на главную страницу
визитка
темы

026.11.177 Физическое мышление в психологии

Предварение

    При рассмотрении новой темы чаще всего начинают с определений. Читатель в этом случае зачастую оказывается в ситуации, когда он не знает, о чем идёт речь, поскольку не имеет соответствующего чувственного образа. Вообще понятия есть вывод из опыта чувственности, и, следовательно, являются результатом чувственного процесса. Если же мы ограничиваемся понятиями и операциями над ними, то мы сталкиваемся с формальным, механическим подходом, когда человек  чем-то оперирует, и при этом не видит за своими операциями соответствующей им чувственной реальности.

   Так как я для самого себя начинаю с нуля, то первой моей мыслью является написать маленькие рассказики, иллюстрирующие чувственную сторону применения физических принципов мышления в психологии, так или иначе проясняющие мне суть дела. И, может быть, это будет интересно кому-нибудь еще.

   На настоящем этапе мы будем брать физические положения и пытаться увидеть их проявления в области психологии. С другой стороны, можно, имея дело с психологическими явлениями, интерпретировать их в физическом смысле. В целом здесь, скорее всего, должен существовать прямой и обратный перевод: от физических законов - к психологическим и от психологических - к физическим либо от психологических - к физическим и от физических - к психологическим. Польза в последнем случае должна состоять в том, что рассмотрение психологических явлений с физической точки зрения должно позволить определить их последующее течение. Всё это с необходимостью предполагает моделирование психологических явлений физическими.
   Наконец, это будет также физическим языком, посредством которого можно говорить о психологических явлениях

   В качестве источника я буду использовать материалы, расположенные по адресу http://www.phesel.ru/ потому, что физический материал, изложенный там, изложен на пальцах и является предельно понятным.
   Что же касается систематичности, то она будет отсутствовать. Я буду писать о том, что "зацепило" меня на момент написания, и в этом смысле выбор тем представляется случайным.

Работа сил трения

    -Эх, кабы не было сил трения!
    -Глупая мечта. Тогда, если бы ты что-то положил в рот, оно у тебя вылетело снизу. А с чего это ты так заговорил?
   -А вот:
    "§ 104. Превращение механической энергии во внутреннюю энергию.
    Особенность сил трения состоит, как мы видели, в том, что работа, совершенная против сил трения, не переходит целиком в кинетическую или потенциальную энергию тел; вследствие этого суммарная механическая энергия тел уменьшается. Однако работа против сил трения не исчезает бесследно. Прежде всего, движение тел при наличии трения ведет к их нагреванию. Мы можем легко обнаружить это, крепко потирая руки или протягивая металлическую полоску между сжимающими ее двумя кусками дерева; полоска даже на ощупь заметно нагревается "

   -Ты хочешь сказать, что если тебя протянуть между двумя сжимающими кусками дерева, то ты нагреешься?
   -В фигуральном смысле, безусловно.
    -Но это всё-таки сложный процесс. К тебе прилагается к сила по твоему перемещению, которая не обеспечена твоей собственной энергией, то есть тобой не выполнена работа  на приобретение  сведений, необходимых для сдачи экзамена,  и это в то время, когда остальные члены группы должны были совершить соответствующую работу с целью приобретения знания, которое они обменивают на их оценку, в противном случае обмен сведений  на оценку ими не будет осуществлен. и действию этой силы сопротивляется нечто материальное, материальная среда, через которую ты проходишь. И это изменяет твоё состояние, вследствие чего ты нагреваешься.
   -Конечно. Возьмём, например, такую ситуацию. У тебя есть связи, которые сработали так, что на экзаменах преподаватель, о котором идёт слава принципиального, ставит тебе завышенную отметку, и всё это происходит на глазах всей группы. Можно считать, что преподавателем произведена работа над собственной принципиальностью, и именно, он осуществил вычитание из своей принципиальности, и в силу этого объективно он ослабил свои позиции. Если рассматривать принципиальность как энергетический потенциал преподавателя, то он уменьшился. Принципиальность преподавателя является в данном случае той планкой, которую должны взять экзаменующиеся, то есть они со своей стороны, согласно закону Ньютона, должны развить равный по величине и обратный по направлению потенциал для того, чтобы получить знания, которые требует от них преподаватель. Так как преподаватель занизил планку своей принципиальности только по отношению к тебе, то это вызвало ряд последствий. Одно последствие состоит в том, что в студентах возникло сопротивление  преподавателю, связанное с требованием одинакового подхода ко всем и, соответственно,   трения с ним, поскольку его принципиальность оказалась выборочной. Вектор действий студентов при этом состоит в том, что либо преподаватель должен принимать экзамен у всех с заниженной планкой, либо у всех с одинаковой планкой. В результате этого преподаватель оказывается в сложном положении