на главную страницу
визитка
назад
Вот еще одна характерная ошибка. На днях звонит Володя: «Зайди, есть к тебе вопрос». Хорошо, захожу.
-Видишь, Samsung – говорит он, показывая на магнитолу.- Всё было нормально, никаких вопросов. Но сейчас радио работает, кассета играет, а диск молчит.- Володя открывает инструкцию и продолжает – Вот здесь написано: «Прежде, чем нести в мастерскую, проверьте следующее…если не работает диск, то причиной могут быть: не включен режим диска, диск уложен не той стороной или загрязнилось читающее устройство». Мы с Надей что только ни делали - молчит. Наверное, загрязнилось читающее устройство. Где оно и чем его чистят?
Я говорю: «Существуют специальные чистящие составы. Конечно, бензином или ацетоном нельзя»- «А если просто тряпочкой?»- « Ну, включай» Володя включает режим диска и говорит: «Вот, сам заводи» Я открываю защитную крышку. Володя показывает на устройство, прижимающее диск, и говорит: «Где читающее устройство?» Я показываю ему на линзу и устанавливаю диск. «Ты не той стороной ставишь»- говорит Володя. Я включаю, всё работает. Володя изумленно смотрит на меня, в первую минуту не понимая, в чем его ошибка. Естественно, он тут же обзывает себя и Надю баранами за то, что не догадались перевернуть диск.
Между тем, вопрос гораздо интереснее. Володя и Надя правильно ставили диск до тех пор, пока у Володи однажды чувство в результате чувственного впечатления – очевидно, взгляда на прижимное устройство и диск – не создало рефлекторную связь между прижимным устройством и диском, а левое полушарие, наблюдающее за действиями правого, не объяснило последнему в этой уже образованной связи прижимное устройство как считывающее.
Так как прижимной механизм находится сверху, то, раз он считывает, то естественно, что диск следовало ставить лицом к нему, то есть «вверх ногами». Совершенно правильно сработало сознание на случайно образованную рефлекторную связь и рефлекторное же, случайное объяснение сознания. И, пока у Володи существовало случайное объяснение рефлекторной связи как истинное, ему и не могла придти в голову мысль, что можно попробовать поставить диск другой стороной.
Т.о., мы видим, что случайно, непроизвольно образованная связь и случайное же её объяснение принимается за истину, за аксиому.
Этот акт самый интересный в том отношении, случайное определение чего-то на чувственном уровне начинает определять сознательную деятельность человека.
Это должно выглядеть т.о., что внимание, связанное с действием, упирается случайно на какую-то деталь, и возникает вопрос: что это? – задаваемый правым полушарием левому. Левое полушарие объясняет, и, как мы знаем, объяснения этого рода весьма и весьма случайны. Обратитесь для примера хотя бы к объяснениям пациента P.S. Газзанига. Но благодаря этому объяснению фиксируется связь между образованным сложным объектом и его функцией, и действие начинает определяться этой связью.
сли вы обратите внимание на свой собственный опыт, то наверняка обнаружите в нём подобного рода ситуации. br>
В этом плане разработка теории подобного рода ошибок представляет собой несомненный практический интерес. br>
16.09.07 г.