на главную страницу
визитка
темы

0.31.5. Школа дурака. Глава вторая.

2.4 Мопассан. Бесполезная красота
Цивилизация

    Мужчины и женщины высказывания воспринимают по-разному. Мужчина в сказанном ищет рациональный смысл, он объективирует высказывание. Женщина ищет в высказываниях субъективный смысл. Она субъективирует высказывание. Всё то, что говорит и делает мужчина, интерпретируется ею со стороны субъективных значений, влияний, которые они могут иметь. Женщина в сказанном ищет не то, что сказано, а то, что может стоять за сказанным, какого рода импульсы могут быть его причиной. Поэтому выводы, которые делает женщина, как правило, неожиданны, критерием суждений женщины являются её чувства и субъективные суждения. Вы любите детей, и женщина инстинктом своим это прекрасно знает. И она будет этим пользоваться как средством влияния на вас. Она будет говорить вам, что вы не любите детей, а только притворяетесь, единственная же ваша цель - это обезобразить её. И она совершенно права со своей точки. Если высшая ценность женщины - её красота, то всё то, что может вредить красоте, всё это неправильно и этого не должно быть. Беременность, вынашивание ребенка, его воспитание - всё это вредит красоте. Значит, не следует беременеть, а нужно жить для красоты и получать удовольствие от своей красоты. Т.к. беременность без мужчины невозможна, то мужчина является причиной беременности. Если же мужчина является причиной беременности, то он тем стремится к тому, чтобы женщина не была красивой. Значит, необходимо прекращать отношения с мужчиной. Когда же мужчине говорят, что его целью на самом деле является стремление к безобразию женщины, тогда как женщина - не только самка для производства, но и человек, то мужчина, с одной стороны, возмущается той несправедливостью, что он якобы стремится к безобразию жены, но его рассудок принадлежит его бессознательному, которое воспринимает слова в их буквальном смысле, и в конечном счете, несмотря на всё его возмущение, он оказывается неспособен ничего противопоставить своему бессознательному и бессознательно начинает следовать ему. В результате этого в мужчине возникает противоречивая двойственность, противоречащие друг другу импульсы: импульсы его физиологии, которые требуют своего удовлетворения, и импульсы его психологии, которая говорит, что, удовлетворяя себя посредством жены физиологически, он поступает дурно. Естественно, что выход у мужчины находится в том, что он, с ощущением разбитости и несчастности, отправляется по блядям. Мужчина подчиняется объективности, которую заложила в него женщина. А потом, когда мужчине встречается женщина, которая говорит, что иметь детей - это счастье, и мужчина уходит к ней, такой некрасивой, "ну, что он в ней нашел?"- красавица, лишившись его денег, говорит: "Все мужики - сволочи, нас, женщин, за людей не считают"

   

   Цивилизация начинается со лжи и заканчивается ею.
    "- Бедные женщины!
   - Почему ты их жалеешь?
    - Почему? Ах, дорогой, подумай только! Одиннадцать лет беременности для такой женщины! Ведь это ад! Молодость, красота, надежда на успех, поэтический идеал блестящей жизни -- все принесено в жертву отвратительному закону воспроизведения рода... и здоровая женщина становится простой машиной для деторождения.
    - Ничего не поделаешь! Такова природа!
    - Да, надо сказать, что природа -- наш враг, с природой надо всегда бороться, потому что она постоянно низводит нас на уровень животного. Если есть на земле что-либо чистое, красивое, изящное, идеальное, то оно создано не богом, а человеком, человеческим разумом. Это мы, воспевая действительность, истолковывая ее, удивляясь ей, как художники, объясняя ее, как ученые, которые правда, обманываются, но все же находят в явлениях любопытный смысл, - это мы внесли в нее немного изящества, красоты, непонятного очарования, таинственности. Богом же сотворены лишь грубые, кишащие зародышами всяких болезней существа, которые после нескольких лет животного расцвета стареют в немощах; обнаруживая все безобразие, все бессилие человеческой дряхлости. Он, кажется, создал их только для того, чтобы они гнусно производили себе подобных и затем умирали, как умирают однодневные насекомые.
   Я сказал: "Гнусно производили" - и настаиваю. Что может быть, в самом деле, гаже и отвратительнее мерзкого и смешного акта воспроизведения живых существ, которым всегда возмущались и всегда будут возмущаться все утонченные души? Раз уж все органы тела, изобретенные этим скупым и недоброжелательным творцом, служат каждый двум целям, почему же он не выбрал для этой священной миссии, для самой благородной и самой возвышенной из человеческих функций какой-нибудь другой орган, не столь гнусный и оскверненный? Рот, через который наше тело получает вещественную пищу, в то же время выражает слово и мысль. Посредством него восстанавливается плоть, и через него же сообщаются мысли. Орган обоняния, дающий легким необходимый для жизни воздух, передают мозгу все благоухания мира, запахи цветов, лесов, деревьев, моря. Слух, благодаря которому мы общаемся с себе подобными, помог нам создать музыку; мы творим из звуков мечту, счастье, бесконечность и испытываем при этом физическое наслаждение! Но можно подумать, что насмешливый и циничный творец, как будто нарочно, задался целью навсегда лишить человека возможности облагородить, украсить и идеализировать встречу с женщиной. И вот человек изобрел любовь -- неплохой ответ лукавому богу! -- и так опоэтизировал ее, что женщина подчас забывает, какие прикосновения она вынуждена терпеть. Те из нас, кто не способен к самообману и экзальтации, изобрели порок, утонченный разврат, - это тоже способ околпачивать бога и воздавать почести, бесстыдные почести красоте.
    А нормальный человек производит детей, подобно животным, спаривающимся по закону природы".

   Западная цивилизация создана на рационализации лжи. Никакая истина не может быть в ней представлена непосредственно. Всякая истина может рассчитывать на своё существование лишь при условии, что она высказана в форме лжи. Логика цивилизации направлена на отрицание родовых законов природы и освящение импульсов индивида.
    "Но, дорогой мой, ведь животным ничего не надо делать, что бы жить здесь. Они дома, у них готовые стол и квартира, им остается только пастись или охотиться и пожирать друг друга соответственно своему инстинкту: бог никогда не предвидел любви и мирных нравов; он предвидел только смерть живых существ, ожесточенно убивающих и пожирающих друг друга. А мы!.. Ах, сколько потребовалось нам труда, сил, терпения, изобретательности, фантазии, предприимчивости, способностей, таланта, чтобы сделать эту каменистую, проросшую корнями почву сколько-нибудь обитаемой! Подумай, чего мы только ни сделали вопреки природе и против природы, чтобы устроиться хотя бы сносно, хоть как-нибудь, хоть сколько-нибудь удобно, хоть сколько-нибудь изящно, но все еще недостойно нас! И чем мы цивилизованнее, чем умнее и утонченнее, тем больше нам приходится побеждать и подчинять себе животный инстинкт, который заложен в нас по воле бога. Подумай только, что нам пришлось создать цивилизацию, всю цивилизацию, включающую столько вещей, - столько, столько всевозможных вещей, от носков до телефона! Подумай обо всем, что ты видишь ежедневно, обо всем, чем мы пользуемся так или иначе. Чтобы скрасить свою скотскую участь, мы придумали и создали все, начиная с жилища, а затем -- вкусную пищу, соусы, конфеты, пирожные, напитки, ткани, одежды, украшения, кровати, матрацы, экипажи, железные дороги, бесчисленные машины. Мало того, мы изобрели науку, искусство, письменность и стихи. Да, это мы создали искусство, поэзию, музыку, живопись. Все идеалы исходят от нас, как и вся привлекательная сторона жизни -- женские туалеты и мужские таланты, - и нам в конце концов удалось хоть немного приукрасить, сделать менее голым, менее монотонным и тяжелым то существование простых производителей, ради которого только и породило нас божественное провидение. Взгляни на этот театр. Разве в нем не собралось человеческое общество, созданное нами, не предусмотренное извечным промыслом, ему неизвестное и доступное только нашему сознанию? Разве ты не видишь, что это изысканное, чувственное и интеллектуальное развлечение придумано вот таким недовольным и беспокойным мелким животным, как ты или я, и притом придумано им только для себя самого?"

    Цивилизованный человек не выходит во внешность, являя свои инстинкты, как это, может быть, имеет место у масс. Он обязательно свои инстинктивные потребности должен преобразовать в идеи, и высказать их как объективную необходимость. Идея окружающими воспринимается как высказывание об объективной реальности. Рефлекс, преобразованный в идею, выступает по отношению к окружающим в качестве закона, в качестве того, что должно быть, что является законом природы. И тогда все чувственные факты начинают подводиться под законы идеи. Идея становится законом чувственности,  тем, что организует её в структуру.

   Человек руководствуется в своей деятельности одним единственным выбором - вектором удобства, облегчения, удаления сопротивлений природы. Уже эта установка так или иначе должна разделить людей на два противоположных класса - потребителей, тех, для которых всё делается, и производителей, тех, кто всё производит. Человек живет в значительной мере в искусственной, созданной специально для него природе, и чем более он потребитель, тем в более искусственной атмосфере он живет.

   И т.о. оказывается, что истина природы и истина человека - это противоположные вещи. Истина природы - это выживание сильнейшего, это закон воспроизводства. Истина человека - это выживание слабейшего, это существование человеком для самого себя, но уж никак не для воспроизводства.

   Логика человека - это антилогика природы. И в конечном счете мы исторически наблюдаем одни и те же циклы - развитие цивилизации до уровня, который приводит к её самозагниванию, поскольку она производит индивидов, целью которых является лёгкость существования, снятие всяческих сопротивлений ему. И в конечном счете индивидов, которые неспособны сопротивляться. И тогда, когда цивилизация начинает чувствовать себя особенно истинной, тогда является природа в лице варваров, живущих по законам природы, и они уничтожают цивилизацию. И начинается следующий  процесс оцивилизовывания варваров, и так до тех пор, пока не останется варваров. Но не в варварах дело. Если бы их не было, то либо цивилизация сама уничтожила бы себя своей цивилизованностью и ленью, либо же она "из своих рядов" произвела бы варваров, которые уничтожили бы её и на её обломках построили новую цивилизацию.

   31.05.09 г.