на главную страницу
визитка
темы
Чувственное восприятие мы непроизвольно сопровождаем словами. Это выглядит так:
дано чувственное восприятие. Мы говорим: "Это (чувственное восприятие) есть
то-то (такое-то понятие), причём, этот процесс обычно настолько автоматизирован,
что мы его не замечаем.. И поскольку нами даётся то или иное определение
объекту, мы действуем в соответствии с его определением. И в результате
получается так, что то, что мы осознаём, это чувственное восприятие и реакция на
него. Промежуточное же отношение нами не осознается. И мы зачастую не в
состоянии понять, почему мы поступили так или иначе.
Т.о. получается, что нами осознаются (наблюдаются) вход и выход
рефлекторной схемы. Само же основание рефлекторной схемы - то, на основе чего
осуществляется связь между чувственным раздражением, афферентной частью рефлекса
, и реакционным шаблоном, эфферентной частью рефлекса, нами не замечается
И, точно также обратный процесс, когда речь идёт о воспоминании. Мы
говорим: "Что я воспринимал?"- У нас воспроизводится понятие (в форме слова,
словесного выражения) воспринятого, и от него совершается переход к его
чувственному образу.
Также , выясняя причину наших действий, можем задаться вопросом: чем
они вызваны, и у нас возникает образ чувственного раздражения.
Вот и получается два уровня: собственно чувственный, рефлекторный, и
уровень осознания.
Что касается последнего, то в нём, насколько я понимаю, всё должно
быть перевернуто. Создается впечатление, что на уровне осознания человек,
напротив, не воспринимает ни чувственность, ни действия. Он начинает с их
отражения в сознании в виде понятий, и существование человека совершается
полностью в этой сфере. Человек как бы не выходит в реальность, существует вне
её, не осознает ни её, ни свою собственную чувственность. Тогда его сознанию
должна быть представлена, видимо, средняя часть рефлекса, которая выступает для
него в качестве крайних терминов, тогда как сама не осознаваемая им реальность
является средним термином.
Т.о. мы получаем два состояния, два вида существования человека:
существование человека «в мире» и его существование «в себе». В качестве
существующего в себе человек опирается на себя, при этом он сам есть система
понятий, которой он оперирует и из сферы которой он не способен выйти. Отсюда мы
получаем также субъективные законы оперирования понятиями, определенные его
нервно-психологической конституцией и обусловленной ею характером реакций,
которые в субъективном мире проявляют себя в качестве чувств и эмоций, которые
оказываются непосредственно завязанными на понятия, разряжающиеся поведенческими
шаблонами
13.06.08 г.