на главную страницу
визитка
темы
Всем нам,
конечно, знаком этот марксистский тезис. Но он воспринимается обычно как
философская категория, которая носит всеобщий характер и которая если и имеет
отношение к нашей частной жизни, то весьма и весьма опосредованное. И вдруг
возникает потрясшее тебя ощущение, что это действительно так, что действительное
твоё сознание определяется окружающим тебя бытием, и это уже не теория, а
практика твоей собственной жизни.
Представьте себе идеального
коммуниста. Скажем, у него есть семья, есть дети, и есть семья у других людей, и
есть дети у других людей. И допустим, что коммунист живет лучше других. Как он
должен себя чувствовать? Он должен испытывать чувство стыда. У него должна
возникнуть потребность поделиться всем, что он имеет, с другими семьями, чтобы у
всех было одинаково. И когда она это сделает, он испытает чувство
удовлетворения. Коммунист широк. И по большому счету у коммуниста нет
семьи, или его семья - всё человечество, и он страдает за всё человечество. И
спросили у коммуниста: "Что, если партия тебе скажет: брось семью. Что ты
выберешь? "Конечно, партию" - сказал коммунист. И сказал господь: "Брось всё:
брось семью, брось детей, брось свои земли и своё богатство и иди за мной". И
когда у коммуниста спрашивали, как бы он поступил в том или ином случае, он
отвечал, что как человек он поступил бы как человек, но он - коммунист, и он
поступит как коммунист.
И вы знаете, когда я что-то имею сравнительно с
другими, мне становится стыдно и неловко перед ними. И в то же время мне хорошо
сравнительно с ними. Мне хорошо - и стыдно. И я не хочу отказываться от того,
что имею. И тогда для того, чтобы утихомирить свои инстинкты, я говорю себе, что
я - порочен, что нужно изживать в себе эти черты, нужно быть свободным от
материальной зависимости, и когда ты этого сумеешь достичь, ты внутренне,
духовно будешь свободен от всего, и тем самым будешь сильнее всех тех, кто
привязан к материальным вещам.
Такие вот мысли у человека, воспитанного
социализмом, у которого доминирующей стороной его личного бытия является
сознание. Эти мысли, это отношение к реальности всегда казалось чем-то
естественным, тем, что не может быть иным. И другие мысли не являлись, не было
основания для них. А если в жизни были вещи, противоречащие этому отношению, то
это были вещи, которых не должно быть.
Но, конечно, бытие изменилось.
Реальность изменилась. И то, что прежде было отрицательной стороной бытия и
социалистическими отношениями изживалось, это самое стало всем нашим
нынешним бытием.
А тут Володя Брик вдруг, без всякого повода,
посреди разговора, не имеющего к сказанному им перед этим никакого отношения,
вдруг заявляет: "Нужно думать о своей семье", и это было сказано им так, что де
семья - это центр, это начало и конец бытия индивида, это то, что осталось для
индивида, его последний якорь. Видно, что и в нём что-то такое
переключилось, что-то изменилось, и действительность оказалась такой, что
в ней действительно подкрепляемой целью индивида осталась только семья.
Я почувствовал, что его слова упали во мне на благодатную почву, и эти его
слова записал себе в подкорку.
И всё последнее время не покидает меня одно и то же ощущение: нельзя
рассчитывать ни на государство, ни работодателя, потому что и государству, и
работодателю ты нужен как рабочая сила, и они и обеспечивают тебя материальными
средствами в качестве рабочей силы, то есть поддерживают твоё состояние в
качестве рабочей силы, а это значит - нищеты. Потому что человек в качестве
рабочей силы существует до тех пор, пока он нищ, и именно безысходность его
положения заставляет его выступать в качестве рабочей силы. Другими словами, и
государство, и работодатель - чужие. И ты один в этом мире. И только от тебя
одного зависит, кем ты будешь в этом мире и как ты будешь жить. От тебя - и от
твоей семьи.
Но мысли твои по поводу реальности и твоя собственная
психологическая реальность - это две большие разницы. Л.Н. Толстой писал, что
всё начинается с мысли. Но мысль сама по себе мертва до тех пор, пока она не
преобразовалась в чувства и ощущения, или, иначе, пока мысль не добралась до её
мировоззренческих основ.
Что лежит в основе коммунистического
отношения к людям? Любовь к ним. И коммунистическое отношение к ним будет до тех
пор, пока любовь к людям находит своё оправдание, иначе говоря, когда любовь к
людям не только моральна, но и выгодна, подкрепляется самим бытием человека. Но
если реальность такова, что любовь к людям подкрепляется отрицательно, то
любовь, конечно, будет затормаживаться.
И еще одно. Если
у вас доминирует любовь к людям, то тем самым вы противопоставляете себя людям и
выступаете по отношению к ним в качестве средства. Значит, вы ставите себя в
отношение зависимости от них. Переверните отношение - и что получите? Получите,
что вашей целью являетесь вы сами, люди же рассматриваются вами в качестве
средства для реализации ваших собственных целей. Значит, мы можем иметь два
принципиально различных общественных отношения, два общества. Одно общество -
это общество "всеобщей любви", когда каждый человек является средством
реализации всех других людей, и общество всеобщего индивидуализма, при котором
каждый человек является целью самого себя, и рассматривает других людей в
качестве средства. И в этом последнем случае всюду, где другой человек выступает
для вас в качестве цели, мы видим, что это может иметь место ровно постольку,
поскольку этот другой тем самым является для вас средством. Некто может быть
целью, но целью ровно настолько, насколько эта цель является средством
реализации другой цели. Вот такие два противоположные отношения. Значит, при
взгляде на другого человека я должен начинать не с сочувствия к нему, не с
желания ему помочь, а с того, в каком отношении он может быть мне выгоден. И
точно с этой же точки зрения он рассматривает меня. Вы, конечно, можете
относиться к человеку как угодно, но общественная система такова, что вы можете
быть успешным только при условии, что взвешиваете другого человека на весах
выгоды, что видите в нём какое-то средство, какое-то орудие для вашей
собственной самореализации. Значит, ваше бытие перестает быть непосредственно -
чувственным бытием, непосредственно - чувственным отношением. Оно становится
бытием, в котором доминирует рационализм. Вы можете чувствовать к человеку что
угодно. Но вы не имеете права позволять вашим чувствами овладевать вами. Вы не
имеете права допускать другого человека к своему сердцу. Ваше сердечное
отношение к человеку должно уравновешиваться рациональным отношением к нему. Так
получается.
И если вы хотите нормальных отношений с окружающими, то
вы должны взвешивать меры выгод и потерь ваших и человека в отношениях с ним. И
когда эти отношения оказываются взаимовыгодными, вы можете рассчитывать на
прочность и устойчивость вашего положения. Если же одна из сторон захочет
выиграть за счет другой, то этот надуваемый т.о. пузырь однажды где-то лопнет.
Ну, что вы скажете на это? Вот мы и пришли к буржуазному взгляду на жизнь. И
убедились, что действительно бытие определяет сознание.
21.02.09 г.