1 |
Пусть дана таблица 1,
определяющая игру А игроков D и R, которая представляет для обоих
игроков черный ящик с входами для D 1,2,3 и для R - А,В,С. В
качестве выхода выступают данные ячейки, на которой пересекаются
выборы игроков. Правила игры: Игрок D начинает игру, называя цифру,
тем самым выбирая строку таблицы. Затем игрок R называет букву,
выбирая столбец строки. За один цикл игры А игрок R
выигрывает, если получается а, в противном случае выигрывает
D. Игра продолжается до тех пор, пока R не начнет полностью
контролировать ситуацию, то есть пока не отразит таблицу, признаком
чего явится его постоянный выигрыш. Вопрос: какими стратегиями
должны пользоваться D и R для того, чтобы
D мог затянуть отражение R, и R для того,
чтобы ускорить.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
1. Для усложнения игры можно ввести также и ограничение памяти для
D, а также то, что ни R, ни D ничего не знают о длине (величине) памяти
другого, но они могут установить характер памяти, наблюдая за выборами
игроков. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Обратное дерево. Понятие обратного дерева состоит в следующем.
Существует многоуровневое дерево d. Пусть уровень n(d)=3. Уровень 1
представляет собой один узел - хранитель главной константы системы.
Интерпретация связана с объективным понятием рассогласования. Другими
словами, система нами представляется как множество разноуровневых
констант, относящихся к разным подсистемами системы. В качестве основной
выступает константа
основания дерева. Отклонения от константы вызывают
рассогласования, которые должны устраняться. При этом развитие или
дегенерация системы заключаются в изменении направления значений
констант. Следующий за основанием, второй уровень системы имеет дело с
производными константами, которые также нуждаются в том, чтобы
реальность им соответствовала, показателем чего является отсутствие
рассогласования в них. Над ними новый уровень и т.д. Т.о. мы постепенно
переходим от внутренней среды организма к его отношениям с внешней
средой. И когда речь идет о рассогласованиях, то мы должны говорить
рассогласованиях организма по отношению к внешней среде и о
рассогласованиях внешней среды относительно организма, что в конечном
счете как будто одно и то же, за исключением того, с точки зрения какой
из противостоящих сторон определяется истина. Имея дело с двумя
противостоящими системами, мы имеем дело с двумя рассогласованиями,
совместимыми или противоречащими друг другу.. Словом, речь идёт о
соответствии или противоречии между организмами и их внешней средой.
Обратное дерево позволяет в достаточной степени подробно отражать
отношения противоречий и соответствий организма с внешней средой.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Пусть мы имеем дело с двумя объектами и отношением между ними. Вопрос: как реализуются отношения между ними? Каждое из обратных деревьев может рассматриваться в качестве предиката соответствующего объекта, где основание дерева связано с основной константой объекта (которой, видимо, определяется характер (в психологическом смысле) объекта, тогда как листьям дерева соответствуют контакты объекта с внешней средой. Поэтому если у нас есть два объекта, то каждый из них характеризуется предикатом, выраженным обратным деревом, и взаимодействие между объектами осуществляется на уровне контактов листьев или ветвей деревьев. Другими словами, обратные деревья могут взаимодействовать не только посредством листьев, но могут смыкаться ветвями, образуя "общий кровоток" | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Если мы имеем дело с игроками D, R, то каждый из них характеризуется своим деревом. И во всяком случае между какими-то их ветвями выполняется отношение взаимодействия. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Аффектор и эффектор. Информация и действие. Когда Павлов занялся
рефлексом, он натолкнулся на то, что невозможно при рассмотрении реакций
животного исходить из психологических интерпретаций его поведения, и
именно, из интерпретации "что животное подумало". И это естественно.
Ведь для того, чтобы утверждать относительно того, "что животное
подумало", нужно прежде знать,
как именно думает животное вообще и данное конкретное животное в
частности. Определить, что такая сложнейшая система, как животное, с
огромным числом переменных, "подумало", и подумало ли оно вообще, вещь
довольно безнадежная, и однозначности в этом отношении достигнуть
сложно. Потому что сама мысль о том, что мысль предшествует действию, а
не наоборот, ни на чем не обоснована, и если существуют действия
на основе сформированных целей, то также и мысли формируются на основе
предшествующего опыта. Следует понять, что в живых системах мы с
имеем круговыми процессами, реализуемыми на основе обратных связей, и до
тех пор, пока не осуществлен разрыв в обратных связях, невозможно
определить, что в них что определяет. Когда же обратные связи
обрываются, то тем самым разрушается целое. И поэтому Павлову пришлось
ограничиться объективно наблюдаемыми закономерностями в поведении
животного. К чему я всё это говорю? К основному вопросу философии, к основному неразрешимому противоречию, с которым человек имеет дело. Пусть есть дуга рефлекса. Считается, что она состоит из двух частей - воспринимающей и реагирующей: воздействие ведет к соответствующей воздействию реакции организма. И при этом совершенно не обращается внимание на функциональную пропасть между афферентной и эфферентной дугами рефлекса, на противоположность живого и мертвого, субъективного и объективного. Тело живой системы есть материальный объект, который является средством животного действовать на и с объектами материального мира. Это - физическая реальность. Но наряду с ней существует противоположная ей, субъективная реальность, которая, выражаемая в объективных терминах, называется информацией, но в этой информации рассматриваются её материальные носители, а совсем не то, что эта информация выражает. Информация использует материальные носители для того, чтобы выразить что-то другое. Информация и действия - это противоположности, это всегда два параллельных, взаимодействующих мира, и когда мы имеем дело с информацией, мы должны знать, какая материальная реальность за ней стоит, и, соответственно, имея дело с материальной реальностью, мы должны знать, какая информация за ней скрывается. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Мы имеем дело с двумя игроками. Целью каждого из игроков является
выигрыш. Другими словами, мысль каждого игрока - выиграть. Эта мысль о
выигрыше, если мы оставим в стороне инстинктивное влечение, явившее себя
сознанию игрока в виде мысли, которая, в силу её инстинктивного
характера, характеризуется насильственным действием на него, есть
информация. Мысль вызвана к жизни чувственными влечениями, но
сама по себе мысль не материальна, она представляет собой идею игрока.
Итак, влечение каждого из игроков заключено в нём самом, имеет целью его
самого и его действия обусловливаются той информацией, которая
содержится в нём. Сама по себе мысль связана у игрока с внешней средой и
с присвоением, ассимиляцией объектов внешней среды. Игрой задается
рассогласование внутри субъекта между тем, что у него есть и тем, что он
хочет иметь. Итак, мы имеем у игрока дело с некоторым узлом обратного дерева, таким, что в нём задано мыслью рассогласование между тем, что есть, и тем, что должно быть. Игрок, воздействуя на внешнюю среду, получает от внешней среды ответ. В качестве внешней среды живой системы может выступать другая живая система, или же отношения между ними могут быть опосредованы объектом, на они который воздействуют и от которого и получают информацию и испытывают воздействие, как это и имеет место в игре А. Мы получаем либо непосредственный контакт между узлами обратных деревьев взаимодействующих живых систем, либо опосредованный объектом (рис.1). Как это может быть представлено? Есть узел дерева с рассогласованием и с двумя выходами ветвей из узла: одна ветвь получает о действии, другая ветвь реализует действие, направленное на реализацию цели, которая должна устранить рассогласование в узле. ![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Литература. У. Эшби. Введение в кибернетику. ИИЛ, М., 1959 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | 20.03.11 г. |