на главную страницу
визитка
темы

Школа

026.12.1 Во время прогулки

2. Знание и жизнь

    И вот я т.о. иду по шпалам, предаваясь мечтательной неге и пребывая в состоянии отрешенности от мира сего. А нужно вам заметить, что у нашей власти в её каждодневной заботе о населении города появилась мода на всевозможные коллекторы. Мода эта появилась не сегодня, а лет 5-6 назад, однако, несмотря на длительный срок, она не только не проходит, но и усиливается. Началась эта мода с того, что власть решила сделать коллекторный шурф на Рабочей площади. Соответственно, Рабочую площадь уже огородили бетонным забором, но тут на пути у власти возник образ народа в лице Тамарки. Так-то народу как бы ничего и не нужно, а уничтожение площади даже еще и лучше, поскольку появляется еще один повод поплакаться на власть. Так что всё это дело так бы и состоялось, если бы не Тамарка, которая "с виду вся ужасная" и "еще ужаснее внутри", и от безысходности и уязвленности своего внешнего и внутреннего образа спокойно никогда не сидит, а её лучше хлебом не корми, а дай что-нибудь организовать и сделать кому-нибудь неприятную жизнь. И вот она организовала петиции от имени "народа", который, конечно, хотя и кривясь от врожденного страха перед властью, но ставил всё-таки свои подписи под ними, во всевозможные инстанции - в администрацию Железнодорожного района, в мэрию и самому мэру, и, наконец, к областной власти губернатору Чубу. И "народ" победил, бетонные блоки забора убрали, а шурф сделали пониже, на кольце. Но это уже было всем всё равно.
    Это говорит о том, что не добрые и не доброта правят миром, а злые и зло.
   Разумеется, дурное дело заразительно, и нашлись последователи, которым тоже захотелось как-то выделиться, и они тоже стали писать письма во всевозможные инстанции, и вот является к такому писуну комиссия из какой-нибудь там мэрии или хоть от самого губернатора, и вопрошает: "В чем ваши проблемы и чего вы желаете", а в ответ слышит: "Лично мне ничего не нужно. А вы так сделайте, чтобы народу жилось лучше!" Вот мол, я как!
   А надо вам заметить, что архитектор у нас в районе очень хороший человек. Вот, например, ты, простая свинья, приходишь к нему и говоришь: так, мол, и так, вот такое у меня дело, а, между тем, синицы в руке не держишь. Так он никогда тебя не возьмёт за шиворот и не выкинет из кабинета, хотя глаз у него наметанный и он сразу определяет, с кем имеет дело. Ему, конечно, хочется это сделать, но он себя сдерживает. Ничего не скажешь, очень культурный человек. А он скажет тебе: вы, конечно, имеете на это право, но работник, который занимается этими вопросами, в отпуске, или в командировке, или заседание по поводу ваших проблем будет не скоро, или ваш  вопрос зависит от другого начальника, которого сейчас нет, а приходите-ка вы эдак через месяц. Естественно, через месяц идёте вы к этому культурному человеку со светящейся надеждой в глазах. Но через месяц повторяется то же самое. И так это всё тянется и тянется, если вы такой принципиальный или недогадливый или вам совестно унижать человека, давая ему в руки синицу.
   Но, разумеется, если вы - принципиальный, то вы победите, потому что и архитектор - человек, и у него тоже есть нервы, и однажды он вызовет своего помощника и торжественно скажет: "Немедленно решите этот вопрос!" И когда вы выйдете, он еще долго будет вытирать лоб и переводить дух: бывают же такие нелюди, невозможно работать. А мысль о том, что все посетители по щучьему велению по моему хотению, вдруг стали такими невозможными, доводит его почти до сердечного припадка.
   Но, конечно, совсем другое дело, когда заходит к тебе человек и ты сразу видишь, что это человек с понятием. Ну, это же совсем другое дело. Вы только посмотрели друг другу в глаза, и уже увидели родственные души и всё поняли. И виза на нужных бумажках появляется в тот же час, и ты только говоришь: "Так смотри, чтоб я приехал, и тут же для меня всё было в лучшем виде!"
   Да вот хоть опять же: приходит человек и говорит: "Для обеспечения культурного досуга населения желаю на Рабочей площади поставить пивной ларёк". Да ведь он же не просто говорит, он еще и убедительно аргументирует! В силу чего разрешение появляется, и на площади начинается установка ларька. Но тут на пути ларька возникает образ народа в лице Тамарки, который говорит, что на площади должны играть дети, а не пьянь, которой на ней и без ларька хватает. Конечно, тут власть оказывается в неудобном положении. С одной стороны, синица получена и есть обязательства перед клиентом, а, с другой стороны, мнение народа. Но наша власть - Талейран. Она не стала идти против воли народа. Она расторгла договор с билайном на аренду места; его  ларёк  стоял через дорогу от площади, и на это место поставила "живое пиво". Это, конечно, не очень удобно, потому что после пива всё равно идёшь на площадь потасоваться, но для этого нужно переходить через дорогу с интенсивным движением, а светофора на дороге нет, так что того и гляди, что с нетвёрдых глаз угодишь под машину. Это обстоятельство, конечно, сильно вредит торговле, поскольку удовольствие от пива и неудовольствие от дороги компенсируют друг друга и в результате получается ноль торговли. Но, во всяком случае, архитектор свои обязательства выполнил. Но в целом получилось нехорошо. Нет, нехорошо! Вот если бы ларёк стоял на площади...
   Нда. Вот я и говорю, пошла мода на коллекторы. И эти коллекторы строются от Верхне-Гниловской до Нижне-Гниловской и еще дальше. А тут, можете себе представить, ночь и эти коллекторы. Нет, в основном коллекторы как коллекторы, их строют днём, но один коллектор такой же противный, кажется, что на нём работа идёт круглосуточно. И на стройплощадке установлены прожектора. Так что когда выходишь на его видимость, становится неприятно. В том смысле, что свет бьёт в глаза. И мешает. А ты идёшь по шпалам, а не по дороге, потому что на дороге строительные машины грязь развезли. А тут вечерняя электричка должна из Таганрога идти. Но как-то человек не любит доставлять себе неприятности в текущий момент, игнорируя то, что удовольствие в данный момент может обернуться большим неудовольствием в следующий. Это как Морда говорил: "Я вытаскиваю деньги, и он уже не может оторвать глаз от них, они застилают ему всё. И - соглашается, хотя мог бы взять вдвое больше. Перевешивает синица журавля". Ну, и я так. Надвинул кепку на лоб, и продолжаю пребывать в своих мечтаниях. И так иду. И вдруг меня что-то словно толкнуло: поднимаю голову: на меня несется электричка. И молчит. Я соскакиваю в сторону с путей в грязь. Электричка проносится мимо. А почему электричка молчала? или машинист тоже замечтался, как и я, или не мог допустить, что человек, идущий навстречу электричке, не может не видеть снопа света, падающего от её прожектора?  То есть человек не может представить себе, чтобы электричку в ночное время можно было не видеть. - Можно, и еще как можно! Это у меня уже второй случай такой. Говорят, бог любит троицу. Конечно, невелика потеря, но всё-таки.
   Состояние, конечно, так себе. Но я отодвинул это дело, тем более что теперь по крайней мере с полчаса пути будут свободны, и я совершенно успокоился.
   А темно же. Коллектор я уже давно прошёл, подхожу к Нижне-Гниловскому переезду. Навстречу идут две темные фигуры, видно, что мужчина и женщина. Сравнялись, и вдруг мужчина окликает меня. Оказалось, это Саша, слесарь бывшего 22 цеха. "Ты как здесь? Ты что, где-то здесь живешь?" - "Да нет, гуляю" - "У знакомых был?" - "Нет, просто гуляю" Чувствую, что Саша меня не понимает: гулять в мерзкую сырую погоду, да еще в таком месте... "Завод стоит, -говорит Саша,- ищу работу, ничего не могу найти. Всё глухо". А Саша - слесарь высшего разряда. "Из конструкторов остался один Евдокимыч." Перекинувшись парой фраз, мы расстаемся, и эта встреча подтолкнула меня к новым фантазиям, и я снова отдался этому наркотику, заставляющему забыть обо всём на свете.

   Говорят о том, что история ничему не учит. Это как с электричкой. Она меня чему-нибудь научила? Потому что есть знание и есть жизнь. И помните, как в "Обыкновенной истории" Гончарова:

    - А что сказала дочь? - спросила Лизавета Александровна.
    - Да... она... так, как, знаете, все девицы, - отвечал Александр, - ничего не сказала, только покраснела; а когда я взял ее за руку, так пальцы ее точно играли на фортепьяно в моей руке... будто дрожали.
    - Ничего не сказала! - заметила Лизавета Александровна. - Неужели вы не взяли на себя труда выведать об этом у ней до предложения? Вам все равно? Зачем же вы женитесь?
   - Как зачем? Не все же так шататься! Одиночество наскучило; пришла пора, ma tante, усесться на месте, основаться, обзавестись своим домком, исполнить долг... Невеста же хорошенькая, богатая... Да вот дядюшка скажет вам, зачем жениться: он так обстоятельно рассказывает...
    Петр Иваныч, тихонько от жены, махнул ему рукой, чтоб он не ссылался на него и молчал, но Александр не заметил.
    - А может быть, вы не нравитесь ей? - говорила Лизавета Александровна, - может быть, она любить вас не может - что вы на это скажете?
    - Дядюшка, что бы сказать? Вы лучше меня говорите... Да вот, я приведу ваши же слова, - продолжал он, не замечая, что дядя вертелся на своем месте и значительно кашлял, чтоб замять эту речь, - женишься по любви, - говорил Александр, - любовь пройдет и будешь жить привычкой; женишься не по любви - и придешь к тому же результату: привыкнешь к жене. Любовь любовью, а женитьба женитьбой; эти две вещи не всегда сходятся, а лучше, когда не сходятся... Не правда ли, дядюшка? ведь вы так учили... Он взглянул на Петра Иваныча и вдруг остановился, видя, что дядя глядит на него свирепо. Он с разинутым ртом, в недоумении, поглядел на тетку, потом опять на дядю и замолчал.

    - Когда я любил... - отвечал Александр в раздумье, - тогда женитьба не давалась...
    - А теперь женишься, да любовь не дается, - прибавил дядя, и оба они засмеялись.
    - Из этого следует, дядюшка, что вы правы, полагая привычку главным...

    - Краснеют, как преступления - и чего! - сказала Лизавета Александровна, - первой, нежной любви.
    Она пожала плечами и отвернулась от них.
    - В этой любви так много... глупого, - сказал Петр Иваныч мягко, вкрадчиво. - Вот у нас с тобой и помину не было об искренних излияниях, о цветах, о прогулках при луне... а ведь ты любишь же меня...
    - Да, я очень... привыкла к тебе, - рассеянно отвечала Лизавета Александровна.
    Петр Иваныч начал в задумчивости гладить бакенбарды.


   Да, знание и жизнь не всегда совпадают. И редкие, выдающиеся люди оказываются способны соединить знание и жизнь. Ну, а уж человеку, который живёт, знание не указ. Потому и получается, что знание и жизнь не совпадают, и чаще всего получается так, что знающий не живёт, а не знающий живёт благодаря тому, что не знает.

    И вот та азбука, которой нас учили в первом классе начальной школы, говорит нам, что закон смены общественно-экономических формаций заключается в том, что новый экономический способ производства  первоначально возникает в рамках старого, и, соответственно, в старой  формации, развивается в ней, и в условиях достижения ею критической массы приходит к политической власти и строит соответствующую своему базису новую надстройку на смену прежней. Марксизм, как известно, учит, что существует базис, экономическая основа общества, определяющая способ производства, и существует надстройка, обслуживающая её. Базис есть определяющая, надстройка - первенствующая сторона  всякой общественно-экономической системы. Надстройка реализует политический аспект экономики. Надстройкой представляется класс, которому принадлежит ведущая экономическая роль в обществе. Надстройка выполняет волю этого класса. При этом его воля  выступает в явлении в форме  воли общества в целом. Таково знание, к которому пришёл Маркс. И тогда ему стало скучно. И тогда он понял, что поддержка им Парижской коммуны принадлежит области жизни, а не области теории. И еще он понял, что коммунизм не бродит по Европе. Что все эти мысли - всё это проявление жизни молодости.

    - Ну, так ты женишься? - сказал Петр Иваныч. - Вот теперь пора, с богом! А то хотел было в двадцать три года.
    - Молодость, дядюшка, молодость!
    - То-то молодость.


   И тогда Маркс отправил Интернационал в Северную Америку, а сам сел в кресло и умер. А две его дочери всё ждали, ждали, когда же наступит коммунистическая революция, ожидания не выдержали и покончили с собой. Такова реальность.
    Значит, впереди идёт экономика, способ производства. И происходит борьба между разными способами производства. И в этой конкурентной борьбе побеждает более эффективный способ. Таким образом формируется базис нового общества и уже его силой и мощью определяются его возможности в завоевании им надстройки.

   Есть во всём этом один вопрос: а куда деваются те функции, которые выполнялись прежними надстройками? Ведь создается впечатление, что просто на смену одних приходят другие, "более эффективные и передовые". Однако реальность не такова. Старые формации, как говорил Гегель, "zu grunde gehen", уходят в основание. Само по себе это выражение, конечно, образ. А как это выглядит на практике? На практике мы имеем дело со своего рода надстроечным пирогом-наполеоном, в котором новая надстроечная схема на поверхности, во внешнем слое. Следующий слой уже даёт предыдущую схему управления и т.д. Всё это не исчезает. Высшая надстройка управления способна существовать ровно постольку, поскольку ею выполняются законы надстройки, ушедшей в основание, находящейся под ней. Высшее может существовать ровно в той мере, в какой им удовлетворяются потребности низшего.

   Значит, вот такие-то дела. Мы видим, что это - естественный эволюционный процесс, время от времени взрывающийся революциями, связанными с переходом к новой надстройке.
   Но что такое тогда революционная теория Маркса-Энгельса? Нет, не так: какой импульс, какой заряд вызвал её к жизни? Существуют люди, для которых невыносимы чужие страдания. Большинству-то нормальных людей чужие страдания, напротив, доставляют удовольствие, о чем говорят разные там бои гладиаторов или корриды, а также известная поговорка: "У соседа корова сдохла. Мелочь, а приятно."  Но вот есть такие люди, которые не выносят чужих страданий. И тогда, при виде чужих страданий, они забывают о собственных невзгодах и думают о страдающих. Вот такого рода впечатление произвел сменяющий феодализм капитализм на этих чувствительных людей. Капитализм - то только начался. Но его ужасы вызвали шок у этих людей. Но кто были эти люди? Это были люди феодальной формации. И отрицание ими капитализма не могло быть ничем иным, чем возвратом на новой основе к феодализму. Другого пути просто не было, потому что некуда идти, потому что не было экономических оснований для формирования коммунизма. Там, где нет собственного базиса, отрицающего капитализм, там не может быть и собственной надстройки как системы управления. Эта надстройка должна откуда-то заимствоваться. Но так как капитализм отвергается, то надстройка может заимствоваться только от феодализма как выражения вашей собственной сущности.
   Значит, самое первое: не политика в основе экономики, а экономика в основе политики. Экономическим уровнем развития необходимым образом определяется политика.

   Что тут станешь делать? Маркс высказал архигениальную мысль, которая нашла своё подтверждение в современной капиталистической тенденции к глобализации и в действиях  капиталистических правительств в условиях наступившего мирового кризиса. Эта мысль Маркса: коммунизм возможен только в мировом масштабе.
   Вот такие две формулы мы имеем: чтобы иметь надстройку, нужно иметь базис; и: коммунизм возможен только в мировом масштабе.

   Но жизнь человека коротка. И тяжело, невозможно вынести, что "жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе". Да, я всё знаю, всё понимаю, но я хочу жить здесь и теперь. Это очень слабое утешение, что когда-то будет то, чего я хочу.

   И Ленин подправляет Маркса: "А почему нельзя создать социалистическую систему в отдельно взятой стране? Её существование будет знаменем для борьбы пролетариата всех стран за свои права" Плеханов говорит: "Россия - крестьянская страна, капитализм в ней только-только развивается, и поэтому построение в России социализма невозможно". Ленин отвечает: "А почему мы не можем создать сначала политические условиях для развития социализма?" Плеханов мог бы возразить, что раньше следует создать условия для развития в России капитализма. Ведь если коммунизм возникает на обломках развитого капитализма, то нужно же всё-таки развить сначала капитализм, а затем уже говорить о коммунизме. Но дело тут не в теории, а в жизни. Потому что живём мы всего один раз. Мы пришли и мы уйдём. И нас больше не будет, никогда. Значит, либо мы будем жить теперь, либо не будем жить никогда. Таков выбор. И человек выбирает жизнь.
   Но Ленин был из людей, у которых мечта и реальность приводятся в соответствие друг с другом. И провал военного коммунизма как обычный путь революций, терпящих поражение, был заменен им НЭПом. То есть тем самым созданием условий для развития капитализма. И тогда пролетарии стали говорить:"За что боролись?". А Ленин им отвечал: основное то, что политическая власть в наших руках. Они работают на нас.

   Видите ли, в чем тут дело. "Политическая власть в наших руках" означало пролетарскую демократию, то есть вещь, характерную для капитализма и выросшую из неё. Только капиталистическая демократия - это демократия для меньшинства, пролетарская демократия - это демократия для большинства.
    Что делает Сталин: уничтожает капиталистический базис, и вместе с капиталистическим базисом уничтожает и демократию, осуществив тем самым переход к привычно русским феодально-царским формам управления страной. Так был сформирован феодальный социализм.

   Итак, Ленин говорил "о политической власти в наших руках". Но политическая власть - это надстройка. НЭП - это объективно капиталистическая политика, возрождающая силу капитализма, его базис и тем самым условия  для него сбросить с себя те оковы, которые накладывались на него властью большевитской социал-демократией. Но организованная социал-демократия имеет на своей стороне большинство населения, и этот противовес позволяет держать в узде аппетиты капиталистов. Вот та схема общественной формации, которая была создана Лениным и которая на деле является жизнеспособной, поскольку позволяет поддерживать равновесие между интересами капитала и пролетариата. Когда сейчас говорят о шведском социализме, то это - работа такой схемы. Когда сегодня рабочие Франции и Германии в борьбе с капиталом выигрывают битвы - это схема, с которой начал Ленин. Мы не знаем, рассматривал ли эту схему Ленин в качестве последнего слова. Пожалуй, что нет. Пожалуй, Сталин пошел "по предначертанному Лениным" пути. У самого Ленина это прорывалось в идеях социалистической организации производства... скопированных с приемов капиталистической организации производства типа поточных линий, в которых работник привязан жестко к заданной интенсивности производства и т.п. То есть все говорит именно о том пути, по которому пошел Сталин. Что в результате этого было получено? Феодализм без феодалов. А тогда возникает вопрос: а людям это нужно? И еще вопрос: до каких пор людям это будет нужно. И ответ напрашивается такой, что человеку это нужно ровно до тех пор, пока он достаточно нищ. Чем более зажиточным становится человек, тем менее он управляем, и тем более он требует демократии капитализма. Так что совершенно не случайно на пике своего могущества Советский Союз распался, как карточный домик.

   В чём же причина распада Союза? В догматизме и доктринёрстве.
   Выше мы говорили об общих формулах. Общая формула состоит в том, что надстройка требует своего базиса. Человек, который перестал думать о куске хлеба, это уже не человек феодального социализма. Это человек, который требует свободы для себя и для собственного обогащения. Если бы вместо принципов "кроме Аллаха нет бога" и "шаг влево-шаг вправо - расстрел" люди пользовались собственными мозгами... но это возможно только при демократии, а феодализм принципиально отрицает демократию...  но... если бы да кабы люди пользовались своими мозгами, то было бы ясно, что для сохранения Союза необходимо было выращивать свой капитализм, который креп бы в соревновании с социалистическим способом ведения хозяйства. И тогда сформировавшийся класс капиталистов был бы действительно классом хозяйственников, а не воров. В этом отношении нельзя не отдать должное Дэн Сяо Пину, открывшему путь к капитализации социалистического Китая, и то, что, казалось, должно было уничтожить социалистический строй в Китае, это самое укрепило его и вывело его на передовые позиции в мире. В Китае - та же самая ленинская НЭПмановская схема: политическая власть... выражающая  интересы  большинства и уже в силу этого принадлежащая большинству.

   Теперь посмотрим на "тоже революцию" в России. Что произошло? Какая непростительная и грубейшая ошибка была допущена? - та, что телегу поставили впереди лошади, политику, "демократию" впереди базиса, экономики. Капиталистов, капиталистической психологии, капиталистического опыта, капиталистических предприятий, базиса - ноль. И в один день является Чубайс со своими идиотическими ваучерами - и назавтра страны не стало. Разворовали.

   Лермонтов говорил:

   "Мы согласились все давно
   Что мы - говно
   И лишь одно нас утешает
   Что не вонючее говно"

   А по мне - воняет. Настолько воняет...

   19.02.09 г.