на главную страницу
визитка
темы
У подъезда особняка стояла элегантная
виктория, запряженная двумя великолепными вороными. Был конец июня, около
половины шестого вечера, и между крышами домов, замыкавших передний двор,
виднелось небо, ясное, знойное, веселое.
Графиня де
Маскаре показалась на крыльце в ту самую минуту, когда в ворота входил ее муж,
возвращавшийся домой.
Он приостановился, взглянул на жену и слегка
побледнел. Она была очень красива, стройна, изящна; продолговатый овал лица,
кожа цвета золотистой слоновой кости, большие серые глаза, черные волосы; не
взглянув на мужа, как бы даже не заметив его, она села в коляску с такой
непринужденной благородной грацией, что сердце графа вновь сжалось от позорной
ревности, так давно его терзавшей. Он
подошел и поклонился.
- Вы едете кататься? -- спросил
он.
Она
презрительно бросила слова:
- Как видите.
- В Лес?
-
Возможно.
- Мне разрешается сопровождать вас?
- Коляска ваша.
Не удивляясь тону жены, он поднялся, сел
рядом с нею и приказал:
- В Лес.
Лакей вскочил на козлы рядом с кучером; лошади, как всегда, начали плясать на
месте, вскидывая головой, и выравняли шаг, только повернув на улицу.
Давайте будем помнить о том, что мы занимаемся умом, а не чувствами, и,
значит, занимаемся не переживаниями, а тем, что следует делать, что следует
демонстрировать, что следует имитировать в тех или иных ситуациях. Какая формула
рефлекса здесь видится? Самая общая формула состоит в том, что если ваша
красивая, изящная жена в ваше отсутствие куда-то уезжает, то вы должны сказать
себе, что испытываете чувство недостойной ревности. При этом то обстоятельство,
что ревность ваша недостойна, заставляет вам делать вид, что вы скрываете то,
чего, возможно, не существует. То же, что вы ревнуете, заставляет вас не
оставлять жену одну.
С другой стороны, красивая женщина должна всем
своим поведением демонстрировать презрение к мужу. Муж, в свою очередь, должен
принимать это презрительное к нему отношение жены. Итак, если вы красивая
женщина и сознаете своё действие на мужчин, то вы имеете полное право выражать
своё презрение к ним вообще как к низшей расе. В свою очередь, мужчина,
"владеющий" женщиной, и тем более на правах супруга, должен сносить это
презрительное отношение к себе и мешать реализации требований красоты женщины.
Супруги сидели рядом молча. Муж искал
повода для разговора, но жена упорно сохраняла
жестокое выражение лица, и он не
решался начать. Наконец он тихонько пододвинул руку к затянутым в перчатку
пальцам графини и, словно нечаянно, прикоснулся к ним, но жест, которым жена
отдернула руку, был так резок и выражал такое
отвращение,
что муж встревожился, несмотря на свою привычную властность, доходящую до
деспотизма.
Он прошептал:
-Габриэль!
Не поворачивая головы, жена спросила:
- Что вам угодно?
- Вы
прелестны.
Она
ничего не ответила, откинувшись в коляске с видом разгневанной королевы.
Красавица должна быть жестокой с мужем, каким бы властным и деспотичным он ни
был и демонстрировать своё отвращение к нему. В свою очередь, властный и
деспотичный муж на выражение отвращения к нему должен всячески
льстить красоте жены.
Что бы вы ни делали, как бы ни поступали,
вы всегда пользуетесь какой-то стратегией. Если эта стратегия вами не
сформулирована словесно, то она, однажды возникнув как естественный процесс,
также и исчезнет. Стратегия для того, чтобы она могла превратиться из случайного
факта в произвольный, должна быть понята, осмыслена и выражена словесно.
Другое дело - наша способность к осмыслению.
Что такое стратегия?
Это принцип того, что мы делаем.
Какой стратегией мы
пользовались выше? Мы исходили из того, что всё, что ни делается, всё правильно.
Что дает подобного рода стратегия? Она идет вслед за событиями, и она позволяет
выявить то, "ради чего" нечто делалось, то есть к каким следствиям то или иное
поведение приводит. И так как всякое действие, с одной стороны, обусловлено, и,
с другой стороны, характеризуется необходимыми следствиями, то именно в этих
двух отношениях оно является истинным: оно может рассматриваться в качестве
истинного с точки зрения следствия из обусловленного, и истинно в качестве
обусловливающего.
Наше поведение есть равнодействующая множества
факторов. Само собой разумеется, целью является анализ действующих сил, их игры,
их возникновения и уничтожения. Но на поверхности мы имеем дело с
равнодействующей.
В настоящем случае мы имеем дело с взаимодействием двух субъектов. Рассказ
Мопассана начинается с определенной точки, от которой события устремляются
в будущее, и силы, которые устремляют их в будущее, порождены прошлым. Это
прошлое включает в себя реальные события. В целом это позволяет выразить
последовательность событий в графиках. На графиках мы можем отразить уровень
переживания событий (уровень чувств), уровень мыслей, и уровень действий, и
установить связь между ними. С другой стороны, чувства многогранны - это и
чувство страха, и жадности, и удовольствия и т.д., и отношение между ними
порождает в конечном счете равнодействующую. Всё множество чувств, мыслей,
поведенческих актов образует сложную динамическую картину, разобраться в которой
непросто, тем не менее, моделирование этих процессов возможно, и это и делают
серьёзные писатели.
По жизни мы очень часто понимаем, что происходит,
но неспособны происходящее предотвратить потому, что реагируем эмоционально и
оказываемся в западне наших эмоций. И даже если мы знаем, что следует сделать,
чтобы предотвратить нечто, мы не в силах будем это сделать, потому что нами
управляет не сила рассудка, а сила эмоций, которая "слепа и неразумна" Само по
себе поведение и мужчины, и женщины в рассказе проходит под знаком
доминанты переживаемых чувств, с которыми люди ничего не могут сделать.
Здесь есть два уровня: уровень желания и уровень долженствования. Это -
реципрокные отношения: если положена одна сторона, то другая сторона с
необходимостью оказывается снята. Поэтому даже два тождественные вектора
затормаживают друг друга: одно дело, когда вы позволяете себе ревновать, и
другое дело, когда у вас существует установка, что вы должны ревновать. То, что
вы должны ревновать, смещает ваше внимание с ревности чувства и снимает его.
Когда вы должны говорить о любви, это совсем другое, когда ваши слова о любви
являются непосредственным проявлением ваше чувства. И т.д. Но все те вещи,
которые формируются на уровне долженствования, представляют собой средства,
которые применяются произвольно. Это совершенно иное отношение к реальности, чем
реакция чувств.
Давайте взглянем на динамику происходящего. Мы можем
понять её, лишь дочитав рассказ Мопассана до конца. Когда перед нами целое, мы
начинаем понимать, "почему". При этом нужно помнить, что то, что выставляется
субъектом в качестве причин его поведения - это, как правило, не истинные
причины. То, что происходило когда-то и чем человек прикрывается сегодня, имеет
в качестве своей цели достижение субъектом его сегодняшних интересов. Поэтому,
хотя всё то, что человек говорит, является правдой, по большому счету имеет в
качестве своей цели не эту правду, а удовлетворение его сегодняшнего интереса.
Человек строит себя сегодняшнего из правды (а часто и лжи) своего прошлого.
Рассказ начинается с описания того, как разразилось кульминационное событие.
Когда изо дня в день повторяется одно и то же раздражающее событие, то, в
конечном счете, раздражение накапливается и доходит до точки взрыва. Для того,
чтобы взрыв произошел, субъект должен созреть для него. Накопление раздражения
приводит к тому, что уже самые отдаленные признаки раздражающего события сразу
расшифровываются и вызывают мгновенную ответную реакцию, сила которой в конце
концов становится неудержимой.
И вот мы наблюдаем
взаимодействие двух автономных существ, связанных между собой, вынужденных
поддерживать друг с другом отношения. База, на которой построены их отношения,
заключается в том, что
"Вы женились на мне против моей воли; мои родители были в стесненном положении,
и вы добились своего; они отдали меня вам насильно, потому что вы были очень
богаты. Они заставили меня, я плакала. "В сущности, вы купили меня"
Чувства - самая сильная составляющая человека, и чувства не прощают. В
высказывании графини есть одна важна вещь: над ней было произведено насилие,
было сделано то, чего внутренне она не хотела. Обстоятельства, при которых
человек принужден делать то, чего он не хотел делать, что не сообразовывалось с
его мечтами и желаниями, вызывает в нём к ним отвращение, и это отвращение
становится фоном, который лежит в основании всех дальнейших отношений. То, что
нечто было сделано не в соответствии с желаниями человека, это не прощается, ибо
в этом случае человек оказывается отчужден от себя. И это оказывается не связано
с тем, делают при этом человеку добро или зло. В фильме "Калас и Онасис"
мать заставляла Марию учиться петь в то время, когда Марии "хотелось ласки" и
пирожных. В результате этого Мария превратилась в знаменитую Калас, и в это же
самое время она отвергла мать как силу насилия над собой. В настоящем случае мы
имеем проявление работы того же рефлекса.
Человек - существо
векторное. Это значит, что он стремится к оправданию себя и к осуждению других.
Графиня оправдывает родителей их стесненным положением, и оправдывает себя всё
той же стесненностью, поскольку у графа было то, что ей нужно -
материальное положение. Что это значит? Это значит, что в человеке жил инстинкт,
согласно которому он должен быть прекрасно материально обеспечен и "жить
светской жизнью". Это - то, что сидело у человека в мозгах, а "цель оправдывает
средства". Поэтому со своей стороны у графини к себе упрёков нет. У неё есть
образец того, что у неё должно быть и какой жизнью она должна жить при её
данных. А жить она должна, естественно, "для удовольствия".
Возьмём противоположную сторону противоречия - сторону графа. Графу
действительно понравилось это красивое животное, и он его купил. Он его купил в
свою собственность, и раз его купил, он считает, один имеет право
наслаждаться его красотой. Ведь собственность - это вещь, которой пользуется
хозяин, это его вещь, которая существует для удовлетворения его потребностей. Но
никак не для удовлетворения потребностей других. Потому что в последнем случае
это будет уже не его вещь. Поэтому собственность приходиться охранять, тем более
что на неё множество охотников. Но ведь красоту - не спрячешь, красота вызывает
алчущие мужские взгляды, мысленно раздевающие женщину и имеющие её. И можно ли
верить женщине?
Вы всегда были мне неприятны, и я всегда вам это
выказывала, ведь я никогда не лгала, сударь! То, что женщина не лгала,
она ставит это себе в заслугу. Ну, это тоже вариант для неё, и в этом варианте
есть две стороны: одна сторона объективная, но главная сторона другая,
субъективная, состоит в том, чтобы посильнее уязвить другую сторону и получить
от этого удовольствие. Здесь действует извечный инстинкт богомолки: "А какое
право ты имеешь входить в мой организм. За это ты войдёшь в мой организм, и
только так мы будем квиты" - и пожирает богомолка трудящегося над ней богомола.
Основанием этого высказывания является то, что женщина уверена в своей красоте,
в том, что от её красоты невозможно отказаться. Что ни говорите, а это - сильное
высказывание: вы купили себе красоту, а красота говорит вам, что вы и сегодня, и
вчера, и всегда были ей неприятны. Вы купили себе красивую вещь, и она же вас
еще и опускает. А вы терпите, потому что не можете без неё. Что здесь
изначальное? Изначальная установка женщины: "Ты меня купил, и поступил
аморально, и поэтому навечно виноват передо мной". А граф действительно
перешагнул через это, и это - в порядке вещей. Помните в "Обыкновенной истории
Гончарова": "А что невеста?"-"А она как все они, только покраснела, и всё" -"Да
может, она вас любить не может?!"-"Любовь любовью, а супружество супружеством".
"Зачем же вы женитесь"-"Да надоело так болтаться. Захотелось завестись своим
домком..."
Итак, для того, чтобы иметь возможность получить ситуацию
графа, нужно действовать подобно ему, прельстившись красотой. Или подобно
Пушкину. Ведь тот испытывал те же самые "позорные чувства ревности", что и граф,
и превратился к тому же в средство для существования своей красавицы - жены,
хотя бы даже и умной и благородной, настолько, что поступила с соответствии со
словами Татьяны "Но я другому отдана, и буду век ему верна". А каково наблюдать,
какие чувства испытывает женщина к другому мужчине, как она хочет его, какие у
неё фантазии по отношению к нему? Что её сознание занято Дантесом, но "она ведет
себя благородно по отношению к мужу", и, изменив ему в своих мыслях, не доходит
до последней черты, которая, может быть, не так уж и нужна. А если человек
предался красоте, то он будет её во всём оправдывать, и именно потому, что,
однажды прикоснувшись к ней, не сможет от неё оторваться. Красота - это не
любовь, это - неумолимая сила, которая притягивает к себе. Вы можете тысячу раз
быть безразличным к человеку, можете видеть его душу в её наготе, и, однако, не
сможете оторваться от его красоты, причем, красота человека - это не его
физическое тело, хотя действует через тело. Красоту невозможно поймать,
ухватить, взять в руки. Вы можете иметь дело с телом женщины, но, при этом тело
женщины может не иметь никакого отношения к её красоте.
28.05.09 г.