на главную страницу
визитка
назад
Поток сознания вещь непрерывная и представляет собой психологическую ( феноменологическую) машину отражения отношений субъекта с внешней средой.
Поток сознания относится к своим физиологическим механизмам как функция к механизму, который эту функцию реализует и который «может быть собран на разной элементной базе». Это примерно как компьютерное железо относится к программам, которые это железо выполняет, но при этом процесс создания и отладки программ лежит за пределами железа компьютера.
Вот мы и представим себе, что имеем дело с компьютером. Но и этого недостаточно, поскольку еще должен быть тот, кто управляет всем этим хозяйством, то есть должна быть вещь, противоположная всем этим железкам, скажем так, некоторое я, которое реализует себя в реальности через работу компьютера, и как эксплуатирует, так и создает программы.
Теперь придадим такому компьютеру органы чувств и инструментальные органы, посредством которых компьютер может как воспринимать, так и действовать как на такие же точно, как и он сам, так и на любые другие объекты внешней среды,
и при этом, естественно, предположим, что существует связь между данными, которые поступают от органов чувств к программам компьютера, с одной стороны, и между программами компьютера и инструментальными органами,
с другой, и считается, что
всё это вместе образует как "личность" компьютера ( его "психологию"), так и, "в лице" его железа,
его "физиологию",
а также и то, что в ощущениях и чувствах я отражаются состояния всех этих вещей;
и еще добавим к этому, что с другой, противоположной, а именно, субъективной стороны, со стороны "я" мы, в свою очередь,
само я можем рассматривать с функциональной точки зрения и припишем ему следующие возможности:
во-первых, способность устанавливать соответствия между чем-то и чем-то, причем, в общем плане
я свободно устанавливать любые формы соответствия. И в этом выражается свобода я.
Но эта его свобода должна быть дополнена принципом детерминизма - законом функционирования системы в целом, который
сформулируем так: в результате изменения системы соответствий, определяющих законы функционирования системного целого, изменяется характер функционирования системы
как материального образования в её отношениях с внешней средой. Результаты функционирования системы отражаются на субъективном состоянии я (ведь мы с вами договорились, что я - вещь субъективная) Тем самым наше я оказывается в зависимости от материальных свойств внешней среды, от программ, которые сидят в его компьютере и от состояния железа компьютера.
Оно несвободно в формировании системных соответствий, так как его самочувствие
существенно зависит от того, какого рода соответствия будут обеспечены его
деятельностью.
Т.о., оказывается, что наше я - это, с одной стороны, железо плюс его программы,
а с другой стороны я - это субъективная
сторона того же самого, следовательно, противоположная сторона, поскольку
отражает все эти вещи; и поэтому я приходится устанавливать соответствие между
системными элементами целого путем определения констант, определяющих формы этих
соответствий, что отражается в конечном счете на его собственных состояниях, так что ошибки в этом деле могут привести
к поломкам как собственно "психологического" аппарата машины, , но также и
"физиологического", поскольку "психологическими" схемами определяются режимы
работы железа, и эти режимы работы могут привести к выходу его из строя.
Наконец, мы можем выделить специальную сферу компьютера, которая называется его языком и специально предназначена для обмена информацией между компьютерами. Например, если один такой компьютер видит, что другой дымится, и у него есть программа, которая привносит смысл в этот внешне фиксируемый признак вроде того, что "в тебе есть неисправность", ты, т.ск., болен,
то благодаря языку на что другой компьютер может не только получить эту информацию, но,
если он стремится скрыть свою болезнь, может ответить, что у него все ОК.
Т.о. мы получили полумеханическую модель, которая представляет собой
систему, находящуюся в процессе жизнедеятельности и состояния которой так или
иначе отражаются в сознании как опосредующем отношения машины и я. Итак, представим себе, что такая живая машина, представленная вашим покорным слугой, получила в четверг, 2 августа 2007 года следующее сообщение:
-В пятницу и субботу рынок на "Локомотиве" не работает: день железнодорожника.
Сознание, которое перед этим было на нуле, подобно включенному приемнику, который кроме шумов работы собственных схем и фона атмосферных помех ничего не принимает, восприняло эту информацию. Так как оно уже привыкло пропускать информацию, непосредственно
к я не имеющую отношения, оно, на основе этой привычки хотело было и эту информацию пропустить, однако поступившая информация актуализировала "рыночную" программу. которая, механически просчитав последствия для
моего я этого сообщения, передало его я, и сознание обратило своё ленивое внимание на
я - что оно скажет, а я, которому в такую жару самому лень было чем бы то ни было заниматься, выдало свое решение сознанию - идти на рынок. И отключилось. Ну, что, сознание включает автоматизм (программу) похода на рынок. Я отключено, сознание лениво выставило свои антенны восприятия, и вся эта психо-физическая машина на автопилоте отправилась на рынок. И пока осуществляется это движение, сознание работает на уровне отражения соответствия фона движения
программе движения машины
я.
Наконец, оказываюсь у павильона двух сестер-кореянок, Иры и Инны. Перед их павильоном, как всегда, очередь, потому что они не хамят и не обманывают. На автомате спрашиваю у мужчины: "За вами?" Он поворачивается.
Непривычно открытое дружелюбное лицо, мое сознание включает его в фокус и машина
начинает искать программу, соответствующую этой открытости, а с моей
стороны возникает какой-то задавленный ответный положительный импульс . И
от того, что импульс задавленный , мне становится неприятно "перед
самим собой". Мужчина кивает и говорит: "Я отойду покурю" Я вижу, что он отошел в сторону от толпы, за павильон, где дым сигареты никому не может мешать. И снова поражаюсь.
Машина копается в программах, пытаясь найти образцы подобного поведения и не находит. В моей системе для
этого нет
программы, и моё сознание в растерянности. В машине есть сколько угодно программ для людей, курящих перед вашим носом и на ваше замечание отвечающих что-н. в роде "не нравится - отойди". Компьютер начал греться - у него нет опыта общения с такими людьми, он не знает, какую
выдать команду. И, так как программу найти не удается, делать нечего, сознание отключается от мужчины
и отключает поиск программы.
Через некоторое время передо мной появилась молодая веселая женщина. "Здесь?"- обернулась она к мужчине. Он кивнул. Где-то внутри мне, может быть, и хотелось бы оказаться в мире ауры, в которой были эти двое. Но это был не мой мир. Попытка настроиться на него вызывала во мне напряжение и неудобство. Я чувствовал, что если захочу создать такую же ауру, то не смогу, это будет ложь, так что я оставил эту мысль. И потому, что я - не они, я мог всего лишь внутренне пытаться позитивно отнестись к ним, но чувствовал, что и это чем-то похоже на лицемерие. И я просто превратил их в обычный текущий фон моего сознания.
И выключился.
"Я отойду"- сказал мужчина. "Куда?" - по извечной женской привычке всё контролировать настойчиво спросила женщина. Мужчина отошел. Между тем, очередь женщины, наконец, подошла. Пока она скупалась, подошел, улыбаясь, мужчина, в руках у него бокал с квасом, который он принес женщине. Она, ответно улыбаясь, взяла бокал. И они ушли.
Наконец, я купил на рынке как будто всё, что было нужно. Направляюсь к выходу. В глаза попадается томатная паста. Она оказалась раздражителем, который остановил меня. Было ясно, что я никакой команды на останов не давал, напротив, у меня была сознательно данная самому себе инструкция не покупать пасту. Тем не менее, я чувствовал, что отключен от управления машиной, а сознание, напротив, подключено к ней, и это вызывало во мне чувство неудобства и уязвимости. Казалось, я уже знал, что произойдет дальше. Я открыл кошелек и достал сотню по команде от машины. Я отчетливо чувствовал, что сейчас не я управляю машиной, а машина мной, и моё сознание принадлежит не мне, а машине;
я еще пытался сопротивляться, затормозить работу машины, говоря, что то, что с сотни нужно давать 90 рублей сдачи, расставаясь с десятками, раздражит продавщицу Более того, продавщица решит, что я и пасту покупаю только ради того, чтобы разменять сотню. Разумеется, весь этот протест был написан у меня на лице. Но машина меня не слышала, а сознание, похоже, наслаждалось моим неудобным положением и было очень довольно. Здесь, во всём этом
реализуемом моей машиной поведении уже была заложена программа,
провоцирующая продавщицу на поведение определенного рода. Было очевидно, что
весь мой вид, моя принужденность не могли не вызвать ответа
другой стороны.
Продавщица была здоровая дебелая девица, существующая "здесь и сейчас" Она в это время занималась своими делами с товарками, и
я её, естественно, отвлек.
"Дайте иранскую пасту" - сказал я.
Автоматически девица взяла деньги. "За восемнадцать?" - "За десять" На мой ответ у нее тут же сработал ситуационный рефлекс.. Ей не нужна была никакая ориентировка: работал стереотип. Слишком много за день мимо неё проходят подобных мне. Она подала банку и,
отсчитывая сдачу, насмешливо заметила : "Может, на сотню десять?" - "Можно
на сотню десять, но лучше одну"- сказал я, чувствуя, что говорю именно то, что и должен сказать в данной ситуации, то есть выдавая соответствующий шаг программы машины. и в то же время чувствуя, что я подличаю, потому что испытываю чувство вины перед продавщицей, сам же перед этим запрограммировав
это чувство в себе. И именно это моё собственное чувство вины и вызвало
теперешнюю реакцию продавщицы. Я отошел от неё, чувствуя себя подловатым и в то же самое время
обиженным и бессильным . - не физически, а психологически - чем-то компенсировать это состояние. Вся же система: и машина, и сознание - кажется, смотрели на меня весело и с ухмылкой: мол,
а вот мы как над тобой подшутили!
02.08.07 г.