на главную страницу
визитка
темы
После того, как что-то прочитал, получил какую-то информацию, ею нужно научиться пользоваться. И для этого
нужно научиться действовать. Говорят, что математикой можно овладеть, только решая математические задачи. Собственно, это значит
- перейти от некоего параллельно существующего статического знания,
выражающегося в словесно-образной форме, подобной снимкам кинофильма с
комментариями к нему, к знанию движения, которое представляет собой уже
непосредственно копирование процессов содержания фильма. Выглядит это так, что
после того, как получена зрительно-вербальная информация, следует научить руку действовать в соответствии с этой информацией. Т.о.,
формируется память руки, которая принадлежит сфере бессознательного.
Вообще следует иметь ввиду этот водораздел между сознанием и бессознательным, между жизнью сознания и рефлекторной жизнью бессознательного. Эта последняя сфера относится уже не к восприятию некоторого содержания, некоторой идеи, но к действию,
не к представлению о реальности, а к действиям в реальности. И здесь, в сфере действия,
вы уже не имеете дела с сознанием: вы не знаете, как, почему движется рука. Вы можете сказать самим себе: подними руку, но от самих по себе этих слов рука не
поднимется. Вы просто нечто делаете, от чего рука поднимается. Но вы не знаете, как и что вы
при этом делаете, вообще что при этом происходит. Получается, что это делаете не
вы, а механизм, который существует в вас. Вы можете, разумеется, проследить какие-то ощущения, которые являются предпосылкой движения руки, но самого процесса,
который стоит за этими ощущениями (ведь они относятся к восприятию) вы не ощущаете, не знаете и никогда не сможете узнать, поскольку здесь одна сторона вытесняет другую, так что ощущение "дополняется" движением.
Отношение между знанием и действием подобно тому, которое мы наблюдаем в законе
сохранения энергии (см.
raid_r2c2_026.11.1763.htm)
Аналогично, если говорить о памяти чувств, то зрительный образ должен быть дополнен аудиообразом, кинестетическим образом и т.д., и все эти вещи
осуществляются сознанием отдельно относительно одного и того же объекта, который оказывается тем центром, который соотносит множество чувственных данных в единый образ.
Действительно, мы наблюдаем цепочку ориентировочных процессов. Например,
вы почувствовали запах, и создали соответствующий образ запаха. Тогда у вас
возникает вопрос о его источнике. В этом случае актуализация образа запаха
становится для вас тем средством, посредством которого вы обнаруживаете этот
запах в реальности и "идёте по его следу" к его источнику. То же самое относится
и к образу звуков. Благодаря этому вы добираетесь до объекта и формируете его
зрительный образ. Затем зрительный образ становится средством для исследования
объекта со стороны его кинестетических свойств и т.д. Т.о. в конце пути вы
получаете целостный образ благодаря его отражению во всех ваших органах
чувств.
Стоит обратить внимание ещё вот на что: объектом
мышления являются образы. Если объектами воздействия тела являются объекты
реальности, относительно которых нас ориентирует наше восприятие, то
непосредственными объектами мышления являются не внешние объекты, но их
отражение в образах. При этом мы имеем дело с собственно мышлением тогда, когда
деятельность, имея дело с образами, в свою очередь в качестве результатов своей
деятельности порождает новые образы, обладающие чувственным или внечувственным значением.
Итак, если образ вызывает непосредственно реакцию
во внешности, мы имеем дело с рефлекторным отношением. Если же образ вызывает
деятельность, которая заканчивается формированием новых образов, то мы
имеем дело с мышлением. Следовательно, мышление возникает в условиях торможения
дуги рефлекса, в условиях, когда непосредственной реакции во внешности
противостоит противоположная реакция, обусловленная противоположным рефлексом,
который можно назвать рефлексом целесообразности. Иначе говоря, все наши реакции
взвешиваются на весах их целесообразности. Сам по себе рефлекс ведь представляет
собой своеобразную машину, которая вызывается раздражителем. Но ведь в разных
условиях наступают различные последствия для сработавшего рефлекса. И т.о.
необходимо рефлексу как простому отношению "раздражитель-действие" для
обеспечения выживания системы должен противостоять рефлекс целесообразности
результата, т.ск., того основного смысла,
который должен быть им реализован.
Основным смыслом всякого рефлекса является принцип целесообразности. Для срабатывания рефлекса открывается путь тогда, когда его действие признается целесообразным. В противном случае его действие затормаживается.
Разумеется, приведенное положение представляет собой идеалистическую форму выражения реализации естественных природных процессов. Например, возбуждение голода делает целесообразным реализацию пищевого рефлекса, но если пищевое подкрепление дополняется ударом тока, то пищевой рефлекс будет затормаживаться, то есть
его реализация будет признаваться нецелесообразной до тех пор, пока чувство голода не станет настолько сильным, что нецелесообразным станет его торможение.
Из сказанного относительно идеалистической и материалистической форм выражения мы видим, что идеалистическая форма выражения есть не что иное, как выражение на языке мышления естественных природных процессов,
другими словами это - осознание природой самой себя. Язык идеализма - это то,
какими явления представляются изнутри, язык материализма - то, какими явления
представляются извне.
12.09.08 г.