на главную страницу
визитка
темы
Какие-то субъективные состояния мы можем переживать раз от раза, продолжая оставаться в них и зависеть от них,
и не осознавать себя в них.
Не знаю, то ли я снова заснул, хотя мне казалось, что я не спал. Как бы там ни было, когда я проснулся, на часах было без десяти восемь, и я подумал, что это здорово, я отоспал свои восемь часов, и день у меня начнётся на час раньше. Правда, когда я решил, что окончательно проснулся, часы показывали
без десяти десять, и я не мог понять, то ли я незаметно для себя заснул, то ли мне показалось, что было без десяти восемь. Сейчас-то я понимаю, что просто я
спросонья не рассмотрел маленькую и большую стрелки на часах, и они на самом деле показывали без двадцати десять.
Проснулся же я от одного воспоминания. Когда мы в очередной раз шли после
работы, Рина пробормотала что-то насчёт того, что разводится. "Как
разводишься?"- спросил Николай Михайлович. "Как обычно разводятся" - сказала
Рина тоном человека, говорящего неправду. Ни Николай Михайлович, ни я не придали словам
Рины
внимания, потому что оснований у неё для этого, на наш взгляд, не было.
Но Рина сказала правду.
И вдруг при этом воспоминании я понял, что означал этот развод
Рины.
Человек очень часто играет жалкую роль, и не может ничего с собой поделать. Нечто уже произошло, и он это чувствует, но он не хочет поверить в то, что чувствует, потому что во внешних отношениях ничего не изменилось, всё как было, так и
осталось. Но есть во всём этом такая вещь: вот есть отношения. Они какие есть, такими и будут, здесь уже ничего другого не будет. Но у какой-то из сторон есть ощущение их незавершенности, и у неё существует импульс к достижению завершенности. Но это - только на одной стороне. На другой стороне отношения завершены, им поставлена граница. И ничего
сверх того, что было - ничего не может быть.
Но это только одна сторона дела. Другая сторона состоит в вытеснении. Отношение человека к тебе не изменилось, но у него появилось нечто другое, и время, которое он прежде посвящал тебе, теперь посвящено другим делам.
Жизнь человека в значительной своей части перемещается в иное
пространство, и ты это сразу
чувствуешь: человек изменился.
Вот это ощущение у меня возникло, когда появился Гребенщиков. Не случайно говорят, что лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
"Увидеть", конечно, в широком смысле "почувствовать", "услышать" - в
узко-вербальном смысле. Слова нам даны для того, чтобы обманывать и
обманываться.
И вот возникает это инстинктивное, не осознающее себя отношение, когда ты продолжаешь липнуть к другому человеку, но ты уже перестал быть его реальностью, ты из
его реальной жизни переместился в идеальную, в которой можно говорить лишь о чужой реальной жизни.
Это жалкое состояние, когда ты ощущаешь себя угрём, которого поджаривают, и который прыгает на сковородке, потому что горячо. Но прыгание
всего лишь чуточку отодвигает конец, и по большому счёту бесполезно; хотя по
малому счёту, пожалуй, полезно, поскольку умеривает страдание, давая возможность
его пережить; пережить, чтобы "умереть спокойно".
Ты уже превратился из человека, к которому испытывают влечение, в "друга",
которому поверяют тайные мысли, связанные с влечением к другим, у которого просят совета. Но ты еще ничего об этом не знаешь, ты
еще пытаешься отодвинуть соперника
Но постепенно ты смиряешься с этой новой для себя ролью, и думаешь, что пусть у неё с тобой не получилось, так пусть получится у неё хотя бы с другим.
Разумеется, это у тебя не от каких-то добрых чувств, а от желания сохранить ту связь, которую
Рина назвала "это больше, чем дружба", и которая сохранилась, "несмотря ни на что".
Вообще есть во всём этом, во всех этих отношениях с другим человеком одна вещь, которую можно определить как зависимость. И хотя оказывается, что ты зависишь от другого человека и другой человек зависит от тебя, зависимость человека
от других в тебе "вызывает сожаление", и ты стремишься "избавить человека от зависимости как от болезни", хотя в то же самое время свои собственные зависимости нередко защищаешь всеми возможными средствами.
Все наши зависимости лежат на каких-то основаниях. Как-то
Рина залетает ко мне, словно она на что-то решилась. Но прежде, чем рассказать о том, на что
Рина "почти решилась", стоит всё же сказать пару слов о её семейном положении и о некоей движущей черте её характера. Женщины в отделе
Рину не любят, потому что она "задавака", "строит из себя", "гордячка". И нужно заметить, что это -
действительно характерная черта Рины.
Как-то открывается дверь, и в комплектацию входит мужчина, что называется, мечта женщин: красавец, косая сажень в плечах, рост. У Лидии Сергеевны челюсть отвисла, так что она только и смогла произнести: "Какой мужчина!
Мужчина, вы чей?!"
Лидия Сергеевна - интересная женщина, но, как бы это сказать, даже не то чтобы очень уж простая, нет, но у неё то, что называется, нет то ли такта, то ли тормозов. Какие-то колебания у неё очень уж большие. Я подхожу к ней с нескрываемым намерением её обнять. Она, видя такое намерение, чуть ли не в обмороке, она верещит,
но это единственно потому, что в первый раз. Я её обнимаю. Ей понравилось, и в следующий раз она уже чуть ли не в штаны лезет, так что приходится её тормозить. Лидия Сергеевна замужем. Как водится, муж у неё пьяница и "замухрышка", маленький и тщедушный.
Как она рассказывает, он никогда ей особенно не нравился, но взял её своей
верностью и настойчивостью, и даже отчасти и слезами, за которыми
просматривалась необыкновенная влюбленность в неё. В настоящее же время у него
"не стоит", что она связывает со слабостью его комплекции,
усиливаемой систематическим пьянством. Поэтому она страдает от систематического "недоёба".
У неё есть кот, которого она кастрировала, и то, что она его кастрировала,
вызывает в ней сексуальное возбуждение. "Он еще что-то пытается делать, когда
сидит у меня на руке" - говорит она.
Конечно, Лидия Сергеевна перенесла
тяжёлый удар, когда узнала, что "этот замечательный мужчина" - муж Рины.
И когда замечательный мужчина, принадлежащий этой "гордячке", ушёл, Лидия
Сергеевна еще долго переживала это обстоятельство, даже так, что когда Рина в
очередной раз высказалась о своей любви к сыну, Лидия Сергеевна в свойственной ей
манере сексуального мышления сказала: "Эти мамочки, любящие сыночков, спят с
ними", на что Рина, зная, что Лидия Сергеевна "больна на голову" по причине немощности её супруга, не сочла
нужным реагировать прямо, но сочла необходимым, в свою очередь, в ярких красках
расписать сексуальные возможности супруга, чем вызвала очередной приступ голодных сексуальных
спазм у Лидии Сергеевны.
Да, этот замечательный мужчина был муж Рины, верный и любящий, называющий свою супругу не иначе, как "Лапа". Появился же он у Рины нежданно-негаданно, можно сказать, "почти случайно".
На выходные Рина поехала в деревню и попала на свадьбу, на которой в качестве
дружка жениха и дружки невесты была пара, свадьба которой должна была
состояться
через две недели. Но нужно видеть Рину, когда она выходит в танце. Это королева - эта поступь, этот гордый поворот головы, этот заставляющий
туманится взгляд. "И куда делась та невеста"- говорила Рина. Впрочем, ничего
такого сказано тогда не было, но через две недели заявился Володя со сватами уже в
городе, у Рины, чем вызвал недоумение среди её домашних. Тем не менее на тайный
вопрос матери, согласна ли она, и вообще откуда этот молодой человек свалился, Рина
ответила, что ей уже 26 лет, так что вроде бы и время, и де "не всё ли
равно, кто", имея ввиду, что это всё равно, что на базаре: выбираешь, выбираешь,
а всё равно попадается неизвестно что.
Сделавшись
замужней, Рина заправляет мужем не столько потому, что он из деревни, сколько в силу своего характера, потому что иначе она с людьми обращаться не умеет. Одно время Володя работал с ней на заводе. Когда от завода послали бригаду на помощь братскому народу, пострадавшему от землетрясения, Рина
слала ему письма, которые, как потом рассказывал Володя, читались всем коллективом, потому что это были единственные письма "жены и подруги", вдохновлявшие на подвиг и преодоление трудностей. На вопрос, почему Рина писала такие письма, Рина отвечала, что считала, что письма должны были
быть именно такого содержания, а вовсе не потому, что она что-то подобное
чувствовала.
Из командировки ребята привезли ценности, которые надыбали во время работ,
Володя же с чем уехал, с тем и приехал. По этому случаю Рина высказывалась с досадой,
награждая мужа словом "лопух". Впрочем, это звучало у неё скорее как объективная
его характеристика, чем укор. Позже мужу подвернулась работа на камазе с шабашками, и по
совету Рины он перешел на новую работу. Но, как говорится, не знаешь, где
найдёшь, где потеряешь. Шабашки оплачивались спиртным, и Володя очень скоро
пристрастился к этому делу. Впрочем, на жене и детях это его новое состояние мало
отражалось, поскольку, являясь домой "не в своём виде", муж говорил жене
"Лапочка", жена указывала ему направление в отдельную комнату, в которую он
беспрекословно удалялся на покой, никого не тревожа.
В замужестве Рина родила двоих детей, мальчика и девочку, и во время, о котором идёт речь, сын Андрей закончил школу, а Оксана пошла в последний класс.
Как-то Рина залетает в лабораторию сама не своя, видно, что она летит, и огорошивает меня: "Скажи мне, что мне делать?" Я смотрю на неё вопросительно. "Меня замуж зовут. Начальник цеха. Нужно сказать "да" или "нет".
Сейчас же" Сложен человек. Рина бессеребреница, корысти я у неё никогда не замечал, но сейчас весь вид её говорит, что перед глазами её стоят золотые горы, и эти горы притягивают её к себе независимо от её воли. Рина - женщина гордая, и не признает начальства. И вот сейчас я чувствую, что статус
мужа - начальника цеха её непроизвольно влечет к себе. Я чувствую, что она горит, что она хочет всего этого, что она хочет этой другой жизни, других совершенно денег и другого статуса. Она чувствует, что это - её, может быть, судьба. Она словно уже в другой жизни. Ей только нужно сказать: вперед, Рина, это твой шанс.
Но я не хочу этого. Я человек ревнивый и не могу допустить рядом с Риной другого мужчину, который к тому же еще и неизвестно откуда выскочил. И я говорю: "Это ты должна решать сама. Это должно быть только твоё решение, потому что это - твоя жизнь" И я вижу, как плёнка у Рины начинает откручиваться назад, как она начинает приходить в себя. Всё то, что только что не имело никакого значения, превращается в проблемы: она замужем, начальник цеха женат. У неё семья: муж, дети. Муж ладно, но как дети посмотрят на то, к чему так рванулась её душа.
И ведь подобного же рода проблемы и там, на другой стороне. Глаза Рины трезвеют: "Хорошо, что я зашла к тебе" - говорит она,
успокаиваясь и отметая мечту как сон. Я чувствую облегчение: ничего не изменилось. Я ставлю себя на место Рины, и думаю, что сейчас душой Рины овладела печаль: наша сегодняшняя реальная жизнь держит нас, превращая наши порывы, наши возможности в бесплодные мечты. Мёртвые держат живых. Реальность, которую мы создали и которая создала нас, удерживает нас, обрезая нам крылья.
24.07.08 г.