на главную страницу
визитка
темы

О проявлении рефлекторных схем в сознании

    Чувственное восприятие мы непроизвольно сопровождаем словами. Это выглядит так: дано чувственное восприятие. Мы говорим: "Это (чувственное восприятие) есть то-то (такое-то понятие), причём, этот процесс обычно настолько автоматизирован, что мы его не замечаем.. И поскольку нами даётся то или иное определение объекту, мы действуем в соответствии с его определением. И в результате получается так, что то, что мы осознаём, это чувственное восприятие и реакция на него. Промежуточное же отношение нами не осознается. И мы зачастую не в состоянии понять, почему мы поступили так или иначе.
   Т.о. получается, что нами осознаются (наблюдаются) вход и выход рефлекторной схемы. Само же основание рефлекторной схемы - то, на основе чего осуществляется связь между чувственным раздражением, афферентной частью рефлекса , и реакционным шаблоном, эфферентной частью рефлекса, нами не замечается
   И, точно также обратный процесс, когда речь идёт о воспоминании. Мы говорим: "Что я воспринимал?"- У нас воспроизводится понятие (в форме слова, словесного выражения) воспринятого, и от него совершается переход к его чувственному образу.
   Также , выясняя причину наших действий, можем задаться вопросом: чем они вызваны, и у нас возникает образ чувственного раздражения.
   Вот и получается два уровня: собственно чувственный, рефлекторный, и уровень осознания.
   Что касается последнего, то в нём, насколько я понимаю, всё должно быть перевернуто. Создается впечатление, что на уровне осознания человек, напротив, не воспринимает ни чувственность, ни действия. Он начинает с их отражения в сознании в виде понятий, и существование человека совершается полностью в этой сфере. Человек как бы не выходит в реальность, существует вне её, не осознает ни её, ни свою собственную чувственность. Тогда его сознанию должна быть представлена, видимо, средняя часть рефлекса, которая выступает для него в качестве крайних терминов, тогда как сама не осознаваемая им реальность является средним термином.
   Т.о. мы получаем два состояния, два вида существования человека: существование человека «в мире» и его существование «в себе». В качестве существующего в себе человек опирается на себя, при этом он сам есть система понятий, которой он оперирует и из сферы которой он не способен выйти. Отсюда мы получаем также субъективные законы оперирования понятиями, определенные его нервно-психологической конституцией и обусловленной ею характером реакций, которые в субъективном мире проявляют себя в качестве чувств и эмоций, которые оказываются непосредственно завязанными на понятия, разряжающиеся поведенческими шаблонами

   13.06.08 г.