на главную страницу
визитка
темы
-Ты можешь говорить о
естественном отборе как понятии. Видишь ли, в силу нашей интеллигентности мы
рассматриваем вопрос о естественном отборе применительно к животным. При этом,
конечно, мы имеем ввиду, что он работает и среди людей, но этот вопрос нами
скромно выносится за скобки, так что на поверхности оказывается, что никакого
естественного отбора среди людей как бы и нет, что де среди людей царят другие,
особые, человеческие законы, там, законы любви и прочей такой чепухи, всего
того, с чем сталкивается человек на поверхности, в явлении. А поглубже ему
заглядывать не хочется, потому что там - природная бездна, что уже само по себе
страшит. Ты говоришь: любовь, любовь, а копни глубже, спроси себя, проявлением
чего она является. И увидишь ответ неромантический. Вот возьми наркотик. Вредная
вещь. А прими наркотик - и оказываешься в эмпиреях, из которых возвращаться в
обыденную тусклую и серую жизнь невозможно. И вот эти эмпирии и выступают в
качестве высшей истины. Так что не рассказывай мне про любовь, потому что она -
тот же наркотик, без которого ты существовать не можешь, так как наркотик любви
- одна из уловок природы.
Вот я и спрашиваю тебя, кто, где и когда
исследовал человеческое поведение с точки зрения критериев естественного отбора?
В открытую никто это не делал. Возьми, например, Лоренца. Он очень тесно, близко
соотносит психологию животного с психологией человека, и за поступками там
всяких гусей видит поступки людей, но опять - таки он извиняется, мол, я это
делаю не так, а с благородной и спасительной целью. Мол, я спасаю человека от
животного в нём, от управляющего им агрессивного животного начала и тем самым
даю надежду. А как же иначе. Иначе нельзя, а то побьют, поскольку любовь
человека к себе ни с чем другим несравнима, а тут ему подсовывают такой
оскорбительный для его тонкой наркотизированной души факт, что он произошел не
от святого духа, а от обезъяны.
Так что если ты наколешь человека как бабочку на булавку
естественного отбора и начнешь его как какую-нибудь бабочку рассматривать, то
будь уверен в том, что никому это не понравится.
Ну, и плевать.
Возьми отношение, связанное с воспроизводством. Принцип естественного отбора
гласит, что побеждает сильнейший. И поэтому сильнейший оставляет после себя
больше потомства, чем слабый, и это способствует здоровью вида. И это же
относится, конечно, к самкам: чем захудалее самка, тем меньше она даст
потомства. Словом, самки и самцы выбирают то, что получше. Вот
возьми хоть такую показательную бабочку, как Евгений Ярославович Режабек,
профессор от философии в Ростовском университете. Он и учился в Ростовском
университете, и потом стал в нём профессором. Но дело, конечно, не в этом, а
совсем в другом. Потому что нас не может интересовать то, какой он там
профессор, это не наше дело, поскольку его мы в данном случае рассматриваем
не в качестве представителя Homo Sapiens, а в качестве примера работы
естественного отбора.
Как известно, самец должен привлекать самку. У
самца должны присутствовать качества, делающие его неотразимым для самки.
Но прежде, чем продолжим, давайте поставим одну маленькую запятую. Эта
запятая состоит в том, что человек - это, по выражению Достоевского, поле, на
котором дьявол с богом борются. И, конечно, в каждой женщине и в каждом мужчине
есть что-то от животного и что-то от человека. Это - два полюса в
человеке, противостоящие друг другу, и тут и оказывается, что бог в человеке
может сотрудничать с дьяволом, а может и бороться с ним, и что вообще в каждом
человеке доминирует одна из этих сторон, правда, степень доминантны может
проявлять себя в разной степени. Как бы там ни было, но дух затормаживает
проявления инстинктов, а инстинкты, в свою очередь, стремятся подчинить себе
дух, и это ведет к ситуациям, когда и всем хороши самец или самка с
инстинктивно-животной точки зрения, но не могут они быть животными. И получается
у такого человеческого типа тормоз в смысле исполнения священных законов
природы. Или, напротив, инстинкты у человека настолько доминируют, что всё, что
человек ни делает, всё с точки зрения духа ложь, всё служит одной единственной
цели - приспособлению и выживанию животного. И больше ничего за этим не стоит.
Вот к поразительно яркому типу такого рода и относится Режабек. Но,
опять-таки, мы не занимаемся копанием в грязном белье, но интересует нас
единственно закон естественного отбора, и в более узком его аспекте - в
отношении воспроизводства себе подобных.
И так мы и должны отнестись к фигуре Режабека с точки зрения
обладания им качествами, привлекательными для самок. Здесь мы наталкиваемся на
следующую любопытную вещь, на следующее противоречие. С мужской точки зрения
фигура Режабека производит впечатление женственности и чувственности: крупная
фигура, маленькая с очень покатым лбом головка с лисьими чертами лица, на
котором выдаются вперед чувственные губы, широкий продавленный женский таз.
Словом, мужского немного. И, однако, при всём при том, в полном соответствии с
формами - чувственность. Это, т.ск., со стороны физиологии. Со стороны же
психологии налицо преобразование чувственности непосредственно в духовные формы,
выражающееся в нескончаемом выражении чувства собственного величия и
вальяжности. И, конечно, и это выражение собственной важности и собственного
величия, имеющее в своем основании "инстинктивное глубокое знание законов
животной жизни и безусловное и успешное следование им", и успешность
применения этих формул жизни, обеспечившее профессорское звание вместе с
сопровождающими звание материальными благами, сделали его весьма
привлекательным для самок. Т.о., у Режабека в качестве самца оказывается налицо
полный набор всех тех качеств, которые необходимы для привлечения самок -
чувственность, социальное положение и материальные блага.
Всё таки
нужно различать импульсы притяжения животного и духовного в человеке. Первый
брак закончился разводом. Что это значит? Это значит что работа механизмов
естественного отбора наиболее сильно действует в период завоевания самцом -
самки и самкой - самца. В это время все те качества человека, которые с духовной
точки зрения неприемлемы, все эти качества одной стороной подавляются, а другой
стороной то, что осталось без подавления, рассматривается в качестве
случайности. Это - период, который называют любовью и который представляет собой
результат "игры гормонов", когда требуется половое удовлетворение хотя бы даже и
ценой замужества или женитьбы. А потом, когда люди оказываются связаны
узами брака, когда сексуальная потребность систематически удовлетворяется, тогда
то "обострение чувств", которое связано с неудовлетворенностью, исчезает,
становится ровным, и в свои права входит быт. И вдруг женщина не выдерживает. Не
выдерживает мелочности человека, не выдерживает того, что человек копается в её
белье с нескончаемым подозрением, что она купила себе что-то "лишнее". Ну,
словом, жадность. Значит, закон естественного отбора, который в своё время
связал женщину с Режабеком, лежащий на одной стороне весов, на которых были
чувственность и материальное положение Режабека, был перевешен другой, духовной
стороной, которая не выдержала, в конце концов, мелочности супруга и предпочла
свободу от него несмотря на минусы, связанные с вновь поднимающимися
сексуальными и материальными проблемами.
И, само собой разумеется,
свято место пусто не бывает, и многие женщины признавали Режабека женихом мечты,
но, надо полагать, что-то их останавливало. Они, может быть, и не знали, что
именно, может быть, чувствовали, что это - не то, не их, то есть следовали
своему внутреннему инстинкту. То есть, может быть, они бы и хотели, но чтобы это
произошло как - нибудь само собой, а еще лучше без самого Режабека, но с его
деньгами, потому что тут на первое место выступают деньги. И это с точки зрения
закона естественного отбора совершенно справедливо, потому что если наше дело -
не рожать, то женское дело как раз рожать. А для этого нужны материальные
условия. Так что в этом плане атериальные условия - на первом месте и этим
определяется цена самца, потому что его, пожалуй, хоть бы и не было, а так -
приходится терпеть этот довесок вместе с его характером.
Татьяна
Шумилина как раз была в таком положении. Ей уже было в районе тридцати, и нужно
было рожать, и нужен был подходящий для этого мужчина. Татьяна была женщина
больше рассудка, чем чувств, и она рассчитала про себя, что Режабек в этом
отношении очень подходящий для неё жених в смысле материального и социального
его положения. Она поставила себе цель стать его женой, и своей цели добилась. И
вот что характерно. Первая жена успела обрубить хвост, сбежать от Режабека, от
его бесконечного величия, превращающего женщину в ничто, в нестоящую букашку. У
женщины было достаточно развито сознание своих чувств, и они сказали ей, что так
жить невозможно, что она погибает, и женщина подчинилась своим чувствам и успела
сбежать. Но Татьяна была женщина рациональная по преимуществу. Её чувства были
ею вытеснены. Она их не ощущала. Она рассуждала, а рассуждения её говорили ей,
что она достигла своего. Понимаете ли, это излучаемое Режабеком величие - оно
ведь биполярно, оно действует прямо противоположным образом на инстинктивный и
духовный полюсы человека. Пока гормоны играют, это излучаемое Режабеком
самовеличие воспринимается как истинное, как положительное, и привлекает
гармонизирующую самку. Но однажды самка вдруг оказывается в положении, когда это
величие перестаёт "возвышать её над собой" и начинает действовать прямо
противоположным образом: оно начинает унижать и, унижая, убивать. Это излучение
действует на человека всегда, но так как у Татьяны чувственность была вытеснена,
так как она была ориентирована на деньги и социальность Режабека, то его
излучения, действуя на Татьяну, действовали на её бессознательное, не отражаясь
в сознании. Похоже на то, что Татьяна, со своей стороны, слишком была жадна,
слишком ценила блага жизни, связанные с материальным достатком. А то, что не
выходит наружу, что не осознается, что подавляется, обращается на физиологию
человека, разрушая её. Как бы там ни было, Шумилина родила Режабеку сына,
заболела раком и умерла.
Жизнь быстротечна "как сон, как утренний
туман". И однажды человек просыпается, и ему 74 года. И он живет в одной
квартире со взрослым сыном, с которым у него постоянные нелады, который ему
мешает. Последний роман с 25-летней девочкой только что закончился. На
факультете всё шептались: что он с ней или она с ним делает? А он думает, что
если бы не сын, всё кончилось бы иначе.
22.02.08 г.