на главную страницу
визитка
темы

 026.11.30 Об автономности эмоций

    Ребенок сунул пальцы в розетку. Удар током, рука непроизвольно отдернулась. В результате всего этого возникло ощущение. Инстинктивно-рефлекторные реакции на воздействия, ощущения - след этих реакций. Эти ощущения должны быть определены как со стороны их конкретного содержания, так и их значения для субъективности субъекта. И вот тут мы сталкиваемся с явлением противоположности инстинкта и мышления, чувства и понятия. Оказывается, что изначально между ними - между воздействием и его определением - не существует соответствия. Что это соответствие устанавливается в процессе определения, и оно имеет своей целью приведение к равновесию двух противоположных сторон - объективной и субъективной реальностей; и его форма определятся потребностью субъекта в объективности либо субъективности, доминированием той либо другой стороны. 

   Действия в реальности вообще требуют от субъекта напряжения. Для обеспечения возможности осуществления того или иного действия субъект должен развить в себе соответствующее напряжение, запастись соответствующим количеством целенаправленной энергии. Без умения создавать в себе напряжение и удерживать его никакое действие невозможно. Значит, от субъекта требуется соответствующее умение; и активность и целеустремленность субъекта существенным образом зависят от развития им в себе этой способности, существенно определяемой развитием им в себе того, что называют силой воли. Получаемые при этом результаты являются материальными результатами.

   Противоположная тенденция связана с потребностью в субъективных переживаниях удовольствия. И этот процесс переживаемого удовольствия связан со снятием напряжений. Переход от большего напряжения к меньшему сопровождается чувством удовольствия, причём, сам по себе этот переход представляет собой как бы замыкание субъекта на самого себя. Если действия с реальностью, требующие напряжения, в качестве своего результата дают целесообразное для субъекта преобразование, которое вызывает в нём чувство удовлетворения, а не наслаждения, то замыкание субъекта на объекты с целью получения субъективного наслаждения имеет своей целью не внешнюю реальность, но внутреннее состояние субъекта. И так как целью этого процесса является понижение существующих напряжений, то это ведет в конечном счете к неспособности субъекта к формированию в себе напряжений, поскольку эта операция приносит ему страдания, которые он оказывается неспособен выдерживать. И этим обусловливается процесс деградации личности.

   Т.о. мы приходим к существованию в субъекте двух противоположных тенденций, характерных для него, и к доминированию в нём одной либо другой   стороны. При этом субъект, способный развивать в себе напряжения, выступает в качестве активной внутренне свободной силы. Субъект, целью которого являются удовольствия, является пассивной, страдающей стороной потому, что у него вызывают напряжения внешние обстоятельства, функцией от которых являются его удовольствия.

   Мы всюду наблюдаем одно и то же явление: есть событие и есть отношение человека к этому событию, причем, оказывается, что само по себе событие не является вещью субъективной. Субъективность привносится человеком в событие. Так, например, можно считать, что событие для сластолюбца является положительным, если ведет так или иначе, если представляет собой путь к удовлетворению сластолюбия. На этой основе возникает собственно рефлекторное отношение, имеющее своей целью подкрепление безусловных рефлексов, следовательно, это отношение является субъективным, и субъект т.о. оказывается функцией от внешних обстоятельств, и в соответствии с этим функционирует также и его мышление как момент, посредством которого осуществляется реализация инстинктов человека. Инстинкты человека реализуют себя посредством его мышления. Мышление является средством реализации человеком своих инстинктов.

   Но вполне возможно и противоположное отношение. Имеется ввиду доминирование мышления и функционирование человека в соответствии с его принципами. Особенность мышления состоит в том, что мышление само по себе, мышление в себе не обладает никакими критериями истины субъекта, то есть субъективной истины, и в себе оно не может определить истину - в отличие от чувственно-инстинктивного отношения к реальности, которое представляет собой субъективную истину как необходимость, как объективную положенность, как объективное существование истины в реальности. Если вы вспомните Васисуалия Лоханкина с его поисками сермяжной истины, то в его лице мы имеем пример вытеснения чувственной составляющей из содержания мышления как критерия его истины. И поскольку это так, то могут строится всевозможные, прямо противоположные системы отношений субъекта к событиям реальности. Это происходит в условиях, когда человек исходит из каких-то положений, принципов, которые превратились для него в инстинкт. И тогда всё то, что соответствует этим принципам, человеком принимается, а что не соответствует - отвергается. Как - то на лекции,  если не ошибаюсь, профессор Молодцов заметил: "Когда Гегелю сказали, что его движению идеи не соответствует действительность, Гегель ответил: тем хуже для действительности. И над этим долго смеялись"

   Стоит отметить, что теория НЛП существенным образом опирается на закон возможности разрыва между чувственностью и мышлением, который позволяет "перемещать событие в иные рамки" и благодаря этому изменять отношение человека к ним. 

   И поэтому человек может радоваться, когда его раздевают, рассматривать как праздник принесение в жертву своего ребенка, встречать как праздник собственный расстрел - что, согласитесь, с точки зрения инстинктивного отношения не очень естественно.

   Есть во всём этом и еще одна сторона: произошло какое-то событие, которое в какой-то системе наших положений определяется вами как отрицательное. И, естественно, в силу этого обстоятельства оно и воспринимается нами как отрицательное. и поэтому мы расстраиваемся, и от того, что мы расстраиваемся, от того, что переживаем отрицательный стресс, мы расстраиваемся. То есть мы расстраиваемся (осознаём, что мы расстроились) потому, что мы расстроились (наша нервная система пришла в отрицательное рассогласование). Но мы понимаем, что наше отрицательное психологическое состояние вредит нашему здоровью, и поэтому  стремимся отрицательность устранить. Для этой цели мы начинаем искать, что в произошедшем событии может быть положительного для нас в объективном или субъективном плане с тем, чтобы иметь возможность взглянуть на событие с положительной стороны. Как правило, мы это находим в любом случае. Либо мы придумываем, как обернуть случившееся в нашу пользу, и тогда событие перестает нами восприниматься как отрицательное, но становится положительным,  либо мы рассматриваем событие как урок, как средство закаливания нашей воли, и тогда оно позволяет нам мобилизовать свои силы на его преодоление, либо мы рассматриваем событие как ниспосланное нам богом, и в этом случае также успокаиваемся, потому что де если это таким образом написано на небесах, значит, так и следует.

   Наконец, стоит обратить внимание и еще на одну вещь. Чаще всего мы начинаем с наших состояний. Например, мы испытываем чувство депрессии, от которого, естественно, хотим избавиться. При этом, как правило, мы ищем его причину, и находим её в нашем ближайшем раздражении, то есть находим ближайшую видимую причину, и этим обусловливается наша реакция, которой, как правило, усугубляется наше состояние. На самом деле истинная причина, как правило, скрыта за множеством следствий из неё, так что чаще всего мы оказываемся неспособны до неё добраться.
 Истинная причина нашего субъективного состояния зачастую лежит в нас самих, и оказывается, что мы просто проецируем наши собственные недостатки на реальность. Мы стремимся изменить, исправить "неправильную" реальность, приводя её в соответствие "с нашей правильностью"вместо того, чтобы заняться самими собой.

   10.09.08 г.