет. Я хочу сказать, что должно возникнуть что-то в роде
убеждения, что ничто из окружающего не стоит любви.
А -Что
такое любовь? - это называется: к кому бы прислониться. В наше время
прислониться не к кому. Но ведь это можно купить. И разве имеет значение,
искренними являются дружба и любовь или нет. Важны их проявления, а не сущность.
Важно только то, чтобы они сию минуту удовлетворяли мою потребность в любви. А
всякие мысли о настоящем или поддельном - этих мировых мыслей не должно быть.
Таких мыслей не должно существовать.
С -У меня всегда
было: что можно делать по отношению к другому человеку, и чего делать нельзя.
Мне всегда казалось, что существует общий закон сознания, соответствующий
заветам Библии. И я следовал этим законам, и настолько, что для меня было просто
немыслимо переступить их. Нет, не совсем так. Во мне было два уровня. Один
уровень был сознательный, общечеловеческий, и второй уровень был инстинктивный,
уровень реальности. И обычно я существовал на уровне общечеловеческом. Однако
когда обстоятельства становились острыми, подключался к этому общечеловеческому
уровню уровень инстинктивный, и он говорил мне, что в этих обстоятельствах
следует поступать именно в соответствии с инстинктом. И я так и поступал.
Поэтому у меня не было противоречия между сознанием и инстинктом.
А -С меня иногда просто поражает, как бы это помягче сказать: своей бесконечной
наивностью, что ли.
В -А говорит о том, что нами управляет
наш инстинкт, и наше сознание обслуживает наш инстинкт, и в этом заключается
наша реальность. Общественная идеология никогда не является для нас чем-то
первичным. Она является для нас средством, которое
мы применяем. Общественная идеология должна отражать наш инстинкт и
служить ему. Мы сами создаем общественную идеологию. А у С всё наоборот. Для
него общественная идеология - это что-то высшее, данное. И когда он видит, что
общественная идеология начинает отражать чей-то частный интерес вместо
всеобщего, это его возмущает.
С -Я не могу судить о других
людях. Я плохой психолог и я не понимаю других людей. Я исхожу из того, что есть
во мне. И я стремлюсь во всем соответствовать самому себе. Я должен быть равен
самому себе. Я могу изменяться, но я должен изменяться, оставаясь равным самому
себе. И поэтому в жизни я что-то принимаю, и чего-то не принимаю. И я живу, и
сталкиваюсь с другими людьми. Но в старое советское время было понятно, каким
должен быть человек, была понятна идея советского человека, и когда человек
отклонялся от этой идеи, это и рассматривалось как отклонение от неё. Сегодня
идеи человека нет. Человек может быть каким угодно. Потому что бога совести не
стало, и всё дозволено. Моя задача перед самим собой - сохранить себя,
соответствие себя самому себе. Я имею дело со свободными людьми, которые
преследуют свои цели. И вот я обнаруживаю, что когда они сталкиваются со мной,
они не выполняют законов, которые должны выполнять люди по отношению друг к
другу. Они следует своему закону эгоистического интереса. Их интерес - всё,
интерес окружающих - ничто. Потребовалось много лет для того, чтобы я уяснил
себе, что мои уговоры, призывы к сознательности рассматриваются как слабость, и
меня начинают выбивать из жизни. Я, однако, человек, воспитанный советской
властью, которая учила, что если человек ведет себя не как человек, то тем самым
к нему не применим человеческий закон. И я т.о. с уровня сознания переходил на
уровень инстинкта и отвечал в соответствии с воздействием. Но этот переход
всегда сопровождался выходом из нормального состояния сознания и стремлением
возвратиться в нормальную форму сознания. И я возвращался в него, и тут же всё
начиналось сначала. И так я бесконечно ходил по этому изнурительному кругу. Я
переходил на инстинктивный уровень - и в то же самое время мне было неудобно,
стыдно перед людьми. Мне было жалко их. Было жалко доставлять им неприятности.
Наверное, в те времена я всё еще любил человека. Это бесконечное хождение по
одному и тому же кругу убедило меня в том, что люди, которые действуют по
отношению ко мне, они действуют даже не ради того, чтобы добиться чего-то для
себя за мой счет, что целью их часто является даже не получение
какого-то практического результата для себя, но единственно с целью
получить удовольствие от страдания, которое они доставляют мне. Они
фиксировались на мне как на слабом звене. Пока я находился в превращенной форме
сознания, которое для меня было ненормальным, никто не смел доставлять себе
удовольствие за мой счет, но стоило мне возвратиться в нормальную форму
сознания, как всё начиналось заново. Это, наконец, привело меня к убеждению, что
людей нужно бить. Я не любил бить людей, это вызывает во мне отвращение. Но мне
приходилось заставлять себя это делать. И это снова заняло какие-то годы прежде,
чем не явилась мысль, что я имею дело не с людьми. А если я имею дело не с
людьми, то мне - всё дозволено. Эта установка позволила снять угрызения совести
перед людьми, потому что людей я больше не видел. Я по-прежнему не любил
бить людей, но теперь уже, когда я их бил, я был безразличен к ним. Ведь я имел
дело не с людьми. И поэтому я не чувствовал их боли.
А
-Т.о., до вампира тебе оставалось сделать один шаг. Но мы говорим о вампире, а
между тем не дали ему определения. Кажется, мы исходим из того, что это -
первичное понятие. Но разве это так?
В -Это действительно
важное замечание. Я бы определил вампира как человека, который доставляет
страдания другому человеку ради получения наслаждения от его страдания.
С -Так, значит, вампир чувствует чужую боль!
А _Я
добавлю, что всякий вампир в то же самое время является донором. В одних
ситуациях он является вампиром, в других - донором. Помещик по отношению к
крестьянину является вампиром, крестьянин по отношению к помещику является
донором. Невозможно на деле оторвать одно от другого, объективную сторону от
субъективной, физическую от психологической. Одна сторона определяет и
обусловливает другую. Физическая жизнь помещика за счет жизни крестьянина
обладает в то же самое время психологической стороной, выражающаяся в
наслаждении помещика от того, что он поставил крестьянина в зависимость от себя.
Крестьянин, в системе царизма находящийся под прессом власти, является
страдающей стороной, донором. Но стоит убрать давление на него, и тот же
крестьянин превращается в человека, "которому всё дозволено", в вампира. И ничем
другим он не может быть, потому что отрицательный заряд донорства
может быть разряжен только в вампиризме. Одну сторону от другой отделить
невозможно. Мы живем в мире, которым правят вампиры и в котором идет война
вампиров, и победа в этой войне вампиров - превращение побежденных в доноров.
А жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. С волками жить - по
волчьи выть. Невозможно выжить в обществе вампиров, не став вампиром. В
советское время вампиры сидели в гулагах. Сегодня они вырвались оттуда и правят
бал.
С -Да. Ты совершенно прав: чтобы стать вампиром,
нужно получать удовольствие от страдания другого. Нужно наслаждаться этим. И вот
это-то меня и останавливало еще сколько-то лет.
А -И как
тебе удалось сделать последний шаг?
С -Как всегда, мысль.
В очередной раз мысль о том, что люди сейчас, когда я из-за их действий
испытываю страдание, испытывают наслаждение, и что они доставляют мне страдание
именно ради того, чтобы самим испытать удовольствие. Видимо, это моё многие годы
продолжавшееся положение человека, отбивающегося от вампиров, наконец, превысило
критическую массу. Эта мысль состояла в том, что существующая моя позиция
никогда не избавит меня от нападений вампиров, что я всегда буду в позиции
обороняющегося, теряющего свою энергию. И тут-то у меня и возникла мысль: что
представляет собой их удовольствие? - это откачка от меня энергии. Но я в своей
оборонительной позиции пытаюсь только защититься, но сам я от этих же вампиров
не получаю никакой энергии. . И поэтому они находятся по отношению. ко мне в
полной безопасности. Все мои ответные меры являются половинчатыми, простой
защитой. И поэтому я всегда буду в проигрыше. И вот тогда -то я и перешел
рубикон. Я понял, что для того, чтобы быть настоящим, действительным членом
общества, я должен быть равноправным со всеми членами общества, то есть я должен
быть как все, то есть я должен соответствовать мысли, которой определяются
общественные отношения, и эта мысль есть вампиризм. И на этот раз я не только
своими действиями сознательно доставил страдание противнику, но и создал в себе
психологическую установку на наслаждение его страданием вместо существовавшего
до этих пор страдания его страданием, отталкивающем меня от того, чтобы
доставлять ему страдания. И действительно отсосал у него энергию. И вот в этот -
то момент я и испытал чувство освобождения, которое заключалось в наступившем
равенстве сторон, и смысл которого заключается в том, что не только кто-то может
стремиться стать господином надо мной, но то же самое могу сделать и я. И кто
над кем окажется, будет теперь уже определяться объективным соотношением
сил.
В -А теперь позволь, выражаясь высокопарным слогом,
дать тебе напутствие. Ты окончил начальную школу вампиризма. Это даже не средняя
школа. И перед тобой лежит длительная дорога совершенствования, на которой всё
будет встречаться, и победы, и поражения. Так что, самое первое, не возносись.
Ты вошел в новую жизнь, и ты находишься в самом её начале, и в этом смысле в
этой новой жизни ты - ноль, и ты должен только еще стать чем-нибудь получше, чем
ноль.. Но вот на что с самого начала ты должен обратить внимание.
Людей можно разделить на природных и искусственных вампиров. Ты не являешься
природным вампиром. Искусство вампиризма для тебя - одно из возможных средств
бытия в этом мире, которое необходимо при встречах с природными вампирами,
которые и являются для тебя, как и для многих, основными противниками.
Сила природного вампира в том, что он способен существовать только как вампир,
он - природная персонализация вампира, он от себя не зависит. А это значит, что
всё то, что относится к сознанию, к увещеваниям, на него не действует. И к нему
и следует относиться как к природному явлению. Человек является вампиром, и
единственное, что с ним можно сделать, это его ограничивать. Искусственный
вампир от природного отличается тем, что он сам создал себя, то есть его
способность - это навык, полученный в результате деятельности его
сознания, и это - состояние его сознания, а не его инстинктов. И
поэтому он- саморегулируемая система. И в этом заключается его сила.
В то же самое время, мы не можем исходить из того, что де существуют природные и
искусственные вампиры, и между ними есть резкая граница. На деле во всяком
человеке в той или иной степени заложена жила вампиризма, и часто человек не
замечает того, что он доставляет другому человеку страдание и наслаждается этим,
и делает это именно ради наслаждения, и при этом всего этого не осознает. И в
этом отношении каждый из нас в той или иной степени таковым является.
А -И да здравствует потеря Невинности. Ура!
В,С - Ура..а..а!
26.05.11 г.