на главную страницу
визитка
темы

0.31.14. Приживалы

    Я смотрю на дурака с сожалением. Я смотрю на него с чувством презрения, может быть, не слишком глубоким, может быть, даже отчасти и влюбленным, потому что он - мой дурак. Мне обычно бывает за него неловко, и, тем не менее, не прислушиваться к нему я не могу. Я к нему прислушиваюсь, а часто и следую за ним. И, однако, во всех случаях следования за ним я чувствую, что это - не то, совсем не то, что я хотел бы делать. И когда дурак говорит мне, что  "такова жизнь", меня его аргумент не убеждает.
   Вот и сейчас дурак ударился в рассуждения.
   "Всё-таки формула "не верь, не бойся, не проси", хотя она и исходит из кругов не уважаемых, мне видится очень верной. Насчет "не верь, не бойся" - об этом в другой раз. А сегодня я хочу говорить о формуле "не проси".
    Всё дело в том, что просить - это позиция. Я не говорю здесь о том, что человек использует просьбы в качестве сознательного средства достижения его целей. Я не об этом принципе говорю. Я говорю о просьбе человека, который оказался в безвыходном, затруднительном, неудобном положении, вызвавшем в нём испуг, стрессовое состояние,  то, что называют измененной формой сознания, а на поверку - бессознательной схемой деятельности. Когда человек просит вовсе не потому, что хочет просить, а потому, что испуг, страх у него настолько сильны, что его действия осуществляются на уровне бессознательного, он оказывается отчужден от самого себя, зависим от тех бессознательных импульсов, на путь управления  которых он ступил. В результате  подкрепленной просьбы бессознательные импульсы  начинают влечь его по жизни, и содержанием этих импульсов являются  импульсы по отношению к нему другой стороны.
   Стоит человеку это сделать один раз и получить положительное подкрепление, и он будет делать это и во все последующие разы. Он уже не сможет противостоять ситуации. Он уже будет надеяться на кого-то и следовать за кем-то.
   На мой взгляд - это инстинктивно - рефлекторная схема, создающая совестливого человека. Когда человек просит о чем-то другого человека, то уже сама по себе просьба вызывает в другом человеке точно также измененную форму сознания. С одной стороны, он понимает, что, откликаясь на просьбу, он делает услугу другому человеку. С другой стороны, откликаясь на просьбу, он, соответственно, нечто отрывает от себя, что приводит его самого в стрессовое состояние. Ведь особенность человеческой психики состоит в том, что отдаваемое и принимаемое измеряется человеком разными мерами. То, что человек отдает, обладает для него наивысшей ценностью, ему трудно это делать, его "жаба душит". И в то же самое время, принимая нечто, он не ощущает ценности принимаемого, ему кажется, что другой стороне это ровным счетом ничего не стоит. А ведь так не бывает. И т.о. получается так, что то, что вы даете, обладает сверхценностью, то же, что получаете, обладает минимальной ценностью, и поэтому, отдав нечто, вы уже не можете восполнить отданное, сколько бы вам ни возвращали.
   Капиталистический принцип товарного обмена - это принцип свободы. Производится обмен эквивалентными товарами, обмен же рассматривается в качестве эквивалентного в силу того, что обе стороны согласились на обмен. Обмен произошел - и все отношения закончились. Товарный обмен - это одноразовый акт. Собственно "человеческие отношения" в нём присутствуют ровно до тех пор, пока ведутся переговоры по поводу "купли-продажи". Купля-продажа совершена - и вам налево, мне направо, ну, и до свидания.  В России до капиталистического принципа свободы далеко. В России в основном всё строится на "человеческих отношениях": я тебе что-то сделал, и тем самым превратил тебя в обязанного мне. И тем самым мы уже образовали систему.
   Во всех этих отношениях мы получаем два типа людей: один тип людей - тех, о которых мы говорим, это тип людей, однажды попросивших, и противоположный тип людей, понявших для себя прелесть отношений зависимости других от них.
   Кулаков в России называли кровопийцами. Кровопивец - это психологическое определение человека, который вызывает в вас ощущение, что он из вас пьёт кровь. Но опять же, если вам приходит в голову, что из вас пьют кровь - то это уже осознание. А если из вас пьют кровь, а вам даже от этого еще и лучше, еще приятнее, тогда как?"
   Дурак замолчал, и лицо его выразило затруднения, связанные с движением мысли. Подобного рода затруднения у него возникают обычно, когда ему приходит в голову идея прямо противоположная, и он готов доказывать прямо противоположные положения, но не знает, что делать с положениями высказанными. Сейчас, в свете новой идеи, они кажутся ему ложными. Но ведь еще минуту назад они казались ему истинными, и кто может поручиться ему, что и новая идея через минуту не покажется ему такой же ложной, как и предшествующая, поскольку у него возникнет еще какая-то идея. И таким образом дурак замолкает, и лицо его принимает недовольное выражение, и когда он обращает свой взгляд на меня, мне кажется, что он недоволен мной.
   "Человеческие отношения - это сущность человеческих отношений в России.- говорит он мрачно и недовольно.- Например, возьми ребенка. Он целиком зависит от родителей. Он только берет, а родители только отдают. Так что здесь, конечно, нет эквивалента. Но когда родители становятся старенькими, то они только берут, а дети им только отдают. И т.о. получается равновесный обмен."- лицо дурака всё больше мрачнеет от бесплодных усилий его мысли. Он говорит, но чувствует, что мысль его не попадает "в точку", что он "стреляет" мимо цели, и это обстоятельство портит ему настроение.
   "Вот возьми самую обыденную ситуацию: мать рожает девочку, разводится с мужем. Девочка обвиняет мать в том, что она лишила её отца. И мать начинает чувствовать себя в глазах девочки "во веки проклятой", и вот 25-летняя бездельница сидит на шее матери, свесила с неё ноги и болтает от удовольствия, а мать работает на нескольких работах, только чтобы удовлетворить свою чадунюшку, перед которой она чувствует себя  в неоплатном долгу."- дурак опять замолкает, а я начинаю понимать, что всё его философствование представляет собой попытку переработать какое-то недавнее впечатление.
    "Давай, рассказывай, что произошло" - пытаюсь я навести дурака на след. Но своеобразие дурака заключается в том, что вместо того, чтобы прямо сказать, в чем дело, он сначала плетет паутину, в которую потом это дело и вставит.
   "Помнишь Толика Мансурова? Он всё ходил на заводе этаким заморышем. И мы его еще сколько то времени не видели, а потом на тебе, появился, и мы его не узнали, совсем другой человек стал, из заморыша превратился в этакого крепкого кулака. Ты еще тогда удивился, с чего у него такое резкое превращение. Он ответил, что побывал на каких-то там курсах. Ну, насчет курсов не знаю, но то, что мышление его изменилось, это точно."
   "И вот я не понимаю, как это могло так произойти. Я человек от природы жадный. То есть не жадный, а скупой. То есть не скупой, а как Чичиков:  я и не прочь поделиться деньгами, но как-нибудь так, чтобы мои деньги не уменьшились. Потом этот инстинкт, как мне кажется, ослаб, но тогда он был силен. И вот то, что меня поразило, что тогда я, при всей моей жадности, то есть не жадности, а скупости, то есть даже не скупости, а я так, как  Чичиков, не хочется мне, чтобы деньги, которые у меня есть, не хочется,  чтобы их стало меньше. Это помнишь как в рассказе Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" Самуил Давыдыч Бржоцкий победил муки совести: " -- Это сто зе! это ницего! только ты крепце дерзи меня, Лия! -- уговаривал он жену во время самых отчаянных пароксизмов, -- и если я буду спрасивать скатулку -- ни-ни! пусть лущи умру! " То есть стойкий был человек. Ну, и я тоже вроде как этот Бржоцкий, хотя, может быть, и несколько в противоположном роде".
   "Что я хочу сказать? - я хочу сказать вот об этом самом пароксизме совести. Я тогда с этим Толиком, предчувствовал возможные муки от совести, и избежал их. Я же тогда попросил Толика вынести с завода списанный принтер, и Толик вынес. Он вынес принтер, а я ему сразу в зубы триста рублей, и этим разочаровал и потряс его до основания, потому что никакие триста рублей ему не нужны были, а нужна была моя зависимость от него, то, чтобы я ему должен. И как он ни вставал на дыбы, а я заставил его взять эти деньги, и теперь мог спать спокойно. Так что капиталистический принцип свободны был мной соблюден полностью."
   "Я всегда говорил: нельзя расслабляться. А тут я расслабился. От счастья расслабился. От того, что всё получилось. Словом, дал волю своей душе. А нельзя давать волю душе, ни по каким видом. Помнишь ремарку Ленина по поводу действия на него "Лунной сонаты": хочется людей по головкам гладить; а по этим головкам надо бить."
   "Ну, вот, Ленин, в качестве гениального человека, несмотря на нежность в душе разума не терял. А с меня, дурака, что возьмёшь: и буду знать, что дело может плохо кончиться, а не остановлюсь. А здесь, конечно, от чувств совершенно расслабился, за что и был немедленно наказан, поскольку вызвал у человека рефлекс ему не свойственный.
   Игорь, конечно, мне здорово помогает. Нет, не физически, а советами. Так то у меня у самого руки не из зада растут. И я, конечно, рассиропился, как говорится, душа раскрылась. И вот из-за доброты Игоря я превратился решительно в Чичикова. Этакая сволочь, правда, иначе меня не назовешь. "Игорь, ты столько меня выручал, сколько я тебе должен?" Ну, не может Игорь тебе сказать, сколько ты ему должен, поскольку отношения не те. Ты понимаешь, если ты нормальный человек, то пойди, купи бутылку, и не спрашивай, "сколько должен". И вот представь себе,  вроде не жадный, а жадность одолела в силу бескорыстности и дружеского расположения ко мне Игоря. То есть вот такая у меня способность: как только хорошая, чистая ситуация, так обязательно нужно её переговнять, обмерзить. Я как-то прочитал, что есть люди, с которыми нельзя по-человечески. Вот я из таких людей."
   "Сам понимаешь, "ничто на земле не проходит бесследно". Конец дня, а я с утра на одном бутерброде. Естественно, весь в грязи, в масле. Иду мимо Игорева гаража. А здесь уже собрались Игорь, Андрей и еще какой-то мужик. И стоит Витина машина. "У тебя зажевать ничего нет?"-говорит Игорь. "Сам с голода пропадаю, сейчас иду домой"- глупо-высокопарно отвечаю я. Ребята начинают уговаривать Витю съездить наверх в магазин. Витя отнекивается,  он, мол,  в трусах, и ему неудобно. Игорь ко мне:"Поезжай с ним" И я этак с холуйской готовностью говорю: "Конечно, только я Витину машину испачкаю". Мои слова сразу убедили Витю, и он сказал, что сейчас переоденется и поедет" Я же пошел своей дорогой, чувствуя себя обгаженным с ног до головы. То есть мои слова насчет денег Игорю показали ему, что я считаю себя обязанным ему, и следствием этого явилась его психологическая установка на то, что он может использовать меня, как ему заблагорассудится. Установились человеческие  отношения зависимости. 
   И вот тут я сказал себе "стоп". Когда я о чем-то спрашиваю Игоря, это его дело - ответить мне или нет, и его дело - спросить цену за ответ или не спросить. Если Игорь не спрашивает цену за ответ - я ему ничем не обязан. Знаешь ли, важно чувствовать себя свободным, не связывать себя ни с чем. И, конечно, тот импульс, который я вызвал в нём выражением своей обязанности перед ним, этот импульс должен быть уничтожен. Я должен изменить свою позицию. В отношениях между людьми всегда так: одна сторона не может ничего потребовать от другой стороны, если другая не соглашается с её требованиями"
   -А одиночества - не боишься?-спросил я.- Ведь человеку важно чувствовать, что он - не один, что он связан душевными, человеческими отношениями с людьми. Ведь иначе холодно, да и незачем жить.
    -Ну, это твой взгляд на вещи - холодно сказал дурак.- Но всякий человек должен спросить себя, что является центром его жизни: его собственная жизнь и его собственные интересы или жизнь и интересы других людей. И проживает он, т.о., собственную жизнь или он живет, существует в жизнях других людей в качестве некоего прилагательного к их жизням.
   -Я не думаю, что всё это так категорично выглядит - заметил я.
   -Пожалуй, нет. Но меня поражают некоторые люди, которые не только живут по сути чужой жизнью, но и не мыслят для себя никакой иной жизни. Они вечно существуют при ком-то, и этим существованием при ком-то счастливы. Это приживалы от природы. У них словно нет ничего своего: они существуют и радуются и огорчаются чужими радостями и заботами.  Знаешь, что мне кажется здесь основным? - Это то ли чувство вины, то ли чувство благодарности, какая-то смесь этих двух сторон. Чувство благодарности связано с тем, что кто-то сделал нечто для вас чрезвычайно важное, что делать был не обязан для вас ни в какой мере. Например, если ребенок в семье родной, то он предъявляет родителям свои требования, ощущая себя "в своём праве" Но если это некий приемный ребенок, как у Мопассана в "Мадемуазель Перль", то она чувствует себя в семье, и семья ей это показывает, что она занимает в ней место, на которое не имеет права. И отсюда у неё бесконечное чувство вины, что она живёт в семье, не имея на это право, и этим же формируется вся её психология. В подобного рода положение человек ставится либо обстоятельствами, от него не зависящими, либо же он сам ставит себя в это положение. Он оказывается заключенным в клетку благодарности, которая не позволяет ему вырваться из его холуйского, неравноправного положения.

   27.06.09 г.