на главную страницу
визитка
темы

0.31.10. Школа дурака. Глава пятая.

5.3. Условие эффективности самодержавия
 

   Величайшей заслугой Ивана Грозного является формулирование и введение в России самодержавия как принципа, преобразующего многоголосицу частных интересов  в интерес государства. Не будь самодержавия, мы не имели бы Российской Империи, раскинувшейся на пятой части суши земли. Мы с вами на практике убедились в том, что нарушение принципа самодержавия, введение принципа индивидуального частного интереса привело к распаду Российской империи. Но далее следует обратить внимание на одну важнейшую особенность самодержавия, связанную с его успешностью либо загниванием.
   Самодержец представляет собой энергетику реализации духовности. Но, сделав заявление о том, что самодержцем правит дух божий, он тем самым собственно рациональную, духовную часть вывел за пределы себя и подчинил себя ей. Этот т.н. дух божий реализуется в лице советников самодержца. И от самодержца требуется обладание инстинктом правильного выбора советников.  Пока Иван Грозный следует советниками из Избранной рады, он успешен.
   С 1549 вместе с Избранной радой (А. Ф. Адашев, митрополит Макарий, А. М. Курбский, священник Сильвестр) Иван IV провел ряд реформ, направленных на централизацию государства: Земскую реформу Ивана IV, Губную реформу, проведены преобразования в армии, в 1550 принят новый Судебник Ивана IV. В 1549 созван первый Земский собор, в 1551 Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-56 Иван IV отменил кормления и принял Уложение о службе. В 1550-51 Иван Грозный лично участвовал в Казанских походах. В 1552 была покорена Казань, затем Астраханское ханство (1556), в зависимость от русского царя попали сибирский хан Едигер и Ногаи Большие. В 1553 устанавливаются торговые отношения с Англией. В 1558 Иван IV начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Первоначально военные действия развивались успешно. К 1560 армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена, а сам Орден перестал существовать. Тем временем во внутреннем положении страны произошли серьезные изменения.
   Как и во всяком деле, важно, чтобы дело не начало испытываться на весах личных страстей. Стоило Ивану Грозному увлечься в Ливонской войне, а для самодержца, от которого требуется способность удержать свою власть, этого рода пробой, связанный с незаметным для него самого переходом от подчинения духовности к удовлетворению чувственности, когда трезвый расчет и хладнокровие заменяются полетом, который обусловливается страстью к удовлетворению инстинктов,  самодержец начинает проигрывать:
   Около 1560 Иван Грозный порвал с деятелями Избранной рады и наложил на них различные опалы. По мнению некоторых историков, Сильвестр и Адашев, понимая, что Ливонская война не сулит России успеха, безуспешно советовали царю пойти на соглашение с противником. В 1563 русские войска овладели Полоцком, в то время крупной литовской крепостью. Царь был особенно горд этой победой, одержанной уже после разрыва с Избранной радой. Однако уже в 1564 Россия потерпела серьезные поражения. Царь стал искать «виноватых», начались опалы и казни.
   Далее начинается период правления Ивана Грозного, методы которого очень напоминают методы правления Сталина:
   Иван Грозный все больше проникался мыслью об установлении личной диктатуры. В 1565 он объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: территории, не вошедшие в опричнину, стали называться земщиной, каждый опричник приносил клятву на верность царю и обязывался не общаться с земскими. Опричники одевались в черную одежду, подобную монашеской. Конные опричники имели особые знаки отличия, к седлам прикреплялись мрачные символы эпохи: метла — чтобы выметать измену, и собачьи головы — чтобы выгрызать измену.
   С помощью опричников, которые были освобождены от судебной ответственности, Иван IV насильственно конфисковывал боярские вотчины, передавая их дворянам-опричникам. Казни и опалы сопровождались террором и разбоем среди населения. Крупным событием опричнины был новгородский погром в январе-феврале 1570, поводом к которому послужило подозрение в желании Новгорода перейти к Литве. Иван Грозный лично руководил походом.
   Были разграблены все города по дороге от Москвы до Новгорода. Во время этого похода в декабре 1569 Малюта Скуратов задушил в тверском Отроч монастыре митрополита Филиппа, пытавшегося противостоять царю. Считается, что число жертв в Новгороде, где тогда проживало не более 30 тысяч человек, достигло 10-15 тысяч. Большинство историков считают, что в 1572 Иван Грозный отменил опричнину. Свою роль сыграло нашествие на Москву в 1571 крымского хана Девлет-Гирея, которого опричное войско не смогло остановить, были пожжены посады, огонь перекинулся в Китай-город и Кремль.

   Результат:
   Разделение страны пагубно сказалось на экономике государства. Огромное число земель было разорено и опустошено. В 1581 с целью предотвратить запустение имений Иван Грозный ввел заповедные лета — временный запрет крестьянам уходить от своих хозяев в Юрьев день, что способствовало утверждению в России крепостнических отношений. Ливонская война завершилась полной неудачей и потерей исконно русских земель. Объективные итоги царствования Иван Грозный мог увидеть уже при жизни: это был провал всех внутри- и внешнеполитических начинаний.
   Мы с вами видим, что как только самодержец вместо "подчинения богу", то есть интересам страны, начинает реализовывать свои собственные частные по сути своей страсти, страна приходит в упадок. Последующее покаяние Ивана Грозного говорит о том, что он осознавал, что перестал подчиняться богу и что бог не на его стороне. Обратим в связи с этим внимание  на его письмо Андрею Курбскому, в котором он ясно очерчивает критерии, которыми он руководствуется в качестве самодержца. Этот критерий - критерий положительного подкрепления его деятельности в качестве самодержца:
   Со смирением напоминаю тебе, о князь: посмотри, как к нашим согрешениям и особенно к моему беззаконию, превзошедшему беззакония Манассии, хотя я не отступил от веры, снисходительно Божье величество в ожидании моего покаяния. И не сомневаюсь в милосердии Создателя, которое принесет мне спасение, ибо говорит Бог в святом Евангелии, что больше радуется об одном раскаявшемся грешнике, чем о девяноста девяти праведниках; то же говорится и в притче об овцах и драхмах. Ибо если и многочисленнее песка морского беззакония мои, все же надеюсь на милость благоутробия Божьего: может Господь в море своей милости, потопить беззакония мои. Вот и теперь Господь помиловал меня, грешника, блудника и мучителя, и животворящим своим крестом низложил Амалика и Максентия. А наступающей крестоносной хоругви никакая военная хитрость не нужна, что знает не только Русь, но и немцы, и литовцы, и татары, и многие народы. Сам спроси у них и узнаешь, я же не хочу перечислять себе эти победы, ибо не мои они, а Божьи.
   Писал ты нам, вспоминая свои обиды, что мы тебя в дальноконные города как бы в наказание посылали, - так теперь мы, не пожалев своих седин, и дальше твоих дальноконных городов, слава Богу, прошли и ногами коней наших прошли по всем вашим дорогам - из Литвы и в Литву, и пешими ходили, и воду во всех тех местах пили, - теперь уж Литва не посмеет говорить, что не везде ноги наших коней были. И туда, где ты надеялся от всех своих трудов успокоиться, в Волмер, на покой твой привел нас Бог: настигли тебя, и ты еще дальноконнее поехал.
   Итак, мы написали тебе лишь немногое из многого. Рассуди сам, как и что ты наделал, за что великое Божье провидение обратило на нас свою милость, рассуди, что ты натворил. Взгляни внутрь себя и сам перед собой раскройся! Видит Бог, что написали это мы тебе не из гордости или надменности, но чтобы напомнить тебе о необходимости исправления, чтобы ты о спасении души своей подумал.

    Т.о. важнейшим достоинством Ивана Грозного является то, что он объективирован по отношению к самому себе, что он ставит себя в подчинение Святому Духу и, увидев, что его действия ведут к разорению страны, ударился в отмаливание своих грехов, ибо практика его правления указывала ему на на его грех перед богом:
   С 1578 царь перестал казнить. Почти в это же время он приказал составить синодики (поминальные списки) казненных и разослать по монастырям вклады на поминовение их душ; в завещании 1579 каялся в содеянном.
   Но, разумеется, джин, вырвавшись однажды из бутылки, в бутылку уже не возвращается:
   Периоды покаяния и молитвы сменялись страшными приступами ярости.
   Итак, мы видим, что самодержавие эффективно ровно до тех пор, пока оно опирается на целесообразность. Схема, которая при этом работает, состоит в том, что человек личные страсти использует ради общего интереса. Но джин, который существует в каждом из нас, стремится к свободе, стремится вырваться из своего подчинения духу, и в силу этого самодержавие вырождается в застой. Правильность этого положения доказывает вся история самодержавия: История Екатерины Великой, Петра Первого. Всюду, где страсти человека в конечном счете подчинялись общему интересу и работали на него, мы наблюдаем прогресс. Там, где начинает преобладать частный интерес правителя, в чем бы он ни состоял,  наблюдаем застой. И именно потому, что самодержавие - это принципиально система, в которой дух частных лиц отчуждается от них: "Сталин думает о нас" -  и нету других забот. Ибо двигателем процессов в системе оказывается самодержец. Сгнил самодержец - с ним сгнило и его тело - его страна.

   05.06.09 г.