на главную страницу
визитка
темы
Отношения между людьми подчиняются двум противоположным
принципам, один из которых выступает в качестве положенного, другой - в качестве
снятого. Принцип первый: человек, устанавливая отношения с другим человеком,
рассматривает эти отношения как образование нового единства, целого, так что
каждая из сторон чувствует, ощущает себя частью этого целого и работает на это
целое. Соответственно, возникает ответственность сторон по отношению к этому
целому. Это - то, что называют "работать на общее дело" и т.о. возникают также
обязательства сторон по отношению друг к другу, поскольку
каждая из сторон рассматривает другую сторону как продолжение самой себя.
Когда это происходит, то возникшее целое оказывается самотождественным.
Подобного рода союз возможен благодаря способности людей взаимно расширять свои
личности на другую личность, делая в субъективном плане её частью себя или,
соответственно, себя в качестве части её. Т.о. образуется качественно новая
нейтральная реальность, в которую они входят в качестве своеобразных плюса и
минуса.
Второй принцип состоит в том, что субъект, вступая в отношения с
другим субъектом, никогда не образует качественно нового единства. Субъект
остаётся самотождественен самому себе, и все его действия, которые он
предпринимает по отношению к другому субъекту, имеют своей конечной целью не
этого другого субъекта, но самого себя. Иначе говоря, субъект не способен
превратить другого субъекта в часть своей личности.
При этом
здесь возможны два варианта.
Один вариант - субъектом
управляют его инстинкты (возбуждение. Другими словами, у всякого субъекта в
отношении "возбуждение - торможение" доминирует, является положенной одна из
этих сторон возбуждение или торможение) В этом случае действия субъекта
направлены на удовлетворение своих инстинктивных импульсов.
Второй вариант, когда доминирует торможение, и у человека,
соответственно, положено не импульсивное, не чувственное, а сознательное
отношение к реальности, поведение человека регулируется инстинктивно
формируемыми в нём понятийными структурами.
12.08.08 г.