на главную страницу
визитка
назад

Первое слово

Даня, конечно, говорит "мама", "Дима", но это у него происходит механически, подобно тому, как говорят собаке: подай голос – и она лает. Сам, «добровольно», он не говорит. Ему чуть больше года.
Вечером Марина с Димой приехали домой, зашли в комнату. Дима держит Даньку на руках. Даня, как обычно, тянет руку, показывая вокруг себя: а.. а.. а..
Эти "а" у него нагружаются интонациями вопроса, утверждения, удивления, жалобы, требования и т.п.
Затем он тянет руку к столу и требует: а! Маринка начинает подавать со стола то, что обычно он просит. Но на этот раз всё не то. Ребенок раздражается, родители не могут понять, чего он хочет. И вдруг, на последней стадии недоумения родителей, которые, кажется, уже всё перебрали, возможное и невозможное, из того, что он может хотеть, и раздражения Дани, они слышат от него: «Водя» - и они видят, что он показывает на кружку.

Любое умение вырастает из потребности, из того удобства, облегчения отношений с внешней средой, которое оно дает. Пожалуй, здесь ярко проявляет себя закон экономии энергии. Мы видим, что ребенок тянет руку, показывая на кружку. Он хочет пить. Родители его не понимают. Его потребность оказывается неудовлетворенной, и способ удовлетворения её, который он использует, требует всё новых и новых затрат энергии без удовлетворения потребности, что вызывает в ребенке всё большее и большее раздражение. И тут у него и прорывается в работу вызревающий механизм речевого воздействия.

Здесь где-то существует точка, в которой приходят к выводу, что используемая схема не работает. Животное в опыте, применяющее умение, которое не срабатывает, довольно долго безуспешно пытается с его помощью добиться своего, наконец, прекращает попытки, садится и осматривает ситуацию «новыми глазами». Что это может означать? Что исходная ситуация опыта им рассматривалась с точки зрения аффекторного кода, соответствующего его умению.
Это значит, что животное в ситуации видело те признаки, которые соответствуют его умению, и эти признаки и включили аффекторный код, дополняющий картину выделенных признаков до целого, соответствующего аффекторному коду, и в то же самое время исключили из существующей картины всё то, что не относится к нему. Поэтому животное видит (или полагает, что видит) известную ситуацию, по сути оно «галлюционирует» или полагает или предполагает галлюцинаторное содержание, обусловленное аффекторным кодом, накладывает его на реальность; аффекторный код вызывает привычную программу действия, которая должна завершиться преобразованием исходной ситуации в целевую. Если этого не происходит, обычно начинаются всевозможные корректировки действий, повторения действий, и всё это может продолжаться достаточно долго, в точном соответствии с анекдотом о студенте, видящем яблоко на дереве. На вопрос о том, что следует подумать, как его сорвать, студент, не задумываясь, отвечает: «Да о чем тут думать, трясти надо»

Когда животное прекращает действия и садится, осматривая ситуацию, это значит, что актуализированный перед этим аффекторный код заторможен, и ситуация начала рассматриваться «свободными», непредвзятыми глазами, что у него доминирующее положение начала занимать ориентировочная реакция. Происходит как бы выбор иной схемы действия на основе осмотра ситуации на фоне предшествующего отрицательного опыта.
Иными словами, отрицательный результат становится основанием для содержания рефлекторного мышления, протекающего по принципу «да-нет» на основе ощущения импульсов, приходящих от осматриваемой ситуации и накладываемого на ситуацию опыта осуществленных действий. Целостность "ситуация – действие" обусловленная умением, разбивается на составляющие её части. Возникают колебания между восприятием ситуации и отрывом от неё, воображением её и идеальных (воображаемых) действий в ней, которые преобразуют её, создавая благодаря воображаемому действию воображаемые приращения (изменения) в ней. Т.о. формируется идеальный образ результата действия. Теперь этот идеальный образ результата действия можно проверить на практике, можно установить, действительно ли в результате осуществления воображаемого действия на практике получится то, что ожидается.
Вообще исходная ситуация – то или иное действие в ней - и результат, получаемый в результате осуществления действия - этот результат может быть один и тот же всегда, когда действие применяется к чему-то, и тогда устанавливается связь, формируется конструкт между исходной ситуацией, определенным действием в ней и определенным получаемым результатом. Или же результат варьируется с какой-то частотой повторяемости. Но если однажды был получен какой-то результат, то это означает, что получение его возможно, и тогда следует искать условия, при наличии которых данное действие его производит. С другой стороны, множество конструктов становится основанием для рефлекторного мышления, которое представляет собой не что иное, как «действия про себя» и которое позволяет производить из простых конструктов "ситуация - действие -приращенная (измененная) ситуация" сложные конструкты, что приводит к тому, что уже один взгляд на ситуацию позволяет актуализировать и реализовать практически сколь угодно сложные конструкты, получая заданный результат.

Если вы очень любите своего ребенка и всячески стремитесь облегчить его жизнь, если вы угадываете все его желания по элементарным его движениям, вы тем самым создаете условия для отставания его психического развития.
Перед ребенком должны ставиться задачи, формирующие у нем очередные умения.

13.09.07 г.