на главную страницу
визитка
темы

Барышня

   Время от времени какая-то вещь останавливает, и позволяет взглянуть на ситуацию со стороны. До этого ты был внутри ситуации, отслеживал её, но вот наступает это событие, которое заставляет тебя остановиться, и вслед за этим появляется мысль, которая позволяет понять происходящее.
   На этот раз такой вещью оказался довольно неожиданный, странный и по-видимому никак не вяжущийся с реальностью сон. Содержание сна такое, что К. то ли кого-то убил, то ли его безвинно обвиняют в убийстве, и я где-то рядом, но как бы со стороны, в качестве наблюдателя. И вот во сне я вижу, что я сплю, и во сне ко мне приходит понимание, что его ведь за убийство казнят, а если не казнят, то всё равно получается пожизненная. И до меня, наконец, доходит трагический смысл происходящего.
  Я во сне просыпаюсь и думаю, что прежде всего мне нужно устроить К. побег. Я пытаюсь это сделать, но у меня не складывается. И мне становится страшно. Тогда я думаю, что нужно поговорить с судьей, рассказать ей суть дела, чтобы не осудили невинного. Но сегодня в суде судьи нет. Но мне же нужно успеть с ним поговорить. И с этим я окончательно просыпаюсь.
    Я просыпаюсь, и вслед за этим приходят в голову её слова : "Я обращаюсь к богу, и он мне помогает". Но что это значит - "обращаться к богу"?- ведь это значит "общаться с потусторонними силами". Это значит, что человек не то что верит в потусторонние силы, но потусторонние силы являются той средой его психики, той его реальностью, в которой существует его сокровенное я.   И вслед за этим воспоминанием приходит понимание сути происходящего: она обращается к тому, что вне её. Но этот тот, кто вне её, это проекция её самой. Всегда, когда человек говорит о боге, следует задать ему вопрос: кто твой бог? Тот, к кому человек обращается и кого называет богом, это сам этот человек, его сущность. Обращаясь к богу, он обращается к самому себе. И тогда  по богу человека можно судить, что представляет собой сам человек. Ибо богом человека может быть всё, что угодно точно также, как всем, чем угодно может быть человек. Другими словами, богом человека может быть и чистый, и нечистый дух. И этот чистый или нечистый дух есть сам человек.
   Для того, чтобы мне мог присниться сон, который я увидел, должно было в реальности произойти нечто, должна была на дороге случиться кочка, через которую я перескочил.
   Я уже гораздо раньше обнаружил у неё сильнейшее всё вытесняющее излучение, при котором ты чувствуешь себя тяжело, неловко. Излучение человека первично, ибо это непосредственное психофизическое направленное его проявление. И здесь не приходится обманываться тем, что "мне это только кажется".  Уже тогда я понял, что словами тут ничего не сделаешь, словами ничему не поможешь. Оружием, которым она пользуется, является это её сильнейшее вытесняющее излучение.
    Есть такой существенный критерий, отличающий чистый дух от нечистого. Когда человеку делают что-то хорошее, то человек чистого духа  "отзеркаливает", то есть отвечает на хорошее - хорошим, впрочем, как и, соответственно, на плохое - плохим. Но делать плохое ему тяжело, и поэтому в подобных случаях он делает попытки выйти из ситуации, из отношений с этим человеком. В самом деле, вот такой критерий: вы сделали человеку что-то хорошее. Вопрос: стало ли вам от этого лучше? - за этим вопросом скрывается другой вопрос: ответил ли человек на ваше добро ответным добром. А если не ответил, если в результате вашего добра ваше внутреннее состояние ухудшилось, то ведь это означает, что следующее ваше добро этому человеку ещё более ухудшит ваше самочувствие, то есть чувство себя. Но "своя рубашка ближе к телу", то есть собственное самочувствие человека, его внутреннее равновесие являются первичными относительно любых каких угодно высоких внешних требований к нему.
   В чем проявляется реакция чистого духа на чистый дух? - тем, что у человека возникает ответное "светлое"излучение, которое воспринимается другой стороной как положительное, как центростремительное, привлекающее к себе.
   Реакция нечистого духа на чистый заключается в том, что он начинает вытеснять чистый дух из занимаемого им пространства, начинает сжимать его, следствием чего является "беспричинное" ухудшение  самочувствия последнего, и, соответственно, его носителя - человека.

    Всё же следует наблюдать за своими реакциями и в области мыслей, и в области чувств. И мысли, и чувства - это вещи первичные. Они не лгут. Лгать можем мы, но не они.

   Вот такой рассказ:
   Какой-то, кажется, совершенно неважный, ничтожный случай вдруг вызовет эмоцию как удар, и за ней следует мысль, и на эту мысль нанизываются всё новые и новые мысли, и совершенно незаметно, медленно, всё выше и выше поднимается волна как наводнение, заполоняя собой всё вокруг и представляя всё в одном и том же невозможном свете. Маленькое событие создаёт громадный целостный образ, от которого ты уже не можешь избавиться, который от тебя не зависит.   
    А этому событию предшествует инстинкт, который ты отодвигаешь, над которым не хочешь задумываться. Да, конечно, это совершенно два разных вида отношений. Одно дело - когда отношения нигде не пересекаются на личном интересе. И тогда отношения прекрасны. Но столкнулись интересы - и ситуация изменилась.   
    Случилось так, что я стал собственником квартиры, и как-то вдруг всем это стало очень интересно, в том смысле, что делать с этой квартирой, как ею распорядиться. Откуда только взялись какие-то родственники, какие-то двоюродные сестры, какие-то племянники и племянницы, которые до этого меня знать не хотели, как не хотят знать и сейчас, но которые почему-то глубоко убеждены, что квартира - это их глубоко личное дело и они "в своём праве". И вот оказывается, что племяннице непременно нужно жить у меня. И однажды она говорит, что переезжает ко мне. А я и рад помочь человеку. Внутри меня всё этому сопротивляется, мне это ни с какой стороны не нужно, но - родственники! родственные связи превыше всего. "Можно я кошку привезу?" Меня передёргивает, потому что кошек я не терплю, и я довольно убедительно возражаю в том смысле, что это обстоятельство вызовет во мне отрицательные эмоции. В ответ племянница ничего не говорит и приезжает... с кошкой. Меня внутренне всего передергивает, и словно черная волна накатывает на меня, но я ничего не говорю. С кошкой, так с кошкой. А между тем черная мысль "как тать в ночи" неотвязно преследует меня. Я думаю: "Как же так? Ты переезжаешь к чужому человеку, и ты изначально игнорируешь его запрет. Еще ничего не было, ничего не произошло, а ты уже это делаешь. Потому что это тебе удобно. Ты сделала так, как хотела, чтобы тебе было хорошо. То же, какие чувства при этом испытывает другой человек, это тебя не интересует." Я хочу отогнать эти мысли, а между тем они неотвязно и неслышно. независимо от меня, плетут свою паутину.
    А между тем кошка гадит на полу, квартира пропахивает кошачьей мочой, у кошки течка, но хозяйка её никуда не выпускает, и кошка орёт днем и ночью, и всё это приводит меня в состояние, когда я понимаю, что с этим нужно что-то делать, что так продолжаться не может. Но я еще сдерживаюсь, и говорю, что в квартире воняет мочой, и получаю в ответ: "Мне не воняет". Тут я чувствую, что человек чувствует себя в этой квартире хозяином, а я выступаю как бы в качестве некоторой помехи, которая мешает человеку жить. Т.ск., "а кто ты, собственно, здесь такой?" Ну, я вам скажу, мне это не понравилось. Нет, разумеется, я всё понимаю. То есть понимаю и положение и психологию племянницы. Я и сам жил в примаках, и тоже чувствовал себя свободным и хозяином и в этом отношении ничем не отличался от племянницы. Но очень скоро мне давали понять, кто в доме хозяин, и дело заканчивалось тем, что я уходил, потому что вся обстановка в доме становилась гнетущей и возникало ощущение, что тебя буквально выталкивает из этого дома. А тут я оказался на другом полюсе, и всё то, что мне было отвратительно в других, всё это я теперь почувствовал в самом себе. Ведь что такое хозяин? Это человек, который хочет, чтобы ему в собственном доме было удобно, хорошо. Он может это себе позволить, и именно потому, что он - хозяин. А когда ему что-то в этом препятствует, то тут на него находит. И ты как бы понимаешь все эти обстоятельства, и сдерживаешь себя.
   Это, знаете ли, сначала у тебя есть желание говорить с человеком, в надежде, что он поймёт и твою точку зрения, но как-то всё так получается, что на тебя смотрят свысока, цедят сквозь зубы, и желания разговаривать, исходя из принципа любви, становится всё меньше, и вот ты созреваешь до точки кипения Мартынова, и спускаешь курок.
   Нет, нет, я не спустил в то время курок, хотя и хотелось мне сказать: "Не доводи меня до греха". Как бы там ни было, но я достиг определенной качественной точки, когда мне стало ясно, что меня не слышат. И я попытался объяснить ей ситуацию. Я ей сказал: "Когда ты делаешь что-то хорошее для себя, что-то удобное, доставляющее тебе удовольствие, думай о том, как это отражается на окружающих. Мы живём в общежитии. И если твоё удовольствие становится неудовольствием для других, если твоё решение твоей  проблемы для тебя превращается в проблему для других, то не обессудь, что они решат созданную тобой  проблему, но не так, как этого тебе хотелось бы". Она посмотрела на меня свысока и сказала: "Чего ты хочешь?" Видишь ли, если бы она отвечала таким же тоном, каким говорил я, я бы не сказал ей того, что сказал. Я бы не сказал ей, что её кошка - это её, а не мои проблемы. Но вопрос был поставлен прямо, и я прямо на него ответил: "Я не хочу видеть в доме кошку." - "Что произошло после вчерашнего?"-высокомерно сказала она. "После вчерашнего - ничего. Это началось с того момента, когда ты притащила кошку. Ты прекрасно знала, что я не терплю кошек" - "Я ничего не могу для тебя сделать."- сказала она. Мне захотелось сказать, что не ей мне делать одолжение. Но я сдержался. Я только сказал: "Ну, что же, я рассчитывал на то, что ты услышишь меня. Но ты меня не услышала. Поэтому я буду поступать так, как считаю нужным"
   Тогда я еще ничего не понял. Просто чувствуешь, что какая-то гора надвигается на тебя, но ты еще себя обманываешь, еще думаешь, что всё обойдется, что это - просто вот такой случай.
    Нда. Но ты же не знаешь предыстории. А предыстория такая, что однажды она вышла замуж. И прожила с мужем 10 лет. И очень гордилась тем, что все её подруги давно поразводились, а она - нет. А потом, конечно, муж нашел другую тётку.
   Видишь ли, если бы мы всё изначально знали! То есть изначально инстинктом своим мы всё знаем, но объяснить себе ничего не можем, а так как человеку как сапиенсу инстинктивного знания недостаточно, он должен всё понять, то и получается, что время от времени он сам себе на шею верёвку накидывает. Так и я. Когда человек тебе что-то говорит, ты воспринимаешь его слова как только слова, а не понятия. То есть ты не знаешь значения слова, не задумываешься и не рассматриваешь его как понятие, хотя инстинкт тебе и говорит, что это следовало бы сделать. Как-то я, давным-давно, пораженный чем-то в ней неприятным, но не осознаваемым, спросил у неё: "Кем ты себя чувствуешь, барышней?" Она посмотрела на меня и сказала: "Да, барышней". Но что означали эти её слова, я не знал. Вернее, я знал её поведение, и оно мне не нравилось, но т.к. мы непосредственно не сталкивались, оно меня не трогало, а так как русский человек задним умом крепок, то я понял, что такое барышня как агрессивная сила только после того, как столкнулся с ней на практике.
    И еще я не мог понять значения всех последующих событий.
   Никогда не становись на чью-то сторону. Никогда не принимай ничью сторону. Следует выслушать и понять обе стороны. А если ты субъективно изначально стал на чью-то сторону, то ты будешь слышать только то, что она говорит, и сочувствовать всему тому бреду и подлости, которые скрываются за её словами. 
    После женитьбы она с мужем жила у бабки. Ну, то есть, не совсем у бабки, там жили еще её мать с отцом, но бабка была хозяйкой дома. И вот они стали обижаться и на бабку, и на мать. То есть её муж стал обижаться на бабку и на мать, а так как мужа она воспринимала как часть своей личности, то бабка и мать в её сознании начали окрашиваться черными красками, "хотя лично мне они никогда ничего плохого не делали".
   И вот они всё возмущались, что им не удаётся жить совершенно автономно и независимо, а я, соответственно, поддакивал. Всё-таки нужно себя останавливать, нужно тормозиться, нужно говорить то, что есть, а не поддакивать. И вот они от бабки ушли, и поселились у бабки мужа, и жили в летней кухне, а бабку с матерью она отрезала от себя и прекратила с ними любые контакты несмотря на всё встречное движение с их стороны. И так они в этой летней кухне с мужем жили, а потом муж нашел другую тётку и сказал ей, чтобы она освобождала кухню. Но свекровь новую жену сына в душе своей не приняла, а ей сказала, что если она будет уходить, то только к бабке с матерью. И так она осталась жить у свекрови, гордая и обиженная, "как совесть" мелькая каждый раз перед глазами бывшего мужа. И так она жила там сколько-то лет, а потом под предлогом, что ей нужно ухаживать за отцом, который еще раньше как отработанный материал был выброшен своей женой на улицу и поселился у меня, тоже оказалась у меня после того, как свекровь как-то заметила ей, что она - злая. Впрочем, свекровь она по-прежнему называет мамой, но  хотя продолжает плотно общаться,  своей семьёй уже не считает. 
   Есть люди, которые всю жизнь являются приживалами, всю жизнь переходят от одних к другим: стало неважно у одних - идут других. Но никогда они не являются самостоятельными. Всегда им нужен кто-то, за кем они прячутся. Это- люди, у которых нет чувства родной крови.
   Время от времени человек делает высказывания, которые, ты чувствуешь, являются истиной, но из-за субъективного отношения к человеку ты не делаешь практических выводов.
   Вот таким выражением было её подчеркивание того, что она живет для себя. Она живет в семье, и видимо делает то, что следует делать в семье, и, однако, что бы она ни делала, она всё делает для себя. Она ничего не делает для другого человека. Другой человек не является её целью. Её целью является она сама.

    Вот эту точку, эту вещь следует понимать. Следует понимать, что такое человек, живущий для себя и являющийся барышней. Это - закрытая система, которая взвешивает всё на собственных весах своего эгоизма и которая знает только себя. Ему никто на самом деле не нужен, вернее, все окружающие ему нужны в качестве своеобразной психологической пищи для него. Он не делает собственную жизнь. Он ищет, куда бы, за кем спрятаться, чтобы  жить  для себя и чувствовать себя. И он всеми силами стремится расширить площадь своего существования. Конечно, по жизни всё получается не совсем так: это ты можешь мать, бабку отбросить ногой, можешь годами маячить перед глазами бывшей свекрови как упрек за предательство сына, можешь маячить перед глазами бывшего мужа, потому что до сих пор не можешь от него "в сердце своем" оторваться и опять же демонстрируя его виновность перед тобой. Словом, виноватить, виноватить и виноватить, и это является принципом жизни. И совесть людей заставляет их  подчиняться ей, заставляет бабку с матерью искать с ней встреч, заставляет бывшую свекровь ютить её у себя, а бывшего мужа помогать ей. И она ходит в вечно неоцененных королевах.

   Для того, чтобы прояснилась эта последняя точка, нужны были два события. Я уже говорил о сильнейшем излучении, идущем от неё и отталкивающем от неё. Я понимаю так, что это же излучение делает виноватыми и мать, и бабку, и свекровь, и мужа. А теперь, само собой, она свои опыты проделывает надо мной.
   Знаешь ли, нужно анализировать собственные действия, то есть такие действия, которые были разрешены твоим сознанием, которое нашло для них причину, но что действительной причиной не было. Я обратил внимание вот на что. Как-то она зашла с этим её излучением и хлопнула руками: "Моль". И вдруг я взорвался: "Разумеется, ты моли не видишь, хотя моль скоро нас съест. И ты запахов не чувствуешь. (Она утром так надезодоранится, что нутро выворачивает, и именно это было то, что разрешило мне моё сознание). Но, разбирая этот случай, я понял, что то, что меня раздражило и на чём я сорвался, что вызывает во мне ненависть к ней, это исходящее от неё излучение. Но всё это было умственно установленное обстоятельство. Должно было произойти что-то еще, чтобы всё стало на свои места.
   Вдруг ни с того ни с сего её тон меняется, она со мной не разговаривает, и тут я, наконец, окончательно понимаю человека: вампир в нём есть захотел. Раз без причины, значит, причина одна - голод в ней вампира. Ей нужна реакция от меня - реакция возмущения, крика, ей нужно вывести меня из себя и этим насытиться. Какой выход из этого? Естественно, отсутствие реакции, превращение её в ноль. А как это возможно? -только в условиях полнейшего равнодушия. Действительного равнодушия и потому - освобождения.
   В связи с этим я хотел бы произнести оду равнодушию. Ведь там, где  нет равнодушия, там налицо зависимость. Есть равнодушие - и ты свободен. А если ты свободен, то ты можешь по отношению к человеку не чувствовать себя чем бы то ни было связанным. Ты объективирован по отношению к нему и отношение к нему у тебя становится умственным. И тогда ты можешь презирать его и смеяться над ним. Ты можешь это делать, потому что ты освобождаешься от чувственной зависимости от его излучений. Ты обретаешь себя и становишься центром твоей вселенной вместо того, чтобы находиться на периферии вселенной другого человека.

   Здесь же следует сделать важнейший вывод о преобразовании того, что человек заставляет себя чувствовать, в излучения. Человек извлекает для себя пользу из того, что вызывает в людях чувство вины перед ним - и он начинает чувствовать себя обиженным теми или иными людьми, упражняется в этом и достигает того, что люди подчиняются вызываемому им чувству вины. И это отношение благодаря успеху превращается у него в стереотип. Поэтому нужна отстройка от такого человека, а сделать это можно только посредством внутреннего безразличия, не замыкания на его излучения. Ведь для того, чтобы излучение могло действовать, для этого оно должно быть воспринято, нужна соответствующая настройка на него. А для отстройки  нужно мысленно повернуться к человеку спиной.

   22.04.09 г.