-Что, вещие сны?
-Говорят же, что когда человек спит, с ним бог разговаривает. Но сны нельзя
разгадывать. Раньше я не понимала сны, а теперь понимаю.
А что, разве я тебе не рассказывала? Знаешь же, что бывают серийные сны?
-Знаю.
-Это когда всё началось, вся эта история с Лёшкой, вроде я здесь, в Рабочем
городке, а в углу стоит клетка, и в ней птица. Я припоминаю как - то один
разговор с Лёшкой того времени. Что-то он опять не приходил домой, мы
поругались, легли спать. Я у него спрашиваю: "Ты меня любишь?" А он молчит. Я у
него снова спрашиваю, и он снова молчит. И так ничего и не сказал. Я тогда
подумала: "Это "так". У меня в то время и в мыслях не было, что у него может
появиться другая женщина.
И вот я подхожу к клетке с птицей, смотрю, а она умерла. Я выташила птицу из
клетки, и прячу в руках, чтобы папа не увидел. И так я ходила с этой мертвой
птицей, и прятала её от всех, чтобы никто не узнал, что она умерла. И я всё
смотрела, ожила она или нет. А она уже всё, неё уже все перья обсыпались, а я
всё ношу её в руках. Это любовь умерла. А потом смотрю, у неё маленькие перья
пробиваются. Ну, это, наверное, от того, что мне этого очень хотелось.
А потом был второй сон. Наша комната, и вот дверь сама открывается, и я вижу,
как птица медленно, как при замедленной съемке, и комнаты летит на улицу, и я
вроде беру рукой и её возвращаю.
А следующий сон был такой, что я взяла клетку, вышла из дома на лужайку, открыла
дверцу клетки, и птица вылетела из клетки и улетела.
Всё это уже давно случилось, и мама уже догадывалась, только я ничего не
знала.
Как-то в воскресенье Лёшка говорит: я сегодня в ночь дежурю за отгулы. Я тебе
вечером часов в 10 позвоню. И, конечно, как всегда: любимая, поцелуйчики, то да
сё. Уходит.
10 часов - звонка нет. 11 - звонка нет. Я себе места не нахожу. Звоню - не
отвечает. Если он дежурит, один, то как это может быть, что он не отвечает,
купается, что ли. Я не в себе. И тогда я обратилась к господу. Я сказала:
господи, если я должна это узнать, что бы это ни было, пусть я узнаю.
Я набираю номер, и вдруг слышу музыку и голоса. Это он, видимо, хотел отключить
вызов, да не на ту кнопку нажал. И вот я слышу, как разговаривают. Женские и
мужские голоса. Видно, что он с приятелями и девочками в баре, и вот девицы
рассказывают, как на них смотрели хачики, как они с ними танцевали. Ну, конечно,
эти сидели квасили, и девицы с другими танцевали. И потом я слышу, как музыка
удаляется, это значит, что они из бара вышли, и Лёшкин голос: "Мочить их надо
было, мочить" Он когда выпьет, дурак - дураком. Дальше я не выдержала, выключила
телефон. Звоню ему. Через некоторое время слышу его голос, и вокруг - тишина.
Это значит он, услышав звонок, отбежал в сторону. Говорю: "Ты где?- "Дежурю"-
"Дежуришь?"- и тут я пересказывают ему весь разговор. Он настолько растерялся,
что не нашелся, что ответить. Фантазии не хватило.
Маринка рассказывает, когда Лёшка познакомил её с Танькой, она её сразу
расшифровала. Она отвела Лёшку в сторону и говорит: "Она тебя разводит, как
лоха, а ты лох и есть. Ей не ты нужен, а нужно в Ростове остаться".
Маринка в то время с Верой официантками работали, и в каких только ресторанах
они не работали, и в центре, и на левберДоне, и Маринка говорит: мы только с
Верой и были ростовчанки. Остальные - лимита. Я этих тварей прекрасно знаю, у
них одно на уме - любой ценой зацепиться в Ростове. Я как только Таньку увидела,
по её физиономии сразу её расшифровала". Они садятся в машину, и Дима говорит:
"Я не удивлюсь, если она завтра скажет, что беременна".
И, представь себе, через две недели она заявляет, что забеременела.
Танька всё рассказывала, что у неё блуждающая почка, что врачи ей запрещали
рожать, говорили, что она умрёт, но она, несмотря ни на что, всё равно родила
Славика. И теперь она просто не знает, что будет, как она будет рожать во второй
раз. Лешке говорит: поедем в деревню, там у меня мой врач. Они едут в деревню,
разумеется, Лешка на приёме не присутствует. Она выходит, говорит: врач сказал,
что её положение крайне тяжелое, что у неё почка блуждает, и всё блуждает и
блуждает и никак не найдет себе места, и что ей, то есть Таню, а не почку,
нужно положить в больницу.
Мама говорит: вот хорошо. Танька во время родов умрёт, Лешка вернется, и у нас
будет ребенок, и мы все прекрасно заживём. А возникла эта мысль от гадания.
Бабка гадала мне, и сказала: "Я вижу тебя, ребенка, мужа. Но я не знаю, твой это
ребенок или нет" И вот и получилось, что всё сходится: с одной стороны,
блуждающая почка, с другой - бабкино предсказание.
Куда там, представь себе, Маринка здоровая, её положили на сохранение. А эта
больная, с какой-то там блуждающей почкой, ни на каком сохранении не лежала. И
вот Таньку увезли в больницу. И вот мы ждем. Разумеется, Танька благополучно,
без всяких проблем разрешилась Дашкой. А мы думаем: "Смотри ты, что-то не
сложилось"
А у Маринки воды раньше отошли, и она только через девять часов родила. Мы с
мамой изнервничались, звоним Маринке, а она всё отвечает: нет еще. Ночь же не
спали. Я говорю маме. Отдохните, пусть не заснете, так полежите. Это в три часа
было. Звоним Маринке, а она не отвечает. Мы с мамой подхватываемся, и в
двадцатку. Подходим к окошечку регистратуры: "Дорофеева родила?" А та: "Сейчас
узнаю" А уши то в форточке. Слышим, она спрашивает по телефону: "Дорофеева
родила?" И тут же такой возглас: да ты что?! Что мы должны были подумать?! Мама
вся побледнела, вот - вот упадет. Эта возвращается: родила, мальчик, 3700. Мы с
мамой вышли, у мамы и так больное сердце, ругаемся, до сих эту дуру вспоминаем.
Мама Маринке говорит: мы тебе звонили, почему ты не отвечала. А Маринка: я в это
время рожала.
Танька же всё рассказывала, что ей нельзя рожать, какая она из себя вся
больная. А тут говорит Маринке: "Мы с Лешей так старались, и у нас всё никак не
получалось." Маринка говорит: начала врать, так держалась бы чего-нибудь одного.
Танька говорит то, что ей в данную минуту выгодно.
Но сейчас в её поведении появилось что-то новое.
Лешка же тогда всё пел, что ребенка хочет, что детей любит, и Танька думала,
что если она ребенка родит, то тут её на руках носить будут. А ничего этого не
случилось. Мама её не воспринимает, Лешка к Дашке относится... Слышим крики,
мать - перемать, иди на улицу, сам иди на улицу. В чем дело? - Дашка плачет,
Лешке спать мешает.
Пошли всей семьей на площадь. А там же голуби, и Славик начал их гонять. Мама
говорит: "Славик, не гоняй голубей, это нехорошо". Танька сразу: "А что в этом
такого, ничего такого в этом нет. Гоняй, Славик, гоняй голубей" Мама говорит:
"Если в этом ничего такого нет, то и не нужно гонять" Разделились на два лагеря,
разошлись в разные стороны, а я то к одним, то к другим, потом думаю: нет, надо
к какому-то одному лагерю примыкать.
На следующий день ни Танька, ни Лёшка ни с кем не разговаривают. Танька напела
ему в уши. Маринка говорит: "Ну, не разговариваете, и не разговаривайте. Если у
вас комплексы, то здесь - нормальные люди."
Поехали в парк. Мы с Маринкой позже подошли, смотрим, а они уже в баре сидят,
квасят. Маринка говорит: "Пойдемте на аттракцион. Мы что сюда, пиво пришли пить
или гулять." И Маринка ушла с Данькой, а я осталась, чтобы компанию не
разрушать. И вдруг Танька говорит: "Пришли права качать" - меня чуть ветром со
стула не сдуло. Смотрю, Дашка оливку сосет. А у неё и так плохо со стулом. Я
говорю: "Не нужно бы, чтобы Дашка оливку ела." Танька: "А что тут такого. Кушай,
Даша, кушай" Я и замолчала. Скажет: сперва роди своего ребенка, а потом и
воспитывай его. Смотрю, Лешка пальцами по столу забарабанил, занервничал,
значит, говорит Таньке: "Ну, что, ты всё?"
-Ну, да, Таня вела дипломатию, а дипломатия не срабатывает, и в ней тает надежда
на то, что она добьется, чего хотела. В ней уже сформировалась ненависть, и
наступает момент, когда ей уже всё равно, когда она уже не думает о
последствиях. Её всё и все раздражают, и она позволяет своему раздражению
вырываться наружу.
Что меня поражает, Таня не спускает Дашку с рук. Дома она ничего не делает,
не готовит, не убирает, в комнате грязь, Славик у неё заброшен, такое
впечатление, что она его ненавидит. В самом начале ей говорили: отдай Славика в
детский садик. «Нет, что вы, Славик дерется, он всех детей в садике бил, и
воспитательницы постоянно на него жаловались. А потом, я дома, зачем ему ходить
в садик». И вот Славик с детьми не играет, никого не слушает, растет оторви
голова. Кем он вырастет? "Да что вы, Славик очень хороший мальчик. В детском
садике все воспитательницы его хвалили, говорили, какой он хороший мальчик.
И вот сравни, две матери, Маринка и Танька. Мы любим семьей во дворе собраться,
потрещать. Вот сидим, разговариваем, каждый что-то рассказывает. А Маринка же до
родов ничего и никого не признавала, и как изменилась сейчас. Для неё ребенок -
это всё. Данька проснулся - всё, интересно ей, не интересно, она к сыну, кормит
его, потом идет с ним гулять. Она делает то, что нужно её ребенку.
Проснулась Дашка - Танька берет её на руки, возвращается к нам и стоит, что-н.
рассказывает или просто слушает, и так два - три часа.
Ребенка она с рук не спускает.
-Дашка - это её защита против вас. Она знает, что здесь её никто не любит. И
Дашка - это единственное звено, которое принуждает окружающих примириться с нею.
Мы с Ленкой на знаю, сколько лет не виделись. После школы почти не
встречались. Как-то случайно встретились лет пять назад, и всё. Она узнала, что
я развелась, и они недалеко гуляли, и она решила меня проведать. У неё муж, двое
детей.
Она пришла по старому адресу, а ей говорят: она здесь не живёт, и показывают,
где я живу. Я увидела её и меня как обухом по голове. Она смотрит на меня. В
глазах непонимание, а еще и подвыпивши, и говорит: "Ты же развелась" - Я говорю:
"Да, развелась" . "А твоя мама же там" Я говорю: "Здесь у меня другая мама"
Тут Валерка высовывается. Тогда в её глазах появляется понимание. "Ты с Валеркой
живешь?" Я говорю: "Нет, ни с кем я не живу. Я одна, у меня всё нормально"
Смотрю, у неё на глазах слёзы. Говорит: "Я не понимаю" Я говорю: "Приходи, когда
трезвой будешь, я тебе объясню".
Это, наверное, потому, что вы мне в уши надули. Вижу сон, вроде Валерка
подходит ко мне и говорит: садись в машину. А мне не хочется. Смотрю, а стоят
Маринка, мама, Димка, и они вроде улыбаются и подмигивают мне: мол, иди, садись.
И вот я сажусь в машину, и мы едем в магазин. И он примеряет мне, но не кольцо,
а болванки колец, чтобы узнать размер пальца.
Потом вижу, что Валерка что-то пишет, и я заглядываю через его плечо, что он там
пишет. А во сне обычно невозможно рассмотреть, что человек пишет. А тут я так
ясно вижу, что они пишет: "Валера любит Леру"
Лешка с Валерой братья, но ничего общего у них нет. У Лешки что-то загорится -
он всё моментально делает: тяп, ляп, лишь бы быстрей. Пристройку он чуть не за
день сделал. Зато посмотри на неё: стены - как волны на море. У Валерки всё не
так. Если он что-то делает, то делает это основательно. Валера лежит на диване.
Мама говорит: Валера, уже весна, фундамент пора копать. Начнет копать, мама
вокруг него бегает: ой, сыночек, да как же тебе тяжело, да отдохни.
У Валеры есть что-то еврейское, не перетрудится. Увидел, как Лешка раствор
лопатой мешает, собрал 12 тысяч, купил бетономешалку. Теперь ворчит: "Вот когда
изобретут электрическую лопату, тогда и буду копать фундамент.» Как они с Лешкой
утром едут на работу, на это стоит посмотреть.
Лёшка утром вскакивает, быстро умывается, всё, готов, уже сидит в машине, весь в
нетерпении, Валеру ждет. Валера не спеша завтракает, потом думает, что ему
сегодня может понадобиться, собирает инструмент в машину. В это время Леша как
на иголках, то сядет в машину, то выйдет из неё, то закурит, то бросит
закуренную сигарету.
Наконец, Валера садится в машину. Всё, Леша сидит,
расслабился. Валера что-то думает, вспоминает, что он забыл, выходит из машины,
что-то вырезает, наконец, в половине десятого они выезжают на работу к девяти.
А Лешка никогда ему не поможет фундамент копать. Лежит, телевизор смотрит.
-А Валерка ему помогал пристройку строить?
-Да ведь это невозможно, у них несовместимые темпераменты.
-Так а чего ты тогда хочешь от Лёшки?
-Да ведь при копке траншеи под фундамент темперамент не имеет значения. Таскай
себе землю, и всё.
Баба Варя их отливала. Когда она Лешку отливала, на нём порчи было
видимо-невидимо. А на Валере нет порчи. Баба Варя говорит: у него настолько
крепкий иммунитет, настолько крепкая нервная система, что к нему ничего не
пристает. Порча и хотела бы к нему пристать, но ей зацепиться на нём не за что.
Лешка приходит с работы, садится за пиво, зовет Валеру. Валера говорит: "Не
хочу" И уговаривать его бесполезно.
На днях лежит, телевизор смотрит, а у Маринки набойка с каблука отвалилась. Она
говорит: «Валера, приклей набойку». Он говорит: "Не могу" - "Что, обувного клея
нет?" -"Нет"-"А ты моментом приклей"-"Моментом вы клеить будете. Единственное,
чем могу помощь, оторвать вторую набойку"
Обычно от шуточками говорит, а тут шуточки в его голосе пропали. Так что мы сами
с Маринкой набойку приклеили. Лешка, тот моментально бы какими-нибудь ниточками,
тряпочками набойку примотал, лишь бы как-нибудь держалось. Валера как-нибудь
ничего не умеет делать.
Танька сегодня звонит. У них компания собирается. Я к ней перестала ходить
из-за её сватовства. Я ей говорю: "У меня всё в порядке, всё нормально. Мне не
нужен никто" Она этого не понимает.
На работе то же самое. У нас же там валютчики. Слушай, они общаются между собой,
всё, но что они друг о друге говорят! Как можно после этого общаться?! У нас
Сашка, валютчик, жадный...жадность у него, по-моему, раньше его родилась. Ему не
то что своих, ему даже моих денег жалко. Как-то подходит женщина, просит
мороженое и воду, потом говорит: "Ой, у меня пятидесяти копеек не хватает" Я
говорю: "Ничего" Она: "Вы знаете, я проездом, я не смогу вам занести" Я говорю:
"Вы хотите пить?" - "Хочу" -"Ну, берите"
Женщина ушла, подходит Сашка: "Что ты делаешь?! Это так один подойдет, нет
пятидесяти копеек, другой подойдет" - Как будто они толпами ходят. Ну, даже если
подойдет таких на десятку, я всего лишь один раз на маршрутке не проеду." Сашка
поднимает палец: "Вот! А могла бы один раз на маршрутке проехать!"
Потом подходит: "Дай мне...у меня пятидесяти копеек не хватает" Я говорю: "А вот
тебе я не дам" -"Это почему?"- "Потому что ты и так имеешь"-"Да что я имею,
копейки, копейки" Но так он хороший парень. А я почему-то не могу соврать, что
замужем. Сашка как-то говорит: "Ты замужем?" -"Нет"- "О, слушай, у меня есть
отличный парень, я вас познакомлю." -Я говорю: "Не надо меня ни с кем знакомить,
я не хочу замуж"- "Ты была замужем?"- «Была» - «Тебя обидели?» - «Не знаю. Может
быть».
Сашка вздыхает: "Не созрела еще"
-Люди к чему-то стремятся: одни выйти замуж, другие занять должность. Возьми
Инку. Я думал, она всю жизнь будет медсестрой. А она университет закончила,
ребенка родила... У тебя нет мечты.
Она посмотрела на меня, подумала и сказала: "А ведь и правда, у меня нет мечты"
09.07.07 г
Всю ночь такой ветрюган был. Утром мама встает, выходит во двор, а во дворе
ветер один угол навеса сорвал, и он болтается. А Лешка во дворе был. Мама
говорит: "Леша, привяжи навес." А он: "А я тут причем?"- и пошел в дом. Мама
говорит: "А вы тут кто? Вы что, квартиранты здесь?" А у неё климакс, всё её
раздражает, выводит из себя. Мы с Маринкой это понимаем, и сглаживаем. А о
Валере и говорить нечего. Он невозмутим, он не слышит, что ему говорят
И её понесло, всё, что в ней накопилось, вылилось. "Привел тут засранку, не
готовит, не убирает, во дворе семечек наплюет, а я за ней подметаю..."
Думаем, ну, сейчас разразится скандал. Нет, те спрятались в комнате, целый день
не выходят.
А они оба хороши, о том, что у них в комнате творится, я уж не говорю. Во дворе
не убирают. Лешка разбросал по двору инструмент, сколько его просили, хоть бы
пальцем пошевелил, пока мы сами не убрали.
Мама заходит в комнату. Маринка говорит: "Мама, зачем вы так. Ведь вам с
ними жить." А мама говорит: "А мне плевать. Привел засранку. Не хочу, чтобы они
здесь жили. Пусть квартиру снимают или едут к себе в деревню." Мама, конечно, им
этого не скажет, чтобы они уходили, но и возражать не будет.
Танька же всё говорила насчет прописки. Будет у неё прописка - она всё,
ростовчанка, а это всё, что ей нужно, тогда она хозяйка, только держитесь. Она
всех выживет.
Сидим, и о чем бы разговор ни шел, она всё переводит на прописку, обосновывая
это всевозможными предлогами - то получением детских, то родовых, а мы ей в
ответ тут же даем решение её проблем без прописки. Или Танька говорит, а все
делают вид, что не слышат её слов. Лёшка, правда, по большей части сидит,
помалкивает. Наконец, мама сказала Таньке: "Бабушка сказала, что никого
прописывать не будет, и без того в доме полно народу" В последнее время Танька
что-то оставила эту тему.
Я тебе рассказывала, что Танька не готовит. Я вообще не знаю, что они едят. Лёшка приходит домой с работы, начинает готовить. Мама вроде с Маринкой разговаривает, а говорит это для Таньки: "Какие обязанности женщины: жена должна дом содержать, чтобы в нём было удобно жить членам семьи. Она обязана готовить, содержать дом в чистоте. Я утром вставала, захожу к Лерочке, а они уже едят". А я с вечера готовила, знала же, что Лешке рано на работу. Танька фыркнула: "Что я, дура, что ли?!" Я смеюсь: вот оказывается, в чем дело: не надо было мне ухаживать за Лешей, готовить, обстирывать. Ему самому это нравится делать. Если бы я это знала, мы бы до сих пор с ним жили, и всё было бы нормально.
А у мамы на глазах слезы: меня с Лёшкой жалеет. Я говорю: "А ну, прекратила, это еще что за новости" Тогда она успокаивается. Не люблю, когда меня жалеют. Я сама себя могу пожалеть. Но это совсем другое дело.
-И ведь это она сама рассказывает, никто её за язык не тянул.
-Человек иногда говорит удивительные вещи. Это потому, что он видит только себя,
знает только собственный интерес и собственную цель и полагает, что он
бесконечно прав и ему окружающие безусловно должны сочувствовать. Это такое вот
у некоторых свойство: неумение взглянуть на себя со стороны.
-Она рассказывает о своём первом замужестве. Приехала из деревни, Вышла замуж за
мужчину на двадцать лет старше. Мать мужа предоставила им двухкомнатную
квартиру, и еще дача у них была. И она родила Славика. И вот так они там жили.
Говорит: однажды мать пришла и сказала: "Вы загадили всю квартиру. Лучше я её
продам." И представляешь, она сама это рассказывает.
-То есть вначале к ней относились хорошо, предоставили квартиру, потом Танька
"себя показала" и отношение к ней изменилось.
-Таньку там так и не прописали, мать продала квартиру, и они жили на даче. А
там, конечно, удобств никаких. Танька к этому времени уже работала, стала
материально независимой. Она разводится с мужем, потому что теперь он ей
не нужен, зачем ей человек на 20 лет старше её, снимает квартиру, снимает Лешку…
-Вот в этом отношении есть любопытная деталь. Обычно, когда женщина мужчины
еще замужем или была замужем, обычно к настоящему или бывшему супругу у нового
мужчины формируется отрицательное отношение, и делается это в том числе и самой
же женщиной. Мужчина видит в другом мужчине только соперника (а женщина,
конечно, изо всех сил подогревает это отношение, науськивая своего нового
мужчину на свою прежнюю любовь). Он не хочет видеть в нём человека. А напрасно.
Обычно супруг, по словам женщины, и такой, и сякой, словом, совсем неважная
скотинка. Но иногда у женщины прорвется и правда. В моём случае как-то Галка
высказалась в таком духе, чтобы я не говорил о ней с её мужем, "потому что он
непременно убедит тебя в том, что я не стою твоих ухаживаний, что я и такая, и
сякая. Он в этом отношении умный мужик" Разумеется, я не говорил о Галке с её
мужем. Но опыт моих последующих отношений с ней показал, что совершенно напрасно
я этого не сделал: это уберегло бы меня от очень многих неприятностей.
Я слышал, что Лёшка чуть ли не дрался с её мужем. А ему следовало бы просто
поговорить с ним о человеке, которого тот знает гораздо лучше, чем Лёшка. Тогда,
может быть, ничего и не было бы.
- Да ведь это ведь из области фантазии. В жизни такую ситуацию трудно
представить, чтобы два человека, один из которых владел какой-то вещью, а другой
пытается вступить в её владение, могли спокойно обсуждать свойства самой вещи,
потому что их помыслы направлены друг против друга, они рассматривают друг друга
как врагов, из которых один хочет удержать вещь, а другой – присвоить, стать её,
как он полагает, хозяином.
Человек ходит по кругу, повторяя одни и те же ошибки. Ведь сейчас положение, в котором оказалась Танька, повторяет то, что было у неё с её первым мужем. У неё есть какой - то врожденный стереотип поведения, и она всю жизнь будет его повторять, в разных вариациях, ничему не учась у собственного опыта, то есть не изменяясь.
-Мне кажется, я что-то понял о Лёше.
Я еще раньше говорил, что у Лёши открыто глупое выражение лица. И если
просмотреть всю его историю, то видно, что он вечно находится в каком-то
напряжении, в каком-то стрессе, и это с самого начала, ещё с его отношений с
бабкой. Он неспособен самостоятельно разрешать никакие проблемы, в которых
оказывается. Он собой не управляет.
А что это означает? Это означает, что у него головы нет. (Я припоминаю Зину,
одним из серийных снов у которой были мужчины без головы. То, что она видела во
сне мужчин без головы, отражало только то обстоятельство, что она рассматривала
самих мужчин как не обладающих головой, мозгами. Ну, Зина была стерва еще та,
причем, очень умная стерва, и она крутила мужчинами, как хотела, и для неё
мужчины действительно не имели мозгов, во всяком случае во всем, что касается их
отношений с женщинами. Правда, счастья ей это не принесло.) И обрати внимание
еще на одну вещь, на Лёшины рассуждения. Он всегда, когда берётся рассуждать, он
рассуждает настолько правильно, что создаётся ощущение, что всё эти его слова -
чужие, что он говорит что-то совершенно внешнее ему. Если человек его не знает,
то может подумать: смотри ты, какой правильный парень. Но на самом деле никакой
правильности в его рассуждениях нет, но при этом он действительно считает, что
правильно то, что он говорит. Он в это верит.
Я как-то ехал в автобусе, и ехал в автобусе парень, явно больной на голову, что
было видно уже по его физиономии. Он постоянно что-то говорил, и всё то,
что он говорил, никак не вязалось со окружающей его обстановкой. Но стоило мне
закрыть глаза, и просто слушать то, что он говорит, и оказывалось, что сами по
себе слова, которые он произносит, очевидно, имеют вполне разумный смысл, только
они к текущей реальности не приложимы, а он их прилагает. Леша, конечно, не
сумасшедший, и все те рассуждения, которые он делает, формально прилагаются к
ситуации. Однако, всё это, тем не менее, только с формальной стороны. У Леши
положена чувственность, инстинкты. И чувственное отношение к реальности у него
доминирует. Он неспособен действовать в соответствии с рассудком, потому что
рассудка как такого у него нет. Обычный человек обычно рассуждает, вот это можно
делать, этого делать нельзя. И он способен затормозить себя, способен управлять
собой.
-Ты неправ. Я, например, часто думаю, что следует сделать одно, а делаю совсем
другое.
-Это не то. Я точно также часто знаю, что разумно сделать так, но поступаю
иначе. Как бы это объяснить. Обычно наши подобного рода рассуждения относятся к
какой-то практической ситуации, и мы понимаем, что ситуация требует от нас
определенных форм поведения. Но что-то нас останавливает. То, что нас
останавливает, может быть связано с тем, что помимо данной ситуации наше
поведение определяется также и другими ценностями, а также другими ситуациями,
которые заставляют нас затормозить данную форму поведения как не отвечающую им.
Или же у нас может просто не существовать рефлекторных схем для реализации
требуемого поведения, когда мы и не против, но не можем. Но во всех этих случаях
мы контролируем и наше собственное состояние и ситуацию. Мы управляем всем этим.
-Представь себе, Сашка, пацан, на десять лет младше Лёшки, и он руководил им.
Все эти походы по пиву, по девочкам...
-Вот-вот, вот это я и имею ввиду. У Леши положены чувства, инстинкты, они для
него выступают в качестве критерия истины. Все же рассуждения, всё это - то, что
находится вне его, находится за пределами его сознания, и сами все эти
рассуждения, все ценности он точно также воспринимает чувственно, как
находящуюся вне его и независимую от него внешнюю силу. Фрейд говорил об
амбивалентности чувств. В данном случае мы имеем дело с такой амбивалентностью,
в которой мирно уживаются противоположные тенденции, но при этом доминирующей
является именно чувственность, то есть инстинкты, требующие своего
удовлетворения, и, поскольку эти инстинкты удовлетворяются, над ними
надстраиваются условно-рефлекторные схемы, которыми обеспечивается их
удовлетворение. Здесь всё происходит совершенно случайно, особенность, однако, в
том, что всякое движение Леши в сторону рассудочных действий ведет у него к
стрессам, и поэтому по отношению к ним у него вырабатываются отрицательные
рефлекторные схемы. Тогда как собственно чувственное отношение к реальности
доставляет ему непосредственное удовольствие, удовлетворение, и поэтому этот
вектор его поведения становится доминирующим. У него происходит отбор отношений,
связанных с чувственностью, так что в конечном счете этим начинает определяться
всё его поведение. И когда эта схема, наконец, образована, можно утверждать, что
данный человеческий тип родился.
Если посмотреть, как выглядит рождение взрослого человека из ребенка, то на
Леше это видится очень отчетливо: мы встречаем его в качестве человека,
"который следует заповедям Христа": это послушный, добрый мальчик,
рассуждающий так, как его учили старшие. Но вот начинается собственно жизнь,
и собственно жизнь показывает, что окружающие не слишком-то следуют
христианским установкам, и более того, напротив, не следование им,
оказывается, может доставлять много удовольствия, и задача состоит в том,
чтобы по возможности получать удовольствия подпольно. И когда схема эта
подкрепляет себя, отношения переворачиваются: теперь он понимает, что очень
хорошо и приятно нарушать общественную мораль, что жизнь становится в
чувственном отношении богатой и разнообразной. Он обнаруживает, что
обманывать нехорошо, но очень хорошо обмануть и не попасться, это приводит
его в восторг. Из Леши, т.о., формируется плут, и это становится
доминирующей чертой его характера. Он оказывается расколот в себе, сам
сознает свою расколотость, но, поскольку с ней (расколотостью)связаны
удовольствия, он полюбил эту расколотость, ему стало приятно водить за нос
тех, кто верил ему и видел в нем прежнего Лёшу, ласкового и доброго,
совестливого мальчика, потому что обман - это тоже в чувственном отношении
приятная ведь, это тоже удовлетворение чувственностью самой себя.. А мальчик
оказывается с двойными дном. Начинаются походы по пиву, по девочкам, и всё
это хорошо и приятно. Это - его реальность, его настоящая чувственная жизнь.
А на противоположном полюсе он продолжает некоторое время играть прежнего
Лёшу, совестливого, хорошего мальчика. Но так как реальность спрятать совсем
невозможно, то возникает у него напряжение с людьми, придерживающихся
принципов морали.
-Верно. Это началось его увлечение богом. Он накупил книжек, перед обедом
молится. И еще мне говорил: ты грешница, ты в церковь редко ходишь, а он в
церкви лоб себе расшибает. Посмотришь, ну, такое уж набожное существо, прямо
святой. Я говорю: "Леша, ведь это всё у тебя наносное, одно притворство.
Ведь заповедей божьих ты не выполняешь: ты обманываешь, пьешь, гуляешь с
девками, изменяешь. Ты богом прикрываешься, прячешься за бога как за ширму.
Я перед богом чиста: я никого не обманываю, обетов не нарушаю"...
-Так вроде бог и не нужен.
-Может, я и грешна, но в церковь я не люблю ходить. Обман всё это. Вон они на
мерседесах раскатывают, а потом еще проповедуют христианские добродетели, а
ведь мерседесы они приобретают не за счет следования христианским заповедям.
-Да, есть во всём этом своего рода странность, связанная с богом, и я думаю,
что вовсе не случайно это расшибание Лешкой лба в церкви. В библии ведь
написано, что раскаявшийся грешник господу слаще, чем не совершающий греха.
Собственно, этот текст в библии на самом деле представляет собой отражение
инстинкта "потерявшего себя человека", то есть человека, который не способен
противостоять своей чувственности, у которого она доминирует. Он бы вроде и
хотел быть хорошим, и хотел бы, пожалуй, даже и не грешить, но неспособен
этого сделать, грязненький он в себе, вот он грешит и кается, грешит и
кается. А каково ему жить-то с такой правильной женой. Ведь Леши, того
правильного мальчика, за которого ты выходила замуж, уже давным -давно нет,
перед тобой уже совсем другой человек.
-Это правда. Лёшка настолько изменился, что ни я, ни мама - мы не узнаем его.
Это совсем другой человек. Вера говорит:"А если вдруг Лёша возвратится к
тебе, ты его примешь?" Я удивленно смотрю на неё: Леша сейчас для меня
просто брат Валеры.
-Вот-с. Значит, т.о., что мы получаем? Пока Леша был тем самым неоперившимся
воробушком, послушным, добрым мальчиком, который правильно рассуждает,
правда, с глупым лицом, он соответствовал тебе как человеку, для которого
важны именно человеческие принципы. Когда же он начал оперяться, и
показывать то, что он собой представляет, естественно, возникло
рассогласование, несоответствие между двумя психологическими системами .
Теперь с одной стороны он имел "правильную" жену, с другой стороны, его вело
чувственное, инстинктивное отношение к реальности. И в этой чувственной,
инстинктивной реальности он чувствовал себя дома, тогда как "правильная",
"нормальная" жизнь была для него теперь вещью чуждой. И ему оставалось
только притворяться перед тобой, потому что ваши образы жизни теперь были
несовместимы. Т.о., здесь уже шел раздрай, из которого выхода по определению
не было и который мог закончиться одним - разводом, поскольку вы оба - люди
независимые, и вам незачем "жертвовать своей жизнью" ради другого.
И вот тут-то и появляется Танька, которая как раз и оказалась в психологическом
плане полностью ему соответствующей. Можно это называть неразвитостью,
деревенскостью, как угодно, хотя, скорее всего, все эти вещи вторичны, и
вопрос на самом деле не вовсе в уровне развития. Просто Танька - это
тип человека, голова, мозги, сознание которого полностью соответствуют
уровню чувственности, отражают его. И поэтому то, что говорит Танька, как
она говорит, как она рассуждает, в точности ложится на Лёшкину
чувственность. Они понимают друг друга и друг другу соответствуют. И поэтому
они могут без конца ругаться, посылать друг друга - на самом деле это
нормальный уровень их отношений, и Лёшка всегда будет воспринимать Танькины
аргументы именно потому, что по сути своей они носят не рациональный, а
чувственный характер.. Опять же, ночная кукушка..
- Но ведь Лешка был в школе, в особенности по химии, очень способный, он в
школе решал институтские задачи. Ему пришлось идти работать, потому что надо
было идти работать.
-В этом-то всё и дело. Ведь в жизни что мы наблюдаем? - что рабочие
воспроизводят рабочих, интеллигенция воспроизводит интеллигенцию, бизнес
воспроизводит бизнес. Дети из рабочей среды, даже когда родители настаивают
на продолжении ими своего образования, не хотят учиться и не
идут учиться, потому что рабочая среда не даёт ребенку субкультуры учебы,
зато создает рабочую субкультуры со всеми её поведенческими схемами.. И еще
одна важная сторона: деньги. Когда у человека появляется возможность
зарабатывать деньги, то чаще всего денежный аргумент перевешивает все другие
аргументы, поскольку на деньги можно купить удовольствия. И лишь единицы
вырываются из своего культурного слоя, противопоставляя его привычным схемам
собственную волю для их преодоления.
Ты говоришь, что он был способный. Была точка, с которой всё началось. Помнишь,
Лешка как-то сказал тебе, что ему всё надоело, неужели он всю жизнь так и
будет трубы крутить. Это как раз была кризисная точка отключения его мозга,
перехода на чувственное отношение с внешней средой. Он тогда хотел перейти
работать в милицию. Ты выступила против. Между тем, это был
своего рода шанс. Конечно, ничего нельзя утверждать, в какую жизнь для Лёшки
вылился бы такой переход, но во всяком случае, как представляется, это
был более высокий уровень. Так что, возможно, твои опасения за Лешкину жизнь
сыграли с тобой злую шутку. Не даром говорят, что благими намерениями
вымощена дорога в ад. Как бы там ни было, но это была точка безнадежности,
определившая характер отношений Лешки с внешней средой, момент отключения
доминирования его сознательного отношения к реальности и переход к
чувственному отношению. Впрочем, здесь сложно что-либо утверждать наверное,
потому что "свинья свою грязь найдет", а у Леши слишком слабая нервная
система, чтобы он мог самостоятельно чего-то добиться.
Мы стояли метрах в пятидесяти от дома посередине дороги и разговаривали. Там,
рядом с домом, появились Леша с Танькой и с коляской с Дашкой. Я посмотрел на
собеседницу. То, что произойдет дальше, она, очевидно, предвидела, и сейчас
забавлялась, комментируя происходящее; " Танька говорит себе: я сейчас пройду
мимо них королевой. Лёшка трус, но он надеется, что мы прощаемся".
Действительно, пара, увидев нас, о чем-то переговаривается и медленно
направляется в нашу сторону. Я Лешу не видел с тех самых пор, когда у него
начались нелады в семейной жизни. Говоря по правде, мне не хотелось видеть ни
его, ни Таньку, потому что я не обладаю способностью "объективно" смотреть на
вещи, и притворяться я не умею. Поэтому "пересечение путей" положительных эмоций
не предвещало никому, кроме, пожалуй, моей собеседницы, которая буквально
сканировала душевные движения пары и это её искренне забавляло, . "Так,
Леша понял, что мы не прощаемся. Он убеждает Таньку вернуться, а Танька
настаивает на своём, чтобы самоутвердиться. Ну, вот, они повернули домой.
Конечно, Лёшка же трус, не выдержал. Он от меня знаешь, как бегал, только чтобы
со мной не встречаться." Я поставил себя на место Лёшки, и представил, как
невозможно ему было бы посмотреть мне в глаза.
12.07.07 г.