на главную страницу
визитка
темы

Школа

Естественный отбор

    -Ты можешь говорить о естественном отборе как понятии. Видишь ли, в силу нашей интеллигентности мы рассматриваем вопрос о естественном отборе применительно к животным. При этом, конечно, мы имеем ввиду, что он работает и среди людей, но этот вопрос нами скромно выносится за скобки, так что на поверхности оказывается, что никакого естественного отбора среди людей как бы и нет, что де среди людей царят другие, особые, человеческие законы, там, законы любви и прочей такой чепухи, всего того, с чем сталкивается человек на поверхности, в явлении. А поглубже ему заглядывать не хочется, потому что там - природная бездна, что уже само по себе страшит. Ты говоришь: любовь, любовь, а копни глубже, спроси себя, проявлением чего она является. И увидишь ответ неромантический. Вот возьми наркотик. Вредная вещь. А прими наркотик - и оказываешься в эмпиреях, из которых возвращаться в обыденную тусклую и серую жизнь невозможно. И вот эти эмпирии и выступают в качестве высшей истины. Так что не рассказывай мне про любовь, потому что она - тот же наркотик, без которого ты существовать не можешь, так как наркотик любви - одна из уловок природы.
   Вот я и спрашиваю тебя, кто, где и когда исследовал человеческое поведение с точки зрения критериев естественного отбора? В открытую никто это не делал. Возьми, например, Лоренца. Он очень тесно, близко соотносит психологию животного с психологией человека, и за поступками там всяких гусей видит поступки людей, но опять - таки он извиняется, мол, я это делаю не так, а с благородной и спасительной целью. Мол, я спасаю человека от животного в нём, от управляющего им агрессивного животного начала и тем самым даю надежду. А как же иначе. Иначе нельзя, а то побьют, поскольку любовь человека к себе ни с чем другим несравнима, а тут ему подсовывают такой оскорбительный для его тонкой наркотизированной души факт, что он произошел не от святого духа, а от обезъяны.
   Так что если ты наколешь человека как бабочку на булавку естественного отбора и начнешь его как какую-нибудь бабочку рассматривать, то будь уверен в том, что никому это не понравится.
   Ну, и плевать.
   Возьми отношение, связанное с воспроизводством. Принцип естественного отбора гласит, что побеждает сильнейший. И поэтому сильнейший оставляет после себя больше потомства, чем слабый, и это способствует здоровью вида. И это же относится, конечно, к самкам: чем захудалее самка, тем меньше она даст потомства. Словом,  самки и самцы  выбирают то, что получше. Вот возьми хоть такую показательную бабочку, как Евгений Ярославович Режабек, профессор от философии в Ростовском университете. Он и учился в Ростовском университете, и потом стал в нём профессором. Но дело, конечно, не в этом, а совсем в другом. Потому что нас не может интересовать то, какой он там профессор, это не наше дело, поскольку его мы в данном случае рассматриваем  не в качестве представителя Homo Sapiens, а в качестве примера работы естественного отбора.
   Как известно, самец должен привлекать самку. У самца должны присутствовать качества, делающие его неотразимым для самки.
   Но прежде, чем продолжим, давайте поставим одну маленькую запятую. Эта запятая состоит в том, что человек - это, по выражению Достоевского, поле, на котором дьявол с богом борются. И, конечно, в каждой женщине и в каждом мужчине есть что-то от животного  и что-то от человека. Это - два полюса в человеке, противостоящие друг другу, и тут и оказывается, что бог в человеке может сотрудничать с дьяволом, а может и бороться с ним, и что вообще в каждом человеке  доминирует одна из этих сторон, правда, степень доминантны может проявлять себя в разной степени. Как бы там ни было, но дух затормаживает проявления инстинктов, а инстинкты, в свою очередь, стремятся подчинить себе дух, и это ведет к ситуациям, когда и всем хороши самец или самка с инстинктивно-животной точки зрения, но не могут они быть животными. И получается у такого человеческого типа тормоз в смысле исполнения священных законов природы. Или, напротив, инстинкты у человека настолько доминируют, что всё, что человек ни делает, всё с точки зрения духа ложь, всё служит одной единственной цели - приспособлению и выживанию животного. И больше ничего за этим не стоит.
   Вот к поразительно яркому типу такого рода и относится Режабек. Но, опять-таки, мы не занимаемся копанием в грязном белье, но интересует нас единственно закон естественного отбора, и в более узком его аспекте - в отношении воспроизводства себе подобных.
   И так мы и должны отнестись к фигуре Режабека с точки зрения обладания им качествами, привлекательными для самок. Здесь мы наталкиваемся на следующую любопытную вещь, на следующее противоречие. С мужской точки зрения фигура Режабека производит впечатление женственности и чувственности: крупная фигура, маленькая с очень покатым лбом головка с лисьими чертами лица, на котором выдаются вперед чувственные губы, широкий продавленный женский таз. Словом, мужского немного. И, однако, при всём при том, в полном соответствии с формами - чувственность. Это, т.ск., со стороны физиологии. Со стороны же психологии налицо преобразование чувственности непосредственно в духовные формы, выражающееся в нескончаемом выражении чувства собственного  величия и вальяжности. И, конечно, и это выражение собственной важности и собственного величия, имеющее в своем основании "инстинктивное глубокое знание законов животной жизни и безусловное и успешное следование им", и успешность  применения этих формул жизни, обеспечившее профессорское звание вместе с сопровождающими звание  материальными благами, сделали  его весьма привлекательным для самок. Т.о., у Режабека в качестве самца оказывается налицо полный набор всех тех качеств, которые необходимы для привлечения самок - чувственность, социальное положение и материальные блага.
   Всё таки нужно различать импульсы притяжения животного и духовного в человеке. Первый брак закончился разводом. Что это значит? Это значит что работа механизмов естественного отбора наиболее сильно действует в период завоевания самцом - самки и самкой - самца. В это время все те качества человека, которые с духовной точки зрения неприемлемы, все эти качества одной стороной подавляются, а другой стороной то, что осталось без подавления, рассматривается в качестве случайности. Это - период, который называют любовью и который представляет собой результат "игры гормонов", когда требуется половое удовлетворение хотя бы даже и ценой замужества или женитьбы. А потом, когда люди оказываются  связаны узами брака, когда сексуальная потребность систематически удовлетворяется, тогда то "обострение чувств", которое связано с неудовлетворенностью, исчезает, становится ровным, и в свои права входит быт. И вдруг женщина не выдерживает. Не выдерживает мелочности человека, не выдерживает того, что человек копается в её белье с нескончаемым подозрением, что она купила себе что-то "лишнее". Ну, словом, жадность. Значит, закон естественного отбора, который в своё время связал женщину с Режабеком, лежащий на одной стороне весов, на которых были  чувственность и материальное положение Режабека, был перевешен другой, духовной стороной, которая не выдержала, в конце концов, мелочности супруга и предпочла свободу от него несмотря на минусы, связанные с вновь поднимающимися сексуальными и материальными проблемами.
   И, само собой разумеется, свято место пусто не бывает, и многие женщины признавали Режабека женихом мечты, но, надо полагать, что-то их останавливало. Они, может быть, и не знали, что именно, может быть, чувствовали, что это - не то, не их, то есть следовали своему внутреннему инстинкту. То есть, может быть, они бы и хотели, но чтобы это произошло как - нибудь само собой, а еще лучше без самого Режабека, но с его деньгами, потому что тут на первое место выступают деньги. И это с точки зрения закона естественного отбора совершенно справедливо, потому что если наше дело - не рожать, то женское дело как раз рожать. А для этого нужны материальные условия. Так что в этом плане  атериальные условия - на первом месте и этим определяется цена самца, потому что его, пожалуй, хоть бы и не было, а так - приходится терпеть этот довесок вместе с его характером.
   Татьяна Шумилина как раз была в таком положении. Ей уже было в районе тридцати, и нужно было рожать, и нужен был подходящий для этого мужчина. Татьяна была женщина больше рассудка, чем чувств, и она рассчитала про себя, что Режабек в этом отношении очень подходящий для неё жених в смысле материального и социального  его положения. Она поставила себе цель стать его женой, и своей цели добилась. И вот что характерно. Первая жена успела обрубить хвост, сбежать от Режабека, от его бесконечного величия, превращающего женщину в ничто, в нестоящую букашку. У женщины было достаточно развито сознание своих чувств, и они сказали ей, что так жить невозможно, что она погибает, и женщина подчинилась своим чувствам и успела сбежать. Но Татьяна была женщина рациональная по преимуществу. Её чувства были ею вытеснены. Она их не ощущала. Она рассуждала, а рассуждения её говорили ей, что она достигла своего. Понимаете ли, это излучаемое Режабеком величие - оно ведь биполярно, оно действует прямо противоположным образом на инстинктивный и духовный полюсы человека. Пока гормоны играют, это излучаемое Режабеком самовеличие воспринимается как истинное, как положительное, и привлекает гармонизирующую самку. Но однажды самка вдруг оказывается в положении, когда это величие перестаёт "возвышать её над собой" и начинает действовать прямо противоположным образом: оно начинает унижать и, унижая, убивать. Это излучение действует на человека всегда, но так как у Татьяны чувственность была вытеснена, так как она была ориентирована на деньги и социальность Режабека, то его излучения, действуя на Татьяну, действовали на её бессознательное, не отражаясь в сознании. Похоже на то, что Татьяна, со своей стороны, слишком была жадна, слишком ценила блага жизни, связанные с материальным достатком. А то, что не выходит наружу, что не осознается, что подавляется, обращается на физиологию человека, разрушая её. Как бы там ни было, Шумилина родила Режабеку сына, заболела раком и умерла.
   Жизнь быстротечна "как сон, как утренний туман". И однажды человек просыпается, и ему 74 года. И он живет в одной квартире со взрослым сыном, с которым у него постоянные нелады, который ему мешает. Последний роман с 25-летней девочкой только что закончился. На факультете всё шептались: что он с ней или она с ним делает? А он думает, что если бы не сын, всё кончилось бы иначе.

   22.02.08 г.