на главную страницу
визитка
темы
Деньги, конечно, должны быть страстью. Мой знакомый торговец "работает
без выходных". "Жена говорит: ты сделаешь себе когда-нибудь выходной? А я
представлю себе, какие деньги я теряю в результате выходного. И не выдерживаю,
не могу оставаться дома, когда деньги пропадают. Они же как живые, как дети".
Знакомый преподаватель занимается натаскиванием абитуриентов. "Когда я вижу
абитуриентов, я вижу не их, а пачки денег, в которые они у меня превращаются". И
тут, конечно, возникает вопрос о том, как осуществить это самое превращение
абитуриента в деньги. А это уже не частный, а общий вопрос.
Опять к
Марксу. Ну, он - человек! Это понятно. Опять же, ученый. Так что описал
историческую перспективу развития капитализма, ошибся разве что в смысле сроков,
потому что сегодня мы видим, как свободный рынок капиталистические государства
вынуждены регулировать. Но нам-то, мошкам на этой земле, до исторических
перспектив капитализма как-то дела мало, ибо наша собственная историческая
перспектива ограничена циклом нашей частной жизни, которую мы хотели бы прожить
не самым плохим образом. И поэтому нам приходится отойти от Маркса и обратиться
к сегодняшним буржуазным экономистам, и даже не столько экономистам, сколько к
экономической практике. Мы не будем изменять и воспитывать всё человечество и
заботиться о его благоденствии. Нам бы как-нибудь со своей собственной жизнью
разобраться, собственную жизнь устроить. И поэтому, конечно, нужно за что-то
уцепиться, за что-то, за какое-то звено, вытягивая которое можно было бы
укрепиться в этой жизни.
И вот таким звеном, такой исходной формулой является спрос, хотя сам
по себе он к капитализму никакого отношения не имеет, но является фактом
естественной природы человека. Он дополняется, конечно, своей
противоположностью, предложением. Но, во всяком случае, исходным звеном,
исходной точкой является спрос, то есть потребность субъекта в чем-то. Если у
субъекта существует потребность, то это уже основание для возникновения
общественного отношения. С этим уже что-то можно делать и из этого можно что-то
получить. Значит, мы имеем такую вещь, что объект, с которым мы имеем дело,
обладает потребностью. В свою очередь, для того, чтобы этот объект мог быть нам
интересен, необходимо, чтобы мы обладали какой-то потребностью, которую хотели
бы удовлетворить, и увидели, что можем удовлетворить её через объект.
И тут же вслед за этой точкой выскакивает следующая: если существует такая
природная вещь, как потребности, то нельзя ли их формировать? И тут невольно
приходит на ум Великий комбинатор Остап Бендер, который однажды показал пример
того, как этого делается.
-- Милая девушка, -- неожиданно сказал Остап, -- продайте мне этот стул. Он
мне очень нравится. Только вы с вашим женским чутьем могли выбрать такую
художественную вещь. Продайте, девочка, я вам дам семь рублей.
-- Хамите, парниша, -- лукаво сказала Эллочка.
-- Хо-хо, -- втолковывал Остап.
"С ней нужно действовать на обмен", -- решил он.
-- Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах
Филадельфии возобновили старинную моду -- разливать чай через ситечко.
Необычайно эффектно и очень элегантно.
Эллочка насторожилась.
-- У меня как раз знакомый дипломат приехал из Вены и
привез в подарок. Забавная вещь.
-- Должно быть, знаменито, -- заинтересовалась
Эллочка.
-- Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне стул, а я
вам ситечко. Хотите?
И Остап вынул из кармана маленькое позолоченное
ситечко.
Солнце каталось в ситечке, как яйцо. По потолку
сигали зайчики. Неожиданно осветился темный угол комнаты. На Эллочку вещь
произвела такое же неотразимое впечатление, какое производит старая банка из-под
консервов на людоеда Мумбо-Юмбо. В таких случаях людоед кричит полным голосом,
Эллочка же тихо застонала:
-- Хо-хо!
Не дав ей опомниться, Остап положил ситечко на стол,
взял стул и, узнав у очаровательной женщины адрес мужа, галантно раскланялся.
Это пример формирования спроса. Спрос формируется. Для того, чтобы
возник спрос, нужно сформировать соответствующую потребность, которая должна
продержаться, во всяком случае, ровно столько времени, сколько необходимо для
совершения сделки.
Но тут перед моими глазами возникает образ социалистического человека,
который заявляет, что специально формировать спрос у человека - это нехорошо,
это мошенничество и обман. И он продолжает. "Пойдём дальше. Пусть человеку
что-то нужно. Пусть к тебе обращается человек с просьбой. Так ты что, начнёшь с
ним торговаться? Не поможешь по- человечески, из товарищеских или еще
каких-то там чувств. То есть не сделаешь это для него просто так, даром? А если
не сделаешь даром, то не стыдно ли тебе из-за этого будет?
Что ни говорите, а это тяжёлый вопрос, и против него нужно иметь закалку. Потому
что тебя попросили - и ты чувствуешь себя обязанным. Вечно получается так,
что тебя попросили, а ты чувствуешь себя обязанным, и в то же самое время сам
никого ни о чем просто так, задаром не просишь, потому что понимаешь, а с какой
стати тебе кто-то в чем-то должен помогать. Это у поэта Светлова был случай, он
обратился к кому-то с просьбой по поводу какой-то мелочи, и в благодарность за
мелочь купил тому отрез материи, и потом переживал, спрашивал у приятеля: как ты
думаешь, не мало ли я ему дал? Так что человеку с описанной формулой
оказывается сложно, поскольку у него однонаправленный вектор: он всем обязан, а
ему - никто, так что если ему кто-то что-то сделает "просто так", то он уже
чувствует себя троекрат обязанным и будет переживать, пока не расплатится
сторицей.
Этой вот формулой с успехом пользовались и пользуются
всевозможные кулаки. Мол, я тебя, Митрич, выручу, так уж и ты смотри, если
мне что понадобится. А это "понадобится" оказывается бесконечным, за меру зерна
не расплатишься работой на него в течение лета. Всё потчует тебя словами: ты бы
без меня подох в зиму, а я тебя выручил, от себя оторвал, а теперь ты вот как,
вот, значит, какая у тебя совесть, добра не помнит!
И вот и получается,
что справедлива формула "не верь, не бойся, не проси". Не верь, когда тебе
плачутся в жилетку, не бойся отказать, и не проси, если не можешь расплатиться
за просьбу. Эта формула есть формула равновесия спроса и предложения. И если ты
нарушаешь эту формулу и в результате этого попадаешь в неудобное положение, то
кто же тебе виноват. Пеняй на себя.
02.04.09 г.