на главную страницу
визитка
темы
Капитализм имеет две стороны - объективную и
субъективную. Маркс как-то высказался в том смысле, что при капитализме
отношения перевернуты с ног на голову. Что при капитализме во главе угла стоит
не производство, но деньги.
Во всякой общественной системе должна
присутствовать движущая сила. Этот едва ли не основной вопрос. А иначе как же,
какое движение вы сможете получить без движущей силы. И поэтому, конечно, всякой
общественной системе присуща её движущая сила - при рабстве одна, при феодализме
другая, при капитализме третья, при социализме - четвертая. И общественные
системы различаются между собой источниками движущих сил, тем, что именно движет
человеком по жизни.
А душой капитализма являются деньги, жизнь денег. Все делается ради
них. Общественное производство при капитализме есть не цель, но средство, способ
возрастания денег. Я вот, например, не очень понимал, какая движущая сила при
социализме. При капитализме - да, понимаю, это что-то реальное - деньги. Деньги
- вещь реальная, их можно пощупать, их можно обменять на товары и т.д. Словом,
деньги, это сила. Это я могу понять. А какая движущая сила может быть при
социализме? Получается так, что это - отрицательная сила, сила ненависти, сила
неудовлетворенности. То есть опять-таки другая сторона денег, это, значит, когда
они есть у других, и их нет у тебя. То есть ты хочешь справедливости, хочешь,
чтобы тебя не грабили, и то, что ты заработал, оставалось у тебя. Вот такой
жизненный прозаизм. А не то, что там все человеки - братья или всемирная
революция. А черт ли мне в том, что вы заклинаете меня, что все люди - братья
или да здравствует мировая революция, и все под её знамена. Мне-то что от этого,
какая польза? Нет, конечно, вы можете выстроить нас в колонны, дать в руки знамя
- и вперед. Но это вы там знаете, для чего, вы нацелены в будущее, это ваши
какие-то цели, и вы хотите, чтобы за какое-то там ваше будущее я жертвовал своим
настоящим, как младший брат немецкого бюргера жертвовал своим настоящим ради
будущего семьи под руководством старшего брата? Нет, нет, ребята, я хочу жить
сегодня, я хочу жить сейчас.
Так что вы можете ваши россказни о
прекрасном будущем, "жить при котором не придется ни мне, ни тебе", оставить при
себе. Это не для меня. И когда я в предперестроечные времена сказал
преподавателю, выступавшему "с самых передовых позиций", что понимаю, в чем
заключается движущая сила капитализма, но что не понимаю, в чем именно
заключается движущая сила социализма, он испуганно посмотрел на меня,
посмотрел по сторонам и с видимым усилием воли поставил мне по политэкономии
тройку. Нет, ну, видите же, мужественный был человек, не двойку же закатил.
Сейчас-то, конечно, другое дело, мели что хочешь, Емеля, твоя неделя.
Словом, вы видите, что логика капитализма, душа капитала - это
деньги. Это их увеличение. И всё то, что способствует их увеличению,
хорошо, а все то, что способствует их уменьшению - плохо. Поэтому,
конечно, вопрос вовсе не в том, чтобы там что-то построить или что-то разрушить,
а в том, какую прибыль это может принести. То есть цель врача, к примеру,
определяется не вопросом, вылечить тебя или добить, это ему абсолютно всё равно,
этот вопрос решается по тому, что ему принесет больше денег. Скажем, он тебе
может выписать таблетку и вылечить, и заработать на этом рубль, или лечить тебя
и залечить, но заработать на этом сто рублей. Так неужели же он сможет пойти на
то, чтобы потерять 99 руб. Душа его, его денежная совесть этого вынести не
сможет, такой потери, она ему не позволит это сделать.
Это помнишь, у
Чехова есть рассказ. Там один выбился из низов, и, конечно, своих знать уже не
хотел, брезговал ими. А тут его мать принесла ему пирожков. Испекла там из
какой-нибудь последней муки и принесла сыночку, потому что он для неё - большой
человек, и она к нему только на "вы". Ну, а он, разумеется, на "ты". А
материнское сердце-то всё жалеет, всё ей кажется, что сыночку чего-то не
хватает. И так это выглядело, что она ему пирожков принесла, ему, у которого всё
есть, и черная, там, икра, и красная, а она из последней своей бедности ему
пирожки принесла, что даже его дубовую шкуру проняло и он достал грошик и подал
матери.
Ну, так я тебе скажу, что он был неправ и
потом своей капиталистической совестью мучился, потому что грошик этот был
его грошик, и расстаться ему с ним было никак невозможно, ибо из
грошика мог произрасти еще грошик, и из него еще и другие грошики, а
теперь этот грошик просто так пропал, единственно от его собственных
непозволительных чувств. Своим поступком он совершил грех, великий грех перед
деньгами, и его совесть говорит ему, что он будет за это наказан, что он лишится
своих денег, и, может быть, единственное, чем он еще может спастись, это пойти в
церковь и попытаться отмолить свой непростительный грех. Потому что это ведь
только стоит начать. Сегодня подал грошик матери, завтра - нищему, послезавтра
пошел навстречу конкуренту, и оглянуться не успел, как тебя уже сожрали, и ты
сам оказался на паперти с протянутой рукой. Вот ведь какие страшные, ужасные
картины рисует воображению денежной душе грех, совершенный перед деньгами.
Христос говорил своим ученикам: оставь всё и иди за мной. Ну, так это совсем
даже не оригинальная его мысль, потому что гораздо раньше сказали это человеку
деньги: оставь всё - друзей, родных, совесть, честь и следуй за нами и пусть
душа твоя полностью принадлежит нам.
И, конечно, когда Христос
говорил это, он говорил также и о награде. И награда эта называлась: свобода.
Внутренняя свобода, свобода души.
И деньги точно также, как Христос,
говорят человеку о награде, которую он получит за отречение от своей души,
подчинение её им. И эта награда выражается теми же самыми словами, что и слова
Христа: свобода. Ибо если у вас есть деньги, вы свободны и становитесь
господами. И как сыновья Христа отрекаются от материальной жизни ради свободной
жизни души, так дети денег отрекаются от жизни души ради свободы в материальной
жизни.
-Нда. Как-то всё у тебя получается: либо то, либо другое. а
нельзя ли, чтобы как-нибудь это всё примирить, чтобы и то, и другое?
Движение определяется противоположностями. Сила движения определяется
величиной поляризации между противоположностями. Чем меньше разность, чем меньше
противоречие, тем слабее движение. Так что можно примирить, конечно, можно. Если
тебе, подобно птичке, хватает зёрнышка, то, конечно, можно.
02.04.09 г.